фото

Кому выгодно «обнулить» ситуацию, возникшую в Свиягинской школе?

В N 44 (1337) нашей газеты помещена статья постоянного автора, руководителя Спасского филиала регионального общественного движения по противодействию коррупции в органах государственной власти и органах местного самоуправления в Приморском крае «Хранители закона» Ольги Купчинской «ШКОЛА «СТРОГОГО РЕЖИМА»».

Бунт «инфузорий»

Поводом для журналистского расследования стало коллективное обращение родителей к местным Хранителям закона.

Кстати, аналогичные письма направлены и в прокуратуру города Спасска-Дальнего (петиции подписали 35 родителей школы-сада). Совет общественности Чкаловского сельского поселения обратился к главе района Алексею Салутенкову с просьбой «сменить руководство школы за создание конфликтных ситуаций и нежелание решать их», присовокупив к своему письму список с 50-ю подписями родителей.

Прямо скажем – ситуация редчайшая. Обычно родители не решаются конфликтовать с педагогами и директором, чтобы не усугублять ситуацию, предпочитая переводить детей в другие учебные заведения. По словам авторов жалоб, если бы в их селе была ещё одна школа, они бы так и поступили.

Публикация в газете вызвала бурный резонанс, а на сайте «АрсВест», где была размещена статья, вскипели страсти куда более бурные, чем в мексиканских сериалах. Тон задала некая «Студентка» – ярая сторонница «обиженного» директора. В выражениях не стеснялась и на ярлыки не скупилась: журналист оказался «г@вённым» и «проплаченным», представителем «второй древнейшей» профессии, настоящим монстром-«киллером». Обсуждали не статью – поливали помоями и автора, и газету.

Удобно и безопасно, укрывшись за никами, ни в чём себе не отказывать и выплёскивать негативные эмоции на человека, который, между прочим, ставя свою фамилию под публикацией, принимает тем самым на себя ответственность за её достоверность. Кстати, за двухнедельную полемику лишь однажды упомянули факт, приведённый в статье. Но в каком контексте! «Зацепили туалет. Смешно! Сколько я себя помню, он всегда был грязный и вонючий».

Меня лично потрясли не оскорбления – нам, журналистам, к ним не привыкать. Те, кто пытался так яростно защищать директора школы Аксёнову, оказали Елене Леонидовне медвежью услугу. По моему мнению, их высказывания стали яркой иллюстрацией ненормальной психологической обстановки в этом учебном заведении – того, что родители назвали предельно мягко «непедагогическими методами».

Те, кто, судя по всему, претендуют на роль интеллигенции, именуют школу и детский сад «нищебродскими», жителей Свиягино – «сельским быдлом», которому «не хватает мозгов», «инфузориями», выпускницам пророчат «работу на трассе», а юношам – пьянство и никчёмное существование.

Им даже «противно с этими людьми на одной земле жить»! Не живите, если противно. Найдутся другие, кто увидит в сельских тружениках доброту, искренность, отзывчивость, а в их детях разглядит будущее страны. Именно на Спасской земле рождались герои революции и Великой Отечественной войны, учёные, поэты, артисты и просто хорошие люди. Именно на них стоит и стоять будет этот мир!

И как тут не согласиться с мнениями простых сельчан, которые считают, что директор «всю жизнь детей унижает, а малоимущих – так вообще за людей не считает», «В школе создана обстановка полицейского надзора за учениками и их родителями».

Сторонники директора «перетрясли» в комментариях «грязное бельё» всего села, извлекли из шкафов все «скелеты» (у кого их нет?). А кое-кто даже призвал к расправе с возмутителями спокойствия, которых называют «красными» (видимо, потому, что директор – член «Единой России» и председатель местной участковой избирательной комиссии, село же, по не зависящим от неё причинам, на сентябрьских выборах всё-таки продемонстрировало «нетрадиционную» политическую ориентацию). А вот это уже попахивает экстремизмом. И, похоже, не я одна так считаю.

Всё станет ясным, когда правоохранительные органы (а я написала заявление о распространении в отношении меня, как гражданина, журналиста и руководителя Спасского филиала регионального общественного движения «Хранители закона», в сети интернет клеветнических измышлений, порочащих мою честь, достоинство и деловую репутацию) установят, кто скрывается за масками-никами. Если, конечно, захотят.

Ну, а пока, видимо, власти района пытаются, по выражению главы Анатолия Яковлевича Салутенкова, «обнулить» ситуацию. Очевидно, любой ценой. Только, боюсь, цена эта может оказаться очень высокой. Можно притушить пылающий костёр, но огонь всё равно прорвётся, если есть чему гореть.

