3-4 июня во Владивостоке пройдет Медиасаммит: недавно возрожденное отделение Союза журналистов России так заявляет о себе. Саммит дальневосточный: уже приехали журналистки из Иркутска (их я видела), из других городов Дальнего Востока. Ожидаем москвичей (лето, солнце, Русский остров).

Но программа (весьма насыщенная) начнется во вторник, а в понедельник устроители саммита провели тренинг по защите журналистов и безопасности журналистской деятельности. Обучающий тренинг организовали ARTICLE 19 при поддержке Центра защиты прав СМИ и Союза журналистов России, проводил эксперт Риккардо Гонсалес (Ricardo Gonzalez) – мексиканский журналист, сотрудник регионального бюро «Артикль 19» по Мексике и Центральной Америке.

Организация «Артикль 19» возникла в Англии в начале 1970-х из кампании в защиту Салмана Рушди – поэта, оскорбившего своими стихами Иран. С тех пор организация разрослась и теперь позиционирует себя глобальным лидером по защите журналистов.

«Наш целостный подход к защите не просто занимается предоставлением поддержки в чрезвычайных обстоятельствах, но и пытается создать атмосферу поддержки, дающую возможности для правозащитников и журналистов». Или, как сказал Риккардо Гонсалес: «Мы как единицы не можем бороться со всем комплексом угроз, но есть организации…» Или, другими словами: изоляция способствует увеличению рисков.

Речь на тренинге шла не об особенностях российского законодательства в области СМИ, не о судебных тяжбах, а о том, что может сделать сам журналист, чтобы снизить риски, сопутствующие его профессии.

Сначала участники, разбившись на четыре группы, составили списки угроз, исходя из собственного опыта, потом обсудили эти угрозы. А во второй части – придумывали, как уменьшить риски.

На тренинге, кстати, присутствовали четверо из газеты «Прибой» - она издается для подростков и молодежи, и пишут для нее подростки и молодежь. Вот трое юных журналистов и участвовали в тренинге (во главе с редактором Аллой Новик). Вполне продвинутые ребята.

Завершала тренинг тема «Конфиденциальность и цифровая безопасность».

Говорил Риккардо Гонсалес, кстати, на международном языке – английском. С участием переводчицы, конечно, поскольку народ собрался в разной степенью владеющий английским языком. Но вот последнюю, «компьютерную» часть, можно было понять почти без перевода: все термины ведь в области IT интернациональны.

О воссоздании отделения Союза журналистов во Владивостоке, кстати, говорили давно и долго, и многие сомневались: а зачем? А стоит ли?

А вот затем, хотя бы, чтобы были подобные совещания с семинарами и тренингами хотя бы раз в год. Ведь изоляция, как нам сказали, способствует увеличению рисков!

Марина ЗАВАДСКАЯ.


Справка:

В 2007 году глава Центра экстремальной журналистики Олег Панфилов заявил, что, по его данным, в России с начала 1990-х годов погибли около 300 журналистов. Среди известных журналистов, погибших в результате убийств, оставшихся нераскрытыми - Анна Политковская, Владислав Листьев. При странных обстоятельствах в начале XXI века скончались известные журналисты, занимавшиеся расследованиями - Юрий Щекочихин и Иван Сафронов.

Основной задачей журналиста является информирование населения, граждан. Воспрепятствование кем бы то ни было деятельности журналистов подрывает легитимность власти РФ и должно преследоваться по закону как государственное преступление.