фото

Мы недалеко шагнули от бандитских 90-х, когда многие совковые идеологи в одночасье преобразились и подались к уголовникам-рэкетирам. Сейчас внешне все выглядит по-другому. Но создается такое впечатление, что многие из нынешних действующих политиков водят дружбу с криминальными авторитетами, потому что кормятся совместно – от общих дел.

У нас выстроилась вертикаль власти из угодных кому-то людей. И покуда этот механизм работает отлаженно и без перебоев, то обычного и вполне порядочного человека, у которого нет никакой «смазки» и он застрял, как в горле кость, система может выплюнуть в никуда и даже сделать виновным.

Так легко переложить вину удобных власти людей на простого человека, посадив его, например, за решетку. Кто-то скажет, что тех, кто сидит без вины, не бывает. Ну а те, кто не раз обивал пороги судов и прокуратур, сталкиваясь с произволом, казалось бы, компетентных органов, легко поверит, что в нашей стране все возможно, и на месте невинно осужденного может оказаться любой.

Полагаю, таким обычным, но кому-то неудобным человеком, оказался Александр Маркин. 3 апреля Верховный суд начал рассматривать апелляционную жалобу на обвинительный приговор в отношении Александра Маркина. О том, как он угодил за решетку, я узнала, прочитав сообщения в его «ЖЖ» и решила, что непременно побываю на судебном процессе.

Открытое обращение Александра Маркина в сети Интернет

Прежде всего, невольно мое внимание привлек заголовок в ЖЖ «Ночной вердикт. Открытое обращение к присяжным». Будто пытаясь пробурить скважину в какой-то безумно крепкой стене равнодушия, Маркин пытался достучаться до сердец присяжных, которые вынесли в отношении него вердикт «виновен».

– Если вам, уважаемые присяжные заседатели, так же, как и судье Вьюнову А.В. вместе с гособвинителями Щегловой и Ворожейкиной все равно, кого сажать, то вы хоть о людях подумайте, – в числе прочего писал Александр Маркин, – ведь те, кто взорвали Вюнша, Федоренко и Жукова, не привлечены к уголовной ответственности. Вспомните, сколько раз после 25 августа 2004 года в Москве, и не только, взрывали поезда, метро, аэропорты и т.д. Вам это о чем-то говорит?

На основании вердикта присяжных Александр Маркин был приговорен к пожизненному заключению. Свое послание к людям, которые росчерком пера решили его судьбу, он завершал словами:

– Исходя из вышесказанного, я прихожу к одному выводу – за вашу совесть надо молиться. Когда-нибудь вы это поймете.

Я подумала, что высказываться подобным образом, очевидно, может только человек, который невиновен. По словам тех немногих, кто посещал судебные процессы по обвинению Александра Маркина, говорили, что Александр до последнего был уверен в том, что ему опасаться нечего, потому что суд во всем разберется, ведь люди в мантиях не могут допустить, чтобы невиновный получил реальный срок. Но приговор, оглашенный судьей Вьюновым, казался настолько неожиданным, как будто обрушилась снежная лавина, от которой некуда деваться.

Присяжные вынесли вердикт под утро…

Как мне стало известно, это была вторая коллегия присяжных заседателей, которая выносила вердикт в отношении Александра Маркина. Вердиктом первой коллегии присяжных, который прозвучал в Мособлсуде 6 марта 2008 года, Александр Маркин был полностью оправдан. В тот день десять из двенадцати присяжных признали его невиновным.

Но Верховный суд отменил приговор и отправил дело на новое рассмотрение. Второй вердикт оказался жестким. В ночь с 8 на 9 августа коллегия присяжных судей находилась в совещательной комнате и в 4.40 утра единогласно вынесла вердикт «виновен и не заслуживает снисхождения».

«Больше всего в принятом решении, — будет потом писать Александр Маркин, — меня настораживает слово-клеймо – «единогласно», как-то грустно вспомнить, что все это не так давно было… И это при учете того, что вы видели в каком «режиме» судья Вьюнов А.В. проводил суд».

Кто же такой Александр Маркин? Почему система так настойчиво не хочет отпускать его, ухватив в свои паучьи лапы? Как считают те, кто следил за развитием судебного процесса, он обычный гражданин, которого система решила использовать, обвинив в чужих грехах, чтобы оставить в тени важных особ… Они-то, по их мнению, должны были быть за решеткой вместо Маркина.

Ранение при исполнении службы

До некоторых пор в жизни Александра Маркина все шло своим чередом. После окончания средней школы он служил в армии на космодроме Байконур, в батальоне охраны. Потом, возвратившись домой, поступил в Донецкий институт физической культуры и спорта. Жизнь протекала по обычному сценарию: дом, семья, работа. Спустя шесть лет после окончания института физической культуры и спорта – в 1993 году – работал телохранителем в Москве.

