Сейчас все мы, многие, понимаем пороки, сложившиеся в нашем отечестве. Задача — найти путь к душам и сердцу нашего народа, измученного тяжелой жизнью.
Первое: мы должны говорить правду. Нынешний глава государства, наше правительство, вот за эти десять лет давайте спросим, что они достигли? В России среднегодовой темп роста по Росстату — 1%. А, на самом деле, это – пределы статистической погрешности. А мир — в три раза больше. Польша, которую мы критикуем, в 4 с лишним раза больше. Индия и Китай — даже уже и не говорю. В России ВВП на душу населения меньше, чем в Португалии и в Турции. Меньше, чем в бывших соцстранах, меньше даже, чем в странах Прибалтики! И при нынешнем экономическом курсе это отставание будет усиливаться.
Указы президента, правильные указы, ни один по важнейшим пунктам 10 лет не выполняется. Страна Россия на 75% состоит из бедного населения. Как-то президент сказал, что к среднему классу относятся те, у кого на душу 17,5 тысяч рублей. Это кто ему мог такое сказать? Средний класс, это когда платят 30% своего дохода, за 20 лет он расплачивается за квартиру 25 квадратных метров на душу. Вот научное определение среднего класса! В бедной стране такого среднего класса может не быть.
А у нас его всего 20-22%. 3% богатых. 75% населения — бедные! Вот потому-то наш народ и не активен! Каждый занимается, лишь бы выжить! От зарплаты до зарплаты. И это ещё усиливается страшным неравенством. Неравенством между регионами и неравенством между классами.
Денежные доходы населения в Москве – 90 тысяч рублей в месяц. В Орловской области – 30 тысяч. Это что? Потому что Орловская область хуже работае, что ли? Другие регионы. В Башкортостане, где я работал президентом Академии наук, только 20-25% государственных сборов за нефть остается в республике, а 75% идет в центр. То же самое – с промышленных предприятий. В результате из регионов России люди уезжают жить в Москву.
Аномальное расслоение по классам — 0,4% семей — это 200 тысяч семей, имеют доход более пяти миллионов рублей в месяц. Вы только представьте себе! Их общий доход 12 триллионов рублей. Ну вот, оттуда-то можно взять на содержание здравоохранения, образования, науки и культуры, и уже на все остальные инвестиции?
Нет! Ни парламент, ни правительство, ни президент по этому поводу никаких движений не делают. Если мы не сделаем выравнивание налогами вот этих доходов, никакого экономического роста не будет. Число долларовых миллиардеров, деленное на ВВП, у нас в два раза больше, чем в Соединенных Штатах и в Германии, и в семь раз больше, чем в Польше!
Три ключевые, на мой взгляд, проблемы. Почему мы так плохо живем?
Нет роста инвестиций. Если не будет инвестиций, не будет никакого роста ВВП.
Так вот, у нас в долях ВВП на инвестиции идет в полтора раза меньше, чем в Европе. Но самое ужасное, что они ещё и не эффективны! На один рубль инвестиций мы получаем в полтора раза меньше, чем в этих странах Европы. Это колоссальная проблема качества нашего народа, качества нашего руководителя и непринятие никаких решений по этому поводу. Неэффективны руководители страны, неэффективны руководители предприятий, неэффективен наш народ.
Вторая глубочайшая серьёзная раковая проблема — системная коррупция.
Доли ВВП — третья корневая проблема. Доля ВВП, обеспечиваемая госбюджетом на развитие человека — это главное, о чем мы говорим: здравоохранение, образование, наука, культура. Разве это всё не определяет нашу жизнь? Так мы в долях ВВП более чем в два раза меньше даём, чем Европа, руганная переруганная нами. Я, конечно, тоже её ругаю. Но все-таки нужно и за собой смотреть!
И это в течение трети века. Кроме того, плюс ещё вредительские реформы, которые идут от чиновничества. Мы говорили, что при социализме у нас была диктатура пролетариата. Кончили её! Вот мы получили диктатуру необразованного, бестолкового чиновничества, и они ещё и вредят!
Теперь двухкратное недофинансирование. К чему это приводит? Недофинансирование образования плюс вредительские реформы — разрушена средняя школа. Мой сын и моя дочь для своих детей, для моих внуков, сейчас ищут школу, в которой было бы нормальное образование. В Москве! А такие школы очень дорогие.
