фото

В рамках ежегодного доклада уполномоченного по правам предпринимателей Марины Шемилиной, прозвучавшего на круглом столе, туристический бизнес попросил субсидии на развитие отрасли. Обсуждались и другие проблемные вопросы этого бизнеса.

Требуем субсидий

Первой выступила директор ОАО «Приморское агентство авиационных компаний» Татьяна Солодовникова. Она отметила, что есть две главные проблемы: «Первая проблема — проблема детских каникул, бархатного сезона. На сегодня очень дорогая перевозка внутри страны.

Мы хотим направить предложение в департамент транспорта о том, чтобы включили многие дальневосточные города – Владивосток, Хабаровск, Комсомольска-на-Амуре и т.д. для увеличения квот субсидирования. Мы отстали в своем развитии – мы должны уметь принимать друг друга. Если пойти на такие меры, это приведет к значительному увеличению количества туристов. Для нас очень важно, чтобы было прямое сообщение с Санкт-Петербургом, которое должно быть субсидировано».

На сегодня билет из европейской части страны стоит порядка 30 тысяч рублей. Для граждан это существенные деньги.

Кроме того, на уровне международных отношений, естественно, с нашими ближайшими соседями, есть «индивидуальные туристы».

– Надо это направление развивать. Все понимают, что очень важны такие люди. Они мало времени проводят в гостиницах. Им необходимы безопасность, горячий душ, вай-фай, информация об объектах, – заявила Солодовникова.

Также она отметила, что идут обращения китайских партнеров, которые просят снизить цены на билеты в регион. Особенно, если речь идет о чартерных перевозках. Стоимость может превышать 20 тысяч рублей.

– Китайские туристы экономят на путевках, но не на потреблении. Средний чек китайского туриста: 2000-3000 долларов с человека. Возможность предоставления субсидирования приведет к увеличению поступлений от налогов, увеличению рабочих мест. То есть, если государство будет субсидировать 5-6 тысяч рублей из стоимости билета, это вызвало бы огромный приток туристов и как следствие – приток финансов, – заметила Солодовникова.

Кроме внутреннего туризма и азиатского направления, можно развивать и европейское направление.

Ввести аттестацию для гидов!

Второй вопрос связан с сельским туризмом. Как я поняла, речь о несовершенном законодательстве, разрешающем гостиницы на дому. Люди, которым достаточно душа и вай-фая, и во Владивостоке с удовольствием селятся в таких гостиницах. Однако, говоря о субсидиях на билеты, по мнению Солодовниковой, необходимо, чтобы размещение было соответствующим образом оформлено, иначе денег туристы не получат. Сейчас есть туроператоры, которые смогут проверять объекты размещения.

Исполнительный директор НП «ТОМИ «Окно в Евразию», доцент кафедры сервиса и туризма ШЭМ Ирина Кушнарева озвучила и другие проблемы. Как она говорит, на сегодня приоритетные виды туризма – это культурно-образовательный и экскурсионный туризм. У края есть история, экология, природные ресурсы.

– Но есть много организационных проблем. Например, кадровая. У нас нелегально работают гиды-переводчики и экскурсоводы. Многие себе присваивают квалификацию экскурсовод высшей категории, хотя ее не имеют, некоторые делят автобус на бизнес-класс и эконом-класс, китайскими переводчиками дается сомнительная информация не в пользу нашей национальной безопасности, – пояснила Кушнарева.

По ее мнению, самым большим ударом по приморской туристической отрасли стал ведомственный приказ, разрешающий негражданам РФ работать экскурсоводами, гидами-переводчиками. Посылали письма, вплоть до ФСБ, чтобы этот приказ был отменен, так как, по мнению Кушнаревой, он противоречит международным договорам. Сам же приказ появился по просьбе Крыма, где в летний сезон не хватает рабочих. А, согласно имеющимся документам, люди, которые имеют украинское гражданство не могли быть приняты на работу.