Руководство управления образования и района подозревает родителей, написавших жалобы, в «заговоре» против директора школы.

Я на месте руководителей, у которых почему-то «нет вопросов» к директору, прочитала бы перебранку в социальных сетях. Или, как минимум, ответ прокуратуры. О том, что практически все факты, указанные в жалобах (соответственно, и в статье «Школа «Строгого режима»»), подтвердились!

Вместо этого вдруг появляется «правильное» письмо со 146-ю подписями. Однако далеко не все они поставлены родителями нынешних учеников (это подтверждает простая арифметика: если в школе учится 160 детей, а 50 родителей подписали жалобы, то теоретически больше 110 подписей быть не могло, откуда 146?).

Есть и просто жители села, которые подписали петицию, так как их уверили, будто она – против закрытия школы: «Если снимут Аксёнову, то и школу закроют». Блеф, конечно, но педагоги – люди подневольные, а родители – уязвимые, потому что от их лояльности руководству учебного заведения зависит судьба детей.

Укрощение строптивцев

Рассказывает одна из «возмутителей спокойствия» – жительница Свиягино Наталья Бойко:

«Ещё 3 октября 2018 года я обратилась в прокуратуру г. Спасска-Дальнего с заявлением, в котором, указывая на многочисленные нарушения, по моему мнению, допускаемые директором Свиягинского филиала школы № 7 села Чкаловского, просила разобраться и принять меры прокурорского реагирования. Рассмотрев вопрос о поборах с родителей учеников денежного и имущественного характера, якобы, на нужды школы, прокуратура приняла решение направить материалы для проверки в МО МВД России «Спасский».

По итогам визита 13 ноября к нам в Свиягино сотрудников полиции Д.Р. Бойко, О.В. Свиридовой, Т.Е. Гилёвой, а также по результатам моего опроса до знавателем С.Б. Свириденко, у меня создалось впечатление, что их всех интересует только инициатор и автор жалобы. В частности, мои морально-деловые качества, прошлое, социальное и семейное положение, а вовсе не тщательная проверка правомерности действий и решений, принимаемых директором Е.Л. Аксёновой.

При этом они, как мне кажется, видят за моим обращением какую-то «партийно-политическую» подоплёку. У меня же другое желание – прекратить поборы со стороны руководителя школьного филиала, к которым вольно или невольно подключаются все педагогические работники образовательного учреждения, добиться равного отношения директора и её заместителя, учителей школы ко всем детям. Нельзя разделять их на «угодных» и «неугодных», «удобных» и «неудобных», а оценки должны быть за знания, а не зависеть от взносов родителей или их положения».

Любой человек на месте Натальи Владимировны был бы оскорблён попыткой превратить проверку указанных в жалобе фактов в «персональное дело» её автора. А, собственно, почему? Кто пытается бросить тень на родителей, осмелившихся вынести сор из избы, которая, полагаем, нуждается в генеральной уборке?

И не только на них.

На заседании комиссии по социальной политике Спасской районной Думы пытались подвергнуть публичной «порке» депутата… за направленные им запросы по проблемам, возникшим в Свиягинской школе!

«Преступление» Владимира Тычины

О семье Тычины в селе говорят: «Если у кого-то случилась беда, если где-то пожар, – они бегут первыми. Это люди с активной жизненной позицией и обострённым чувством справедливости».

Не зря же именно по ходатайству односельчан Валентине Григорьевне Тычина присвоено звание «Почётный гражданин Спасского района». Люди не раз убеждались в её житейской мудрости, принципиальности и глубокой порядочности, потому и доверили ей важные общественные посты – старосты и председателя местного Совета общественности. Полтора года назад и младшего её сына, Владимира Евгеньевича, избрали депутатом районной Думы.

У крестьянина, известно, день да ночь – сутки прочь. Однако не такой Владимир Тычина человек, чтобы зациклиться сугубо на собственных интересах: «Моя хата с краю – ничего не знаю». К нему идут за помощью и советом сельчане. Свой человек, не залётный, проблемы их ему близки и понятны.

Неблагополучие в местной школе подспудно назревало давно. Родители задавали немало вопросов. Почему с них собирают деньги на нужды учебного заведения, а крыша как текла, так два года и течет? А районное управление образования внятно не ответило, сколько таких «добровольных пожертвований» собрано, кто ими распорядился и как?