Однажды – в 1995 году — исполняя свой служебный долг, получил огнестрельное ранение тяжелой степени. Но делу о нанесении увечья, как полагают близкие Александру люди, не дали ходу, потому что в Александра стрелял человек, одетый в форму сотрудника милиции. По словам родных, дело было утеряно, а из НИИ СП им. Н.В. Склифософского, где он находился на лечении, вскоре исчезла история болезни.

Не важны обстоятельства – следствию нужен «громоотвод»

Событие, которое перевернуло жизнь Александра Маркина, произошло 2 декабря 2002 года. Именно в этот день совладельца холдинговой компании «Оптифуд» Михаила Вюнша вместе с двумя охранниками взорвали в собственном автомобиле.

Очень быстро доля бизнеса Вюнша перешла к его партнеру Ивану Оболенцеву, который удивительным образом избежал всяких подозрений в убийстве своего компаньона по бизнесу. Чуть позже нашли отравленным нотариуса, который оформлял долю бизнеса убитого на Ивана Оболенцева.

Казалось, клубок завертелся так, что потяни за ниточку – и он распутается. Но следствие не заинтересовали многие курьезы, которые происходили вокруг этого дела. В убийстве совладельца крупного холдинга Михаила Вюнш обвинили Александра Маркина, который когда-то оказывал предпринимателю услуги охранного предприятия.

Иван Оболенцев – фигура видная, отбрасывал все зацепки следствия, как будто орешки щелкал, и оставался в тени. Он входил в состав президиума Генерального совета партии «Единая Россия» и являлся обладателем именных часов «от Путина». Александр Маркин, что Иван Оболенцев входит в окружение Владимира Путина и Дмитрия Медведева.

В итоге обвинение в отношении Маркина росло, как снежный ком. Потом его обвинили в убийстве предпринимателя, которое он организовал по чьему-то заказу. При этом следствие так и не установило самого главного – кто являлся заказчиком и каковы мотивы убийства.

Дело, шитое белыми нитками, дошло до суда

Но дело, шитое белыми нитками, как считали адвокаты А. Маркина, дошло до суда. По материалам уголовного дела, всего убито четверо: Михаил Вюнш, двое его охранников и предприниматель Просняков.

В судебных заседаниях, прокуроры и судья как будто разыгрывали шоу.

Как вспоминает Александр Маркин, ему и его адвокатам под страхом удаления из зала суда запретили говорить о некоторых документах. В частности, в уголовном деле имелись документы, которые подтверждали, что И.А. Оболенцев нанял адвоката и оплачивал адвокатские услуги некоему С., который выступал в судебном заседании как свидетель. По версии адвоката, исходя из обстоятельств дела, на самом деле этот некий свидетель С. совершил то, в чем обвиняют Маркина.

Потом судья Вьюнов запретил оглашать документы, касающиеся смерти нотариуса Думина.

К чему такая скрытность в судебном процессе? Ведь речь не идет о ходе следствия, о чем суд обычно запрещает говорить пред присяжными заседателями? Почему бы не исследовать все обстоятельства дела, если нужно установить истину по делу?

Доверенность, подписанная нотариусом Думиным на Савастеева, о передаче Оболенцеву 45% долей бизнеса «Оптифуд» появилась как-то внезапно – сразу после смерти М. Вюнша. А потом, когда нотариуса вызвали для допроса в Мособлпрокуратуру, весь его архив куда-то исчез. Как потом объяснит следствие, архив похитили неизвестные лица.

И как назло, именно в этом архиве должна была быть пометка о регистрации выданной доверенности. И невольно сам собой возникает вопрос, а была ли вообще доверенность, якобы выданная М. Вюншем?

А потом и сам нотариус по странному стечению обстоятельств умирает.

В обвинении в отношении Маркина много белых пятен, считаем, доказательств виновности нет.

Как пишет в своем блогге журналист Вера Васильева, которая следила за процессом Маркина от начала до конца:

«Еще одно сфабрикованное дело. Лжесвидетели отказались от своих ложных показаний в суде, что никак не повлияло на исход процесса».

В судебное заседание Верховного суда, который рассматривал апелляционную жалобу А. Маркина, пришло более десяти человек. Раньше такого количества слушателей в процессах по обвинению Маркина не было. До судьбы обычного человека, имя которого не фигурирует в центральных СМИ, как правило, дела нет: найдется мало желающих прийти в судебное заседание и своим присутствием поддержать того, кто за решеткой.

На этот раз в зале было многолюдно.

Ошарашенные появлением такой многочисленной публики, которая в Верховном суде, видимо, бывает редко, работник суда спросил меня, откуда мы. Я ответила, что мы – неравнодушные граждане.

Суд отправил дело Маркина в Мособлсуд для исправления недостатков.

фото