Д.Д.: – Экономисты пишут ужасы всякие. Продажи упали на 6,5% в декабре и 7% к февралю. В реальном выражении ритейл вернулся на уровень 11-го года. Вот куда мы откатились.
Д.П.: – Причем, мы откатились, заметьте, в ковидные и спецоперационные времена.
Д.Д.: – Непродовольственная розница упала на 11% за год, и на 16% в ноябре, декабре. Я подтверждаю, что в сфере молочки, где я работаю консультантом, они говорят, что фантастически, никогда такого не было, упал спрос на продукцию настолько, что отрасль находится в состоянии...
Д.П.: – Состояние «грогги» называется. Потому что это серьёзнейший удар. Казалось бы, 6%. Много это или мало? Это очень много! Причина весьма прозаична. Предприятия строятся с растущей моделью. С расчетом загрузки 85%. Это очень важная цифра, базис. Но как только у вас откатывается весь рынок, то вы выпадаете за себестоимость, и даже крупное предприятие начинает пробуксовывать, генерировать убытки. Инвестиции убегают за горизонт, предприятие схлопывается, как черная дыра.
Д.Д.: – Никто не делал бизнес с расчетом, что он будет падать. В него вкладывают деньги с дальней перспективой. Но в России теперь так не делается.
Д.П.: – Это невозможно, потому что сроки окупаемости сегодня чудовищные. Сроки определить достаточно просто. Если вам деньги дают, условно говоря, на семь лет, вы не можете сделать инвестиционный план более, чем на семь лет, иначе возникает револьверное кредитование. А револьверное кредитование убивает фактически вашу себестоимость, и вы уходите просто в минуса. Вы можете заметить этот процесс, когда говорите: первые два года там было прекрасное качество, а потом это качество стало ухудшаться. Это не потому, что там сидят твари, а потому, что их модель стала падать.
Д.Д.: – Вы вкладываете в производство деньги и вынуждены по итогу схлопывать производство. Несмотря на то, что ушли сейчас много игроков западных и, казалось бы, отрасль должна расти, но она падает. И продать её невозможно. При той статистике, какая есть, будет лишь снижение производства.
Д.П.: – Снижение производства — раз, и ухудшение товара — два. То есть вместо литра молока вы получаете килограмм, потом вы получаете 800 грамм упаковка. Все ингредиенты упрощаются. То есть то, что вы называете ухудшением качества.
Д.Д.: – Есть неприличный рассказ о пальмовом масле. Открою вам секрет. Никакое пальмовое масло туда, конечно, не льют, оно дороже сливок. Там льют фракции пальмового масла. Эти фракции могут быть разными, и вам их будут класть не те, которые можно было бы положить.
Д.П.: – Более того, пальмовое масло — это нормальный ингредиент. Обычный рабочий, дорогой очень. Поэтому он раскладывается на множество фракций. Эти фракции, безусловно, замещают полезные ингредиенты. Фракции пальмового масла для организма менее полезны, вот и всё. То есть организм больше начинает работать вхолостую.
Д.Д.: – На сливках, конечно, было бы лучше, но оптимизируют издержки.
Кстати, по импорту: он упал на 20% в долларах. А с учетом падения курса доллара, примерно на 40%. Что такое импорт на 40%? Если включить туда газ, это не так криминально. Мы же понимаем, что туда вошли многие товары. Сейчас мы посмотрим статистику по поводу автомобилей и так далее. Кстати, приобретение новых автомобилей россиянами упало на 50%.
Д.П.: – Я считаю, все, что касается покупки новых автомобилей, будет скатываться в единичные покупки. Кроме покупок корпоративными клиентами, государственными структурами. Частный рынок, мне кажется, свалился во вторичку.
Д.Д.: – Ты представляешь, сколько стоят сейчас автомобили: миллион восемьсот тысяч, по 20 миллионов — предельные ценники. Сейчас китайцы заходят по семь миллионов. Когда раньше Круизер можно было купить за пять миллионов, то сейчас… Китайцы порадовались этим ценам.
Д.П.: – Я ребят попросил узнать, сколько стоит Джак, аналогичный нашему Москвичу. На наши деньги, порядка 900 тысяч. Здесь он — 2 миллиона 600 тысяч рублей. Три цены. Якобы, произведенный у нас. Шильдик, и тот отпечатан в Китае. А всё почему? Потому что есть штука, которая ошибочно называется государством, которое как всегда: вы покупаете автомобиль себе, а второй автомобиль покупаете чиновнику. Это называется таможенными сборами.