Отчего перед новым учебным годом не вычищена переполненная выгребная яма туалета (кстати, расположен этот важный объект «М» и «Ж» на улице, на приличном расстоянии от школы), не выкошен стадион, не хватает учителей английского языка? Кто уберёт бесхозную водонапорную башню, которая в любой момент может обрушиться с непредсказуемыми последствиями? Ну, и так далее…

Откровением такие проблемы для депутата не были: сын учится в этой школе (кстати, к его воспитанию отец относится с особой ответственностью), а сам Владимир Евгеньевич в ней – не только родитель, но и деятельный помощник, о чём свидетельствуют многочисленные грамоты с благодарностями от руководства учебного заведения. Вот и обратился он к начальнику управления образования Наталии Витальевне Краевской и главе района Алексею Яковлевичу Салутенкову с депутатскими запросами.

За такое невиданное «самоуправство» решили районные думцы публично «пропесочить» своего коллегу?

Повод? А вот – обращение «коллектива школы № 7», точнее, Свиягинского её филиала, администрация которого, оказывается «не просила депутата о помощи»! И ей «непонятно, чем вызвано такое внимание», якобы, направленное «не на решение проблем, а на усугубление ситуации».

Ну, «усугублять» её дальше некуда: 35 родителей школьников и воспитанников детского сада (почти треть!) подписали обращения в прокуратуру Спасска. Жалобы направлены в администрацию края, в департамент образования и науки, в иные инстанции.

А тут на носу выборы, директор же Елена Леонидовна Аксёнова – ещё и председатель участковой избирательной комиссии, значит, полагаем, нужный человек. К тому же, член «Единой России», и большинство в районной Думе – её товарищи по партии. «Усугубивший» же депутат – оппозиционер. Хотя – какая в Спасской зоне оппозиция?!

Роль «тарана» принял на себя опытный депутат Рушков. Андрей Юрьевич обрушился на молодого коллегу с весьма серьёзным обвинением: «Вы превысили свои полномочия!»

И разложил всё по полочкам. Депутатский запрос можно сделать только на основании письменного обращения граждан, с обязательным его вынесением на обсуждение Думы. А в конце нравоучения бросил потрясающий упрёк: «Вы загрузили работой не только управление образования, но и администрацию района!»

Правда, Андрей Юрьевич к этой длиной тираде присовокупил: «Это моё личное мнение». Личное мнение – вещь, безусловно, важная. Однако есть Закон Приморского края, который регламентирует права и обязанности депутата. Называется он длинно, но точно: «О сроке полномочий и гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Приморском крае».

Неплохо бы его изучить всем народным избранникам – вне зависимости от партийной принадлежности. Депутат имеет право не только на депутатский запрос, но и на депутатское обращение. Его-то он вправе направить должностным лицам самостоятельно, без оглашения на заседании представительного органа. Что и сделал Владимир Евгеньевич Тычина.

И не стоит его строго судить: простому крестьянину недосуг вникать во все тонкости российского законодательства. Он-то выполняет свои важные общественные обязанности не на платной основе! А с учёбой соответствующей, мне кажется, в Спасской думе явный пробел, о чём свидетельствует и неправильное заполнение деклараций о доходах иными депутатами, которых за это едва не «отчислили» из Думы.

Тут бы столь сведущим в законодательстве коллегам, тому же Андрею Рушкову, и показать «мастер-класс» новичкам типа Владимира Тычины. Увы! С начала года зафиксирован единственный депутатский запрос. Сделан он в правоохранительные органы самим спикером (пожаловались фермеры на то, что их поля вытаптывают табуны лошадей неустановленного хозяина). И эффективность его, судя по тому, что пострадавшие крестьяне вынуждены были обратиться за помощью к врио губернатора Олегу Кожемяко, оказалась практически нулевой.

Депутат – не мальчик для битья. По Конституции РФ, единственный ИСТОЧНИК власти – НАРОД. Во время выборов он как бы передаёт эти властные полномочия своим избранникам. Главная задача депутата – использовать их во благо людям, отстаивая их законные права и интересы, что и сделал Владимир Тычина.

Кое-кто Конституцию, видимо, не читал. Это тоже, как говорит Андрей Юрьевич, моё личное мнение.

Так что иллюзий я не испытывала, когда решила присутствовать на публичной «порке» депутата. Публичной – потому, что свидетелями «экзекуции» стали не только аппаратчики Думы, но и начальник управления образования Наталия Витальевна Краевская с директором филиала Еленой Леонидовной Аксёновой (ей-то и предъявляют серьёзные претензии родители).

