фото

Перед Новым 2014 годом в Закон об «Особо охраняемых территориях» были внесены изменения. С этого момента из Закона исчезло понятие «особо охраняемые природные территории (ООПТ)», которое защищало коренные малочисленные народы от множества бед, сохраняло их землю, их привычный образ жизни и среду их обитания.

Именно статус территории традиционного природопользования спас последние ореховые рощи на Бикине и защитил не только удэгейцев из Красного Яра, но и их среду обитания, обитания краснокнижных тигров и леопардов, ту уникальную часть Приморья, ещё не уничтоженную варварскими рубками у реки Бикин, ту часть Уссурийской тайги, которую прозвали «Уссурийской Амазонкой», а подписи за её спасение шли со всего мира…

Жители сёл Красный Яр, Олон, Верхний Перевал, посёлка Лучегорск в последние годы не раз выходили на митинги протеста против рубок уникальных лесов, против вторжения беспощадных лесорубов в жизнь малочисленных коренных народов. Закрепление территорий традиционного природопользования и передача ореховых рощ удэгейским общинам в многолетнюю аренду приостановило рубку.

Долгожданная попытка решить застарелые проблемы, создав национальный парк «Удэгейская легенда», оказалась не слишком удачной именно потому, что не были защищены интересы коренного населения. Создатель национального парка Фёдор Крониковский ушёл, интересы удэгейцев защищены не были, работа разваливалась, браконьерские рубки и отстрелы животных росли…

С тех пор само понятие «национальный парк» в глазах удэгейцев скомпрометировано… Их мнение: защитить их интересы и решить проблемы могут только особо охраняемые природные территории, ООПТ. И вдруг: ООПТ больше для них не защита!

На днях во Владивостоке состоялся экспертный «Круглый Стол»: «Национальный парк и Коренные народы: риски и возможности». За столом собрались представители удэгейских общин, ученые и экологи, сотрудники администраций края, городов и районов. Вёл обсуждение Павел Суляндзига, член Общественной палаты РФ. Организаторы Круглого стола – Международный фонд развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока «Ботани» в партнёрстве с Общественной палатой РФ и Центром содействия коренным малочисленным народам Севера.

Валентина Габова, руководитель удэгейской общины «Буа Хони», выступает на «круглом столе» против создания на Бикине нового Национального парка и пишет письмо в редакцию. Почему?

«Нужны ли национальные парки?»

Национальный парк как особо охраняемая территория создан распоряжением Правительства РФ в 2007 г., а национальный парк «Удэгейская легенда» в Красноармейском районе Приморского края – 23.01.2008 г, в месте компактного проживания коренного малочисленного народа – удэгейцев…

Сама идея национального парка была удачной для флоры и фауны Приморского края, ведь наш край – это жемчужина планеты Земля, это разнообразие животного мира и реликтовых растений, которые есть только у нас и нигде больше в мире, многие занесены в Красную книгу Российской Федерации, их необходимо сохранить для наших потомков! Поэтому создание парков частично сохраняет нетронутыми уголки Дальнего Востока – и в этом – огромный плюс национального парка «Удэгейская легенда».

Что же случилось с парком?

При создании его проводились общие собрания и в Рощино, и в Дальнем Куте, людям громогласно обещали создание рабочих мест (не менее 30% удэгейцев и местных жителей), но на самом деле работает лишь один удэгеец на полставки, а местных жителей по-тихому убрали.

Фактически людей не предупредили о запретах, обещали охотникам, что угодья, которые отходят к Парку, им сохранятся. Но этого нет, и до сих пор вопрос по межеванию близлежащих аренд открыт, судятся до сих пор, есть и самозахваты территории, и рейдерские захваты.

Оговаривали создание «национальной деревни» - её нет!. В населённых пунктах Дальний Кут и Дерсу остро стоит вопрос по заготовке дров для собственных нужд. Выгул скота запрещён, но скот границ-то не знает… Сбор грибов, ягод, орехов и иных дикоросов запрещён, но люди-то живут на этих территориях, появились проблемы, когда поселения оказались в пределах парка…

Через территорию парка «Удэгейская легенда» проходит река Большая Уссурка. А по федеральному кодексу реки не принадлежат никому. Для местных жителей, которые не работают, рыба является единственным источником питания, для туристов, которые заплывают с верхов и проплывают мимо парка, это – добыча. Так создавались конфликтные ситуации с инспекторами парка.

Были и рукоприкладства, и стрельба, и оскорбления коренных малочисленных народов… Складывается впечатление, что руководство парка мало занимается своими подчинёнными… Очевидно, что у нас уничтожена рыба многолетним массовым рыболовством, когда применялись и браконьерские орудия лова (как электроудочка и химикаты) – лишь бы наловить и продать…

Мы проводили собрания. Проводили опросы жителей сёл Красноармейского района по поводу окончания срока полномочий нынешнего директора национального парка. Было единое мнение рекомендовать на этот пост Кя Юрия Николаевича, работающего сейчас главным инспектором Большехехцирского природного заказника… Документы общих собраний от 26-27.08.2013 г. были отправлены в Министерство природных ресурсов РФ, откуда нам ответили, что «в данное время вакансий нет», но будут иметь в виду»…

Вот и «имеют в виду» много лет…

Прошу учесть плюсы и минусы парка «Удэгейская легенда» при создании других парков. Предлагаю создать комиссию для контроля деятельности парка с участием представителей общин.

С уважением, председатель Совета общин «Буа Хони» Габова В.В.»

Письмо Валентины Габовой – конкретно. На совершенно другой уровень в защиту жизни, самого существования коренного малочисленного народа - удэгейцев - она поднимает проблему национального парка.

Так что вы там создаете?

Из обращения председателя Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской федерации, имеющей специальный консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете Организации Объединённых нацийв правительство, в Министерство регионального развития РФ к замминистру С.В. Ивановой:

«Признавая безусловную необходимость особой охраны этих редких видов животных (тигр и леопард), местное население выступает против создания на данной территории особо охраняемой природной территории (ООПТ) - именно в виде национального парка. По нашему мнению, данный вид особо охраняемой территории не принесёт никакой дополнительной охраны к уже имеющейся. При этом создание национального парка уничтожит основу жизни местного населения - возможность заниматься комплексным традиционным природопользованием.

Территория национального парка будет находиться в Пожарском районе Приморского края. Она является местом традиционного проживания и ведения традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов… Территория, на которой планируется создать национальный парк, уже имеет особый охранный статус (часть её - государственный природный ландшафтный заказник Верхнебикинский, другая – региональная территория традиционного природопользования коренных малочисленных народов также с охранным режимом).

На всей этой территории не было ни одного случая убийства тигра…

...Просим вас принять меры к отмене п. 5 поручений по вопросам сохранения амурских тигров и дальневосточных леопардов, не поддерживать решение о создании на территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов создание национального парка и рассмотреть вопрос создания модельной особо охраняемой территории традиционного природопользования федерального значения «Бикин». Именно в этом случае будет соблюден баланс сохранения природы, образа жизни местного населения и достигнуты цели, ради которых мы сохраняем природу, ради людей, живущих веками на этой земле, веками её сохраняющие».

Президент Ассоциации, депутат Государственной Думы Г. Ледков

К концу 2013 года понятие территории традиционного природопользования из закона исчезло. Пока?

Анна Селезнева

Фото: http://www.vostokmedia.com/arch/5-2009/?&p=53