В последнее время всё чаще вижу вместо некогда пышно цветущих сопок лысеющие, оголённые щебни и камни, ставшие просто карьерами. А рядом с ними видишь истерзанные дороги под воздействием «копальщиков» сопок, вывозящих на своих тяжеловозах-тридцатитонниках скальный грунт.
Думают ли «выдавальщики» лицензий, разрешающие использование недропользования, о дне завтрашнем, осуществляют ли должный контроль по исполнению федерального закона «О недрах»?
Важно сказать, что на станции Эбергард на протяжении 40 лет наводнения не наблюдались, за исключением незабываемого июля 1989 года. Тогда тайфун «Джуди», кроме затопления 120 тысяч гектаров земли и 109 населённых пунктов, гибели тысячи голов крупного рогатого скота, разрушения 2 тысяч домов и других несчастий, принёс и человеческие жертвы.
Я отлично помню, и моя семья испытала на себе, как на маленькую станцию Эбергард, где у нас есть жилище с огородом и садом, во спасение города Дальнереченска ночью была пущена вода без предупреждения жителей…
Только чудо спасло людей, благо, что приехавшая в Эбергард к родителям Вера Коновалова, ночью, выйдя из дома, услышала страшный грохот и шум стеной движущейся воды, не растерялась, начала бегать по соседям, будить их и помогать добираться на железнодорожное полотно. А слепую почти 100-летнюю бабу Машу успели поднять на крышу дома.
Да, тогда было место, куда можно спустить мощные потоки воды, ведь сопки, окружающие эбергардовские места, всегда спасали от затопления. Так, в сентябре 1994 года тайфун «Мелисса» не смог «пробраться» в Эбергард.
А потом двигался и тайфун «Робикон», и «Палас», и «Ирвинг», и «Эмма», и даже «Лайонрок», но они тоже оказались бессильными перед «стражами» – эбергардовскими сопками!
Но, тогда сопки никто не дербанил, дороги не уничтожал!
Почему, возникает вопрос, «выдавальщики» лицензий на выемку недр из земли, то есть, конкретно, из эбергардовских сопок, не учитывают особенности географического местоположения, климатических условий, дорожного сообщения по дороге, не выдерживающей тяжеловозы-тридцатитонники?
Ведь никакими законами не позволительно убивать дороги и наносить вред человеку!
Кроме того, станция Эбергард – стратегический объект, и мало ли что, куда бежать людям при «тающих» сопках и разбитой дороге? Западня получается…
Итак, по данной проблеме пишу уже третий материал. Статьи посылаю на имя Генерального прокурора Российской Федерации И.В. Краснова, межрайонного природоохранного прокурора Р.В. Стеблянских, министра природных ресурсов и охраны окружающей среды К.Е. Андроновича, прокурора Приморского края С.А. Столярова и Дальнереченского межрайонного прокурора М.П. Рудницкого.
Ко всем пятерым должностным лицам обратилась, чтобы они всесторонне и углубленно рассмотрели вопросы о выдаче лицензии пользования недрами без учёта при этом дорожного движения к месту участков разрабатываемых карьеров по добыче песка, глины, скального грунта, дресвы и т.п.
Сообщила, что невдалеке от станции Эбергард Дальнереченского муниципального района Приморского края несколько лет подряд на глазах начала «таять» сопка, гибнуть дорога, ведущая от трассы, протяжённостью 12 километров. По этой дороге мы ездили без проблем почти 40 лет!
Можно сказать, что некогда образцовая дорога убита! Пропала и безопасность движения по дороге в результате выемки из сопки, невдалеке от Эбергарда, природных богатств. Уничтожается всё живое на некогда здоровой сопке.
Кто додумался разрешить выдачу лицензии «икс»-хозяевам на пользование недрами без учёта инфраструктуры, без подъезда к карьеру, т.е. дороги? Кто?
Кто понесёт наказание за сгубленную некогда образцовую дорогу?
Для кого и для чего издан федеральный закон «О недрах»? Почему на основании данного закона органы государственной власти не запретят движение по обычной деревенской дороге этих тридцатитонников?
Почему «разрешители-разрушители», выдавая лицензию, напрочь забывают о людях, которым нужно спокойно, без страхов, без трагедии добраться до своего жилища?