Это право мне давали не только журналистские удостоверения от газет, с которыми сотрудничаю, но и статус руководителя Спасского филиала регионального общественного движения «Хранители закона» (кстати, в нашу организацию тоже, как вы, читатель, помните, обратились с письменной жалобой 20 родителей из Свиягино).

И всё же, скажу честно, не ожидала, что мой визит вызовет столь бурную реакцию со стороны госпожи Краевской. С праведным гневом, достойным лучшего применения, Наталия Витальевна возмутилась: «Почему здесь посторонние?» Себя и Аксёнову она, очевидно, к этой категории не причисляла.

Кстати, Наталия Краевская «играет в защите» директора Свиягинской школы. И это объяснимо. Разве управление образования не видело протекающую крышу, не очищенный туалет, разрушающуюся «ничейную» башню? Разве оно не было в курсе, что в школе – проблемы с преподаванием английского языка?!

Мне кажется, присутствие журналиста снизило «градус» накала страстей на заседании комиссии. Спикер Думы Хачик Анушеванович Шагинян даже выступил в роли миротворца, предложив Владимиру Тычине вместе с директором филиала попытаться примирить враждующие стороны.

Кстати, ещё в октябре взять на себя такую миссию намеревались члены Совета общественности Свиягино. Вот как рассказала об этом в письме главе района Валентина Григорьевна Тычина:

«К нам в Совет общественности поступило заявление от группы родителей школы-детсада с просьбой получить ответы на вопросы от директора Аксёновой Е.Л. в нашем присутствии.

Решив собрать Совет, чтобы устранить назревающий конфликт между руководством школы и родителями, я послала Елене Леонидовне письменное приглашение. Однако накануне заседания сотрудница школы принесла мне её письменный ответ-отказ.

По предложению членов Совета, на внеочередном заседании заслушаны претензии родителей, которые упрекают директора школы в постоянных поборах, в отсутствии отчётности за собранные деньги, в хамском, по их мнению, отношении к подчинённым в присутствии детей, к родителям и детям, в попустительстве некоторым работникам детского сада, нарушающим инструкции и допускающим травмирование детей, а также в ненадлежащем отношении к своим обязанностям.

Члены Совета были возмущены, что, имея такую конфликтную ситуацию в школе, директор не пришла на заседание, выразив тем самым неуважение к членам Совета и к родителям.

Поступило предложение отправить Вам письмо с просьбой сменить руководство школы за создание конфликтных ситуаций и нежелание решать их».

К письму Совета общественности Алексею Салутенкову приложено коллективное заявление родителей (50 подписей!) с требованием уволить директора.

Пока ни одна из противоборствующих сторон сдаваться не собирается. На встрече с врио губернатора Олегом Кожемяко, которая прошла недавно в Спасске, представители родителей (авторов жалоб сейчас пытаются представить «плохими», а детей – «трудными») прорвались к микрофону и, волнуясь, может, несколько сумбурно, высказали свои претензии к руководству школы и районному управлению образования.

Глава района всё же не теряет надежду на укрощение строптивых родителей. Он даже предложил Совету общественности села Свиягино ввести в свой состав Е.Л. Аксёнову. Как будто не Елена Леонидовна, считаем, высокомерно пренебрегла приглашением, написав, что обсуждать на общественном совете ж/д станции Свиягино внутренние вопросы, касающиеся образовательного процесса, не намерена.

Вообще-то в Совет избраны лучшие люди Свиягино. Думаю, чтобы войти в их число, Елене Леонидовне пришлось бы, как минимум, постараться вернуть к себе уважение односельчан. А сделать это нелегко.

Есть результат!

Когда верстался номер, нам стало известно, что в Свиягинской школе грянули перемены! «Пизанскую башню» планируют снести. Управление образования спешно готовит документацию на ремонт крыши детского сада в следующем году (а чего так долго ждали?). Заказаны квитанции для вручения родителям в обмен на «спонсорские» взносы для нужд учебного заведения.

И – о, чудо! – предпринята попытка оборудовать тёплый туалет в помещении школы. Ученики не только увидели и услышали об этом, но и учуяли: чистили-то школьную канализацию во время занятий, так что «ароматы» витали ещё те. На резонный вопрос, а не могли бы заняться этим, безусловно, важным делом после окончания уроков, директор и одна из учителей ответили: «Ваши родители этого хотели – терпите!»

Мы вернёмся к теме, когда будут расставлены все точки над i. Потому что вспучилась масса проблем. Как давно не чистившаяся канализация…

Ольга Купчинская,

Спасский район Приморского края.

Фото автора.