Заслуга была Советской власти — мы её, конечно, критиковали, ругали, но заслуга была в том, что всех заставляли учиться! И всех надо заставлять учиться! Без этого не будет никакого развития народа. Плохо учишься — создаются проблемы у тебя, у твоих родителей. Это должно быть сделано!
А мы пошли по американскому пути. В Америке сейчас, и вся Европа — образование нормальное получают несколько процентов! Все остальные — облегченное, синусы не нужны, сочинение писать не нужно! Я считаю, что в России все должны пройти эти синусы, тангенсы. Не потому, что они каждый день нужны, это мозги должны быть тренированные! Обязательна языковая подготовка, русский язык и литературу все должны знать, плюс ещё национальные языки! У нас это всё загибается.
Запомните мои слова: главная проблема – у вас не будет хватать квалифицированных рабочих, квалифицированных токарей, слесарей, инженеров, технологов, конструкторов! И это будет страшное мучение. Мы будем платить за то, что разрушено наше образование.
И, наконец, наука. Двукратное сокращение финансирования науки и вредительские реформы (я ещё раз подчеркиваю!) привели к тому, что у нас деградировала наука. Представьте, великая Россия на 29-м месте по числу научных сотрудников на душу населения! И только 10% аспирантов делают диссертации. Наука на 70% делается в диссертациях, запомните это! А как можно сделать диссертацию, если у него стипендия 8 тысяч рублей? А это – взрослые люди с высшим образованием.
Теперь здравоохранение. Я думаю, что вы не знали, что смертность у нас — самая высокая в Европе. Более того, несмотря на революционные изменения медицинской технологии (сейчас фантастические методы лечения сердечно-сосудистых, онкологических и прочих заболеваний), у нас смертность больше, чем была при советской власти в России. А плюс к этому самый большой, в два-три раза выше, прирост смертей от пандемии за два года.
Вот президент у нас выступал и говорил: мы хорошо прошли пандемию. Как хорошо?! У нас больше, чем в Соединенных Штатах, в два раза относительно населения, и чем в Европе — в три раза. И в результате, за 2019, 2020, 2021 и 2022 год, после пандемий, мы потеряли с падением рождаемости ещё 2,3 миллиона человек. Это что, хорошо? Это очень тяжело. 2,3 миллиона человек из России как слизнуло. Как будто у нас (Роскомнадзор) была. Смертность в трудоспособном возрасте у мужчин – в три раза выше, у женщин — в два раза. И Россия сегодня на 119 месте по показателям здоровья населения среди 187 стран.
Поэтому оценка отрицательная, неуд по всем этим показателям руководителю страны, правительству и его парламенту.
Что же надо делать? Конечно, инвестиции, без этого уже невозможно. На этом должны быть сосредоточены все наши основные реформы, чтобы поднять уровень жизни. Это, прежде всего, налоги. Если не будет прогрессивной налоговой шкалы — налоги на богатую собственность, налоги на богатые наследства, что везде в мире используется. Ещё раз подчёркиваю, везде это используется в более-менее социальных государствах. У нас же этого не делается.
Налоговые льготы на инвестирование, десятки раз мы об этом говорили. И налоги нужно брать не с корпораций, не с бизнеса, а, в основном, на личные доходы граждан. Если они маленькие, люди освобождаются от налогов.
В экономике есть новые тенденции, нобелевский лауреат написал книгу «1%»! Потому что вот этот один процент богатейших, он гнетёт всю экономику. Мы не можем содержать такое количество миллиардеров, которые не платят даже своих положенных налогов, а особенно, если это налоги трудовой сферы. Например, в Америке, во времена Эйзенхауэра и Кеннеди, доходы, полученные за счет финансовых спекуляций, 90,2% идут в государственные доходы.
Финансовая система — не должно быть таких высоких ставок. Конечно, глава Центрального банка не отвечает за экономический рост. Но президент и правительство отвечают. Парламент отвечает! Ну так высокую ставку держать нельзя! Оправдываются тем, что если сделать маленькую ставку, люди будут брать из госбанка кредиты и, значит, будут таскать, разворовывать. Ну, для этого есть соответствующие меры, контроль и ограничения на вывоз капитала. Везде он имеется, поэтому у нас тоже должен быть обязательно.