Почему я должна из-за «икс»-«копателей» сопок, проезжая по разухабистой дороге, убивать свою машину?
Считаю, я сегодня ограблена! Имею жильё, огород, сад, а толку-то, если нет возможности из-за «разрешителей - разрушителей» безопасно добраться до своего родного гнезда!
Что это за люди – губители природы? Кто, по чьёму указанию рушит дорогу?
Лишь 28 мая нынешнего года, наконец-то, появилась информация, из которой я узнала, что здесь работами ведает ООО «Нива-С», ИНН 2506012702, КПП 253601001, лицензия: серия ДНР, № 00808, вид деятельности ОЩ, действует до 07.04.2027.
Расшифровав ИНН, я узнала, что наименование карьера – «Соколиха», дата регистрации которого обозначена 07.03.2017.
Руководитель ООО «Нива-С» – некий Саргсян Арарат Серёжаевич. В штате числится один человек.
За 2020 год, по данным ФНС от 12.04 2022, налог на прибыль равен 0.
О хорошей прибыли информации нет! При этом сопка «тает» на глазах, дорога убита тяжеловозами- тридцатитонниками. Спрашивается, где экономическая, социальная эффективность от деятельности некоего хозяина «Нива-С» карьера «Соколиха» Саргсяна Арарата Серёжаевича?
Когда последний раз были на выделенном Саргсяну А.С. участке недропользования надзорные органы министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края?
Когда и кто последний раз проводил маркшейдерскую съёмку, и проводилась сверка с геологическим проектом?
Кто даст ответ на реально добытый объём грунта, сопка-то «тает» на глазах и дорога уничтожается.
Кто будет восстанавливать всё уничтоженное на некогда щедрой дарами природы сопке, проводить уже рекультивацию, предотвращать деградацию земель в соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27 июня 2018 года?
Почему в соответствии федеральным законом «О недрах», ст. 8, ст. 20, ст. 20.1, ООО «Нива-С» не лишена права пользования недрами или не приостановлено осуществление права пользования недрами?
В ст. 15, п. 3, конкретно говорится, что целью лицензирования пользования недрами является соблюдение экологических, социальных, экономических и других интересов населения, проживающих на соответствующей территории, и всех граждан Российской Федерации.
На мой взгляд, здесь же явно наносится вред дороге – дороге жизни, которая рушится, соответственно, и вред человеку, вред его здоровью, вред его экономическому, социальному благополучию.
Кроме того, есть же у нас губернатор Приморского края О.Н. Кожемяко, и глава района обязан, считаю, поставить данную проблему перед губернатором! Если губернатор не примет действенные меры, есть для этого органы прокуратуры, суд. Как бы там ни было, а федеральный закон «О недрах» органы власти обязаны исполнять.
Итак, уважаемые наши читатели, буквально вчера я получила первый ответ на обращение за подписью Дальнереченского межрайонного прокурора М.П. Рудницкого, которое также адресовано во Владивостокскую межрайонную природоохранную прокуратуру.
Дословно цитирую из этого ответа: «В ходе проверки установлено, что деятельность по пользованию недрами на земельном участке с кадастровым номером 25:02:010203:236 осуществляется ООО «Нива-С» на основании договора аренды соответствующего земельного участка от 24.03.2020 № 7 и лицензии на пользование недрами ДНР 00808 ОЩ, зарегистрированной Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края от 07.03.2017 № 17 (материалы проверки прилагаются)».
Далее сообщается, что на основании приказа Генпрокуратуры России от 07.05.2008 № 84 «О разграничении компетентности прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» направляю Вам вышеуказанные обращения для рассмотрения доводов о нарушении законодательства и недропользовании.
Мне разъясняется, что в части иных доводов обращения проверка проводится Дальнереченской межрайонной прокуратурой.
Итак, лёд тронулся?
Пока рано давать оптимистичные прогнозы, но с контроля поставленные вопросы не снимаются.
Надо сказать, что и сам Дальнереченский межрайонный прокурор М.П. Рудницкий ни один раз уже побывал на карьере «Соколиха», обстановку, чувствуется, знает хорошо.
Прокурор поставил в известность и краевую прокуратуру.
Какова будет действенность, время покажет…