– Мы думали, этот приказ распространяется только на Крым. Сейчас оказалось — на всю территорию. У нас нет квалифицированных кадров, владеющих корейским языком. Поэтому есть два выхода — через патентную систему увеличение списка. Второе — поправки к закону «о Свободном порте», обязательная система аттестации и аккредитации гидов-переводчиков, экскурсоводов. Есть разработанные требования для экскурсоводов. Мы «за» национальную безопасность – надо бороться и предотвращать нелегальную деятельность.

Второй вопрос — дорогая аренда пляжной земли. А также: «У нас нет в нормативно-правовых актах понятия сельского туризма, гостевого дома, услуги на селе», – говорит Кушнарева.

Не нужно отыгрывать закон «О Свободном порте»

Директор департамента туризма Приморского края Константин Шестаков отметил, что будет закон, запрещающий размещать хостелы, кроме того, с 1 июня следующего года вводится упрощенный визовый режим. Будет стоять вопрос классификации предприятий туристической отрасли.

– В случае обязательной классификации, появятся требования размещения, которые: а) соответствовали бы требованиям национального стандарта, б) заставили бы платить налоги, с) мы понимали бы уровень услуг, которые оказывают данные средства размещения. Такая же ситуация по аккредитации. Мы предлагаем ввести обязательную аккредитацию гидов-переводчиков. В случае, если специалисты не будут отвечать требованиям, нужно, чтобы появилась соответствующая статья закона «Об административных правонарушениях ПК», в случае неисполнения условий аккредитации получали бы штраф. На мой взгляд, норма удачная.

Однако президент НП предприятий индустрии гостеприимства «Дальневосточная Ассоциация Рестораторов и Отельеров» Роман Иванищев обозначил, что все эти ограничительные глупости вводить не стоит:

«В данный момент существует один вопрос, касающийся всей туристической сферы Приморского края, – это безвизовый режим на территории Свободного порта Владивосток. И этот вопрос стоит ребром для всех – рестораторов, отельеров, даже киоскеров. Это те деньги, на которые мы так надеялись, и которые 1 января к нам не приехали. Мы их недополучили и продолжаем недополучать.

Я подчеркну, что благодаря этому режиму Владивосток был бы единственной точкой на карте России, куда туристы смогли бы въезжать беспрепятственно, и, более того, – покидать страну из любого другого города. Но все механизмы, которые сейчас пытаются ввести, – консульские сборы и прочие усложнения – это аннуляция безвизового въезда. Этот режим просто теряет смысл.

Поэтому задача представителей сферы гостеприимства – бить во все колокола и пытаться вернуть положение о безвизовом режиме в тот вид, в котором оно изначально декларировалось. Мы должны настаивать на том, чтобы этот режим был введен в изначальной форме: это приоритет развития и СПВ, и всего региона, и нашего с вами бизнеса».

Как он отметил, китайцы очень платежеспособны. Только по московским цифрам, они оставили за 9 месяцев 80 миллиардов рублей... «У меня не помещается в голове это количество нолей!» – сказал Иванищев.

А что касается безопасности и прочего — за наши налоги, будьте добры, обеспечьте ее иными способами.

Во Владивостоке нет даже туалетов

– У нас был восточно-экономический форум. Приехало всего 2 000 человек, расположиться было негде. По городу сейчас мы сами не можем проехать. Показывать можно только Владивосток. В крае нечего показывать. Мы сделаем такую антирекламу, что будем заниматься только рекламой, – отметил один из присутствующих, намекая на то, что изначально необходимо создать нормальную инфраструктуру.

На это ему ответили, что в Суйфенхе много чего построили, а поток туристов, напротив, упал.

– Нет парковок, туалетов. Единственный туалет на Спортивной набережной забит железом три года, – продолжили озвучивать проблемы представители бизнеса, – пляжный бизнес не создает условий для развития туризма. Они не вкладывают ничего в объекты на пляжах к летнему сезону. У нас огромное количество музеев, но для посетителей во Владивостоке работает три музея, остальные все на лопате. Нужны предварительные заявки.