Конечно, спецкредиты. Но если ты берешь кредит из госбанка, это государственные деньги, и если ты рубль истратил не на проект, то ты должен сесть в тюрьму. Это обязательно должно быть! Потом отбор проекта. Мои коллеги в Америке, которые все сейчас пенсионеры, говорят: мы сейчас больше зарабатываем, чем когда работали в университете. Почему? Да потому что каждый банк его приглашаерт быть экспертом, финансировать этот проект или не финансировать. Банкиры с этим разобраться не могут. Эта активность у нас тоже должна быть задействована.
Ну и, конечно, доходы госбанков. Только те доходы ему остаются, которые за счет активности их спецпроектов, а не за счет финансовых спекуляций.
Конечно, должна быть эффективность! Наш народ перестал быть эффективным в массе своей, потому отдача от инвестиций в полтора раза меньше, чем положено. Поэтому образование, внимание к науке должно быть соответствующим.
Наконец, баланс издержки цен. Вы знаете, что цена бензина у нас (по паритету покупательской способности, только так нужно сравнивать цены в разных странах) в два раза выше, чем в Америке. А у них тоже своя нефть есть. В два раза выше, эта цена давит на экономику. Почему она у нас выше? Да потому, что 65% – государственные сборы с цены нефти. А в Америке – только 15%. Что нужно сделать? Только четверть нефти мы используем у себя. Остальные три четверти в виде сырой нефти и нефтепродуктов вывозится. Но тогда уменьши сборы с внутренней экономики, переложи их на экспортную часть.
Мы же понимаем, что именно там, на экспорте нефти, богатеет у нас нефтяная мафия. Вот это надо было сделать, и тогда мы можем существенно снизить цены на нефть, а это – инвестиция в экономику. Сниженная цена на топливо — не 55 рублей на бензин, например, а 30 рублей! То же самое для всех остальных сырьевых товаров.
Теперь про электроэнергетику. Да, мы тратим на единицу ВВП на 20% больше электроэнергии, чем в Америке. Но в два раза больше цены. То есть мы не тратим в два раза больше электроэнергии, а цены – в два раза больше. Это тоже давит на экономику. Затраты на электроэнергию. Поэтому необходимо на внутреннем рынке снизить цену на электроэнергию. Надо преодолеть невежество тех, которые ходят в президентах и говорят, что у нас электроэнергия самая дешёвая. Она у нас – в два раза дороже.
Минимальная месячная зарплата, везде (а я был во многих странах) равна 1000 литров бензина. Вот стоит бензин 55 рублей, минимальная зарплата должна быть 55 тысяч рублей. А у нас 250 литров.
Где-то 800, где-то 1200, в Америке ещё больше. Но нельзя такие цифры нарушать. Теперь соотношение между ценами на базовые продукты народные, ну, простой хлеб. Так вот, за килограмм хлеба у нас можно купить только литр бензина, а везде — три литра. Вот вам диспаритет цен, на это тоже надо обратить внимание.
Ну и, конечно, планирование. Правительство никогда не публикует документы о том, что… Никаких планов инвестиционных я никогда практически не читал, никаких планов социально-экономического роста. Ну, в указах президента были такие, но они никем не выполняются.
Теперь кадры. Это самая серьезная проблема на ближайшие десятилетия. Кадровая политика абсолютно неудовлетворительна.
Я, пожалуй, один из старших по возрасту, я помню, школьником — сталинское время, учился в институте и начинал работать – в хрущевское время, стал доктором наук и профессором Московского университета в брежневское время, в горбачевское время я поехал в Сибирь, и вот сейчас – путинское время. Я пережил все эти моменты. Высшая ценность любого руководителя – то, что растет его народ, растет интеллектуально, растет его образование, растет его культура, наука, высшая ценность и сохранение природы. Всё это у нас не выполняется.
И самый главный порок, который у нас есть, это самовосхваление, самолюбование. Это – путь к деградации. Нам нужно не дать руководителям самовосхваляться. Я не призываю к смене власти, это – не моя функция, но президента надо призывать к порядку. Вот он обжегся на прошлой неделе на том кадре, который он себе создал. Люди, которых он назначал вице-премьерами, сейчас все уехали, бросили нашу страну.
Поэтому я имею право на такую оценку. Я – академик Российской академии наук, ещё с советских времен. Я ставлю оценку парламенту, правительству, президенту — неуд. Не для того мы студентам ставим двойки, чтобы их исключали, а для того, чтобы они обратили на это внимание. И позвольте мне выразить веру, что наша великая Россия встанет с колен и станет абсолютно независимой, будет обогащать мировую культуру и науку.