Д.Д.: – За год из страны ушло 251 млрд долларов. Ценральный банк РФ полагает, что в 2023 году из страны уйдет 124 млрд долларов. Не знаю, как они это подсчитали… Видимо, не всё у них учтено. И напомним, что в 2021 году из России ушло 72 млрд всего, а в 2020-м – всего 50. Сравните, в 2020-м — 50 млрд, и 251 млрд сейчас.
Д.П.: – В пять раз! Здесь не только уводят деньги за рубеж, но даже инвестиции, которые вкладываются в российский рынок, они носят характер короткий, то бишь спекулятивный. Никто не остается на этом рынке долго. Вот это и печально.
Д.Д.: – Вы понимаете, что количество ушедших денег из страны и количество специалистов уехавших, оно немножечко тоже связано между собой. Раньше массу денег выводили коррумпированные чиновники.
Д.П.: – Но потом пошел инвестиционный отток денег. А сейчас это уже приток и отток коротких денег. Это плохо.
Д.Д.: – Производство легковых автомобилей упало на 67%, грузовых — на 24%, производство древесины и изделий упало на 19%. Промышленное производство сократилось на 2,4% к прошлому году. То есть, вообще, всё производство в стране. Это с учетом военной промышленности в стране. То есть танков мы стали делать больше, но всего остального намного меньше. Очень большая доля ВПК. У нас сейчас, куда ни плюнь, всё оборонка. Источник цифр — это ЦП РФ, Росстат и правительство. Никаких западных голосов. Дмитрий, какое количество необходимо власти для жития на ресурсах без проблем и выплачивания зарплаты в размере 70 тысяч рублей?
Д.П.: – Ух! Зачем? Когда вы начинаете цепляться за МРОТ, за любую цифру, хоть почасовой оплате, это иллюзорность, будто дает какую-то стабильность рынка. Вообще, сам посыл установления цифры, хоть в миллион, он изначально ложен. Потому что он начинает раскручивать маховик инфляции. Никаким образом вы не будете получать доход (я подчеркиваю – разницу между доходом и зарплатой), который позволит вам на низших должностях жить как бы припеваючи. Или более менее хорошо относительно кого-то. Привожу пример. В нулевые годы уборщица в Санкт-Петербурге получала 4 тысячи рублей. Сегодня та же уборщица получает 25 тысяч рублей. Стала ли она жить лучше? Нет. Какая разница, сколько резаных бумаг попадает в её карман? Покупательная способность этих денег. Поверьте, что эта уборщица, зарплата которой возросла в пять раз, живет гораздо более бедно, чем ранее.
Д.Д.: – Я просто хочу ещё политически объяснить. Многие спрашивают, можно ли взять и просто так увеличить в несколько раз уровень жизни (взять и поделить)? У нас много реурсов, и государство может начать ими делиться и сделать жизнь населения лучше. И здесь задается вопрос очень практичный с точки зрения власти: а зачем? Где вы мешаете им жить так, чтобы они с вами должны были делиться? Вот я вижу, как желтые жилеты после подорожания на несколько евроцентов топлива на бензоколонках во Франции отстаивали свои права. А здесь зачем? Ведь статистика показывает, что чем ниже уровень жизни и доходов в регионе, тем выше поддержка действующей власти. Если исходить из этой формулы, то зачем плодить каких-то умников, которые будут иметь свободные деньги, ездить по заграницам, что-то там читать, интересоваться, кроме работы и телевизора?
Д.П.: – Надо, наоборот, меньше платить. То есть делать ровно диаметрально противоположные вещи.
Д.Д.: – Абсолютная стабильность: карточки, пайка, как было у нас — труд, охрана и паёк.
Д.П.: – Вот, если мы на систему не влияем, то абсолютно феодальная система, то есть никаким образом доходов у вас больше не будет. Вы же сами, дорогие мои, любите платить чиновникам. И когда вы рассчитываете, что чиновник за вас впишется, а зачем ему за вас вписываться? Какой функционал вы ему несете? Кроме геморроя — никакого. Ему проще договориться с работодателем, чем разговаривать с вами.
Д.Д.: – Вы же понимаете, что мы вас слегка троллим. Но мы, как и вы, постоянно ждем, что терпение когда-то у кого-то начнет рушиться. Но вы идете по кругу. Зарплаты растут, а цены растут быстрее. Потом отрежут ноль в конце суммы, и снова пойдет по кругу. До встречи!
В сокращении. Ютуб-канал Дмитрия ПОТАПЕНКО.