Однако Шестаков отпарировал, что в крае достаточно инфраструктуры, чтобы принять существующий поток и даже в три раза больший: «Даже при троекратном увеличении потока – нет проблем. Приморское кольцо, курортно-развлекательная зона, огромное количество гостиниц».

Очень важный вопрос поднял один из представителей турбизнеса — об отмене обязательной страховки: «Этот закон не защищает туристов. Для московских операторов это не такая большая нагрузка, в отличае от наших местных небольших фирм. Однако, как правило, если компании лопаются, по страховкам покрывают от силы 5%».

Однако для небольших фирм это слишком большие траты — бизнес их не тянет.

Была поднята и насущная проблема для пляжного бизнеса на шлагбаумах. Дело в том, что за авто, стоящие вдоль берега, штрафуют представителей этого бизнеса. Они отмечают, что решить эту проблему можно изменением законодательства, либо убедить суды, что они действовали добросовестно – поставили в известность отдыхающих, что машины ставить нельзя, а там уж нарушать или не нарушать — личное дело каждого. Правда, если так поступить, будут возмущения отдыхающих. Но это же ерунда.

От автора

По поводу инициативы о субсидиях, тут сложно. Если краевой бюджет даст денег бизнесу, значит, он отберет их у больнички или школы. С другой стороны, при внятном экономическом обосновании, кто знает, может дело и хорошее. Когда начала выступать Кушнарева, я подумала, что какая-то монополия лоббирует свои интересы.

Нет, оказалось, что речь не о бизнесе, а об универском преподавателе. Я против того, чтобы облагать бизнес дополнительными аккредитациями и аттестациями, потому что пусть лучше переводчик-китаец, который, может, и не в совершенстве знает историю края, зато может обеспечить адекватный процесс общения. О какой нацбезопасности речь?

Несколько лет назад нам принес материалы один историк, из которых мы узнали, что в Китае Муравьева-Амурского считают мошенником, который развел дипломатов их страны. А, как я поняла, нормальных русских переводчиков с китайского – немного, а с корейского — нет вообще.

Поэтому тут уж выбирайте — репутация Муравьева-Амурского или денежные потоки, ибо без адекватного перевода покупать тур не имеет смысла. Довольно авторитетный в сфере гостиничного бизнеса человек Роман Иванищев против таких инициатив, поскольку считает это попыткой отыграть закон «О Свободном порте». Закон неоднозначный — уже начинает беспокоиться Заксобрание о том, что не сможет нормально наполнить краевой бюджет. Но закон принят. Выходит, принимали без внятного экономического обоснования, а теперь начали придумывать обходные механизмы?

Полностью согласна, что всякую дурь в виде дополнительных сборов на страховки необходимо отменять. Ибо это просто дурь, просто, чтобы собрать деньги. Бизнес жалуется на отсутствие инфраструктуры. Может, они лучше на эти средства дополнительный туалет во Владивостоке поставят?

К слову о штрафах с отдыхающих. Водный кодекс запрещает шлагбаумно-пляжный бизнес, как таковой. То, что многие такие компании существуют, рискну предположить — существуют, потому что платят взятки.

Как было озвучено на круглом столе и как любой житель Владивостока может увидеть летом, многие из них, действительно, ничего не делают, для территорий, которые «арендуют».

По поводу «нечего показывать» не согласна. Мы одно из немногих мест в стране, где есть море, одна из самых обеспеченных в стране провинций с очень хорошими, как отмечают на многих туристических профессиональных тусовках, гостиницами и ресторанами, «самый восточный город страны», как однажды заявил Пушкарев.

К тому же, турбизнес хочет показывать только блеск, а как же нищета? Это ведь тоже интересно, если ты, конечно, как бизнесмен, думаешь о деньгах, а не о пиаре в стиле Северной Кореи. Когда я была в Америке, мне хотелось посмотреть «нигерские» кварталы, Детройт, который в глубоком кризисе, Новый Орлеан, который не оправился от наводнения, быт людей, школы, вузы. В любой стране есть, что показывать, если делать это с умом.

Анастасия Попова.

Рисунок travellife.com.ua