Сдан единый госэкзамен, детки подают документы в университеты, – не осталось газеты, радиостанции, телеканала, где бы не обсудили скандал этого года, с купленными и списанными, заранее выуженными из интернета контрольными заданиями по ЕГЭ.
Вот и меня занесло на Первый канал, где в «Свободе и справедливости» депутат и юрист Андрей Макаров все задавал и задавал вопрос: «Справедливо ли, что студентами станут не те, кто был честен, а те, кто бесчестен?!»
Поскольку трудно отвечать на вопрос в программе, на которую приглашено два десятка гостей, – отвечу постфактум.
Да, справедливо!
Да, справедливо, что дети, которые заранее получили доступ к материалам ЕГЭ, тем самым получили и преимущества перед лошарами, которые самостоятельно, как правила велят, скрипели мозгами.
Как это так?! – Да вот так!
Справедливости «вообще» не бывает. ЕГЭ – государственный экзамен, а государственная справедливость, государственный интерес состоят в том, чтобы преимущества при прохождении этого фильтра получали детишки, которые нутром понимают, в чем суть нашего государственного устройства.
А она в том, чтобы говорить одно и делать другое, чтобы болтать о модернизации и ничего не менять; чтобы внешне как на Западе, а внутри византийщина, где закон что дышло, куда царь захотит – туда и вышло... Да, понимаю, что на европейский взгляд это не comme il faut, но ведь работает! Вот уже шестой век.
Экзамен на пути из школы в высшую школу – это первый госфильтр на пути из детей в граждане. Смысл его не в том, чтобы отделить дураков от умников. Дураки, как правило, осаждаются любым фильтром, а умникам фильтр не страшен (с ними государство разберется позже).
ЕГЭ – это фильтр для середнячков. Их ЕГЭ довольно успешно сепарирует на карасей-идеалистов, которые верят, что «жить нужно не по лжи», – и циников-прагматиков, для которых хороши все средства, приводящие к цели, которые в этой системе себя уверенно чувствуют и которые все силы приложат, чтобы ее сохранить.
Печалиться, что в итоге от такого отбора упадет качество специалистов – глупость несусветная. Устойчивость российской государственной конструкции зависит не от качества специалистов, а от наполнения нефтегазовой трубы.
Точно так же, как исход принципиальных судебных дел зависит не от совершенных деяний и не от квалификации участников процесса, а от того, что заранее решил тот, кто в России имеет право решать. (Думаю, с этим согласится и Макаров. Если не под запись на Первом канале, конечно).
Да, если встать на формальную точку зрения, то с вузовским образованием сегодня ситуация куда трагичнее, чем в СССР. Потому что раньше было реальное противостояние двух миров, и в тех областях, от которых зависело выживание, нужны были хорошие специалисты. Вот почему в 1960-х по стране прошла волна создания специализированных физматшкол, отбиравших таланты.
Выживание зависело от оружия, создание оружия зависело от математиков, физиков, химиков – и им государство предоставляло свободу и создавало честную конкурентную среду (что, как побочный эффект, плодило в этой среде диссидентов).
Сейчас выживание зависит от трубы, а для обслуживания трубы Ландау и Сахаровы не нужны. Живущей с нефти России не нужны ни самолето-, ни станкостроители, ни философы ни генетики, ни историки, ни конструкторы, потому что возни с ними много, результат неочевиден, а за деньги можно абсолютно купить все, – и я не только про самолеты или станки, но и про историю с философией (в той части, что касается русской идеи).
Повторяю: мальчик или девочка, сызмальства усвоившие, что для успеха в своей стране нужно надувать щеки, давать щелбан слабому, угождать сильному, подставлять ножку равному, подкупать продажного, продаваться самому, и при этом рассуждать о морали, осеняя себя крестом, славословя Россию и хая Запад – они российскому государству сегодня потребны, они соль соли и якоря якорей в стране, которая настолько боится куда-то плыть, что ее тошнит от одной мысли о раскачивании лодки.
А вот дети, верящие в закон, в свободу и справедливость, – они государству потенциально опасны, ибо могут упереться в самый неподходящий момент и потребовать справедливости и закона. Специально для таких сейчас устроят показательный процесс по «Болотному делу».
Введение ЕГЭ взамен прежней пары выпускных и вступительных экзаменов замечательно тем, что ЕГЭ – импортный, западный инструмент, и позволяет легко спустить весь пар в бурное обсуждение того, не уничтожает ли этот «мерседес» нашу самобытность, духовность, самостоятельное мышление (в чем мы поднаторели, ежедневно ремонтируя «жигули») и т.д.
То есть уходить от разговора о том, что фильтр отфильтровывает неугодных – и будет фильтровать. Вернешь вместо ЕГЭ экзамены – он заработает точно так же, тормозя середнячков-дурачков и пропуская тех, кто подмаслил школьного учителя или приемную комиссию.
Лучше уж оставить в покое «мерседес»: даже если он никуда не везет, в нем сидеть комфортнее. Однократно сдавая ЕГЭ, школьники-абитуриенты, по крайней мере, психуют в два раза меньше, чем дважды сдавая экзамены.
Тем более, что от них будущее страны в любом случае не зависит.
Оно зависит от тех, кто платит за нефть и газ, которыми мы живем.
Вот перестанут платить или перестанут платить в прежнем объеме – и рухнет вся византийщина, и начнется тогда Сколково модернизация безо всяких.
Ох, и бурные настанут тогда времена! И последние станут первыми – и наоборот.
Но мы в то, что она рухнет, не верим.
Потому что мы же отфильтрованные.