фото

Поселок при комбинате

Ярославский в Хорольском районе Приморского края возник как поселок строителей и работников горно-обогатительного комбината — Ярославского ГОКа в 1951 году. Сейчас ЯГОК переименован в ЯГРК (Ярославская горно-рудная компания) и закрыт на модернизацию. Население поселка – 8,5 тысяч жителей, много пенсионеров, когда-то работавших на комбинате.

Сельский строительный комбинат, производивший керамзит — второе градообразующее предприятие, в наши дни закрытое. В 14 километрах от Ярославского расположено село Лучки, административный центр Лучкинского сельского района, с населением 800 жителей, с сельскохозяйственным производственным кооперативом «Лучковский» ( животноводство и выращивание зерновых культур).

По стране катится волна реорганизаций муниципальных органов, поселения сливаются и укрупняются, их управление оптимизируется по критерию «денежное содержание чиновников», в смысле его уменьшения.

Поветрие под названием «оптимизация» достигло и Хорольского района, где предложили создать Лучкинский сельский округ, присоединив пгт Ярославский к уже существующему Лучкинскому сельскому поселению.

Поселок Ярославский власти района считают неперспективным. С закрытием, будем надеяться, временным, горнорудной компании бюджет поселения опустел. Торговые налоги уходят в район.

В казну поселка поступает немного: часть земельного налога, 10 процентов от НДФЛ, а также дотация, которую дает край.

Если же край дарит какие-то деньги вышестоящему уровню, то есть району, Ярославке иногда от районных щедрот перепадает. Но «район» может дать денег, а может и не дать. Или дать значительно меньше, чем соседнему сельскому поселению: допустим, Лучкам поступит 700 тысяч рублей, а Ярославке всего 100 тысяч.

Когда-то Хорольский район процветал как раз за счет Ярославки. Работал комбинат, район получал 90% НДФЛ, и даже 10 процентов этого налога, достававшихся Ярославке, были большой суммой.

Район и городское поселение не дружат.

Уже несколько лет Хороль (районная власть) и Ярославка (власть городского поселения) не дружат. Не раз говорилось при свидетелях, что Ярославку ждет банкротство. Как Детройт в США.

В Хорольском районе 13 поселений, все, кроме Ярославского, — сельские. Районный центр — село Хороль. По закону № 131-ФЗ (Закон о местном самоуправлении) для каждого поселения определены полномочия, на выполнение которых выдаются государственные деньги.

Число полномочий, определенных городскому поселению, более 20. Сельское поселение по закону может взять на себя меньше полномочий. Но любое поселение — сельское ли, городское – может от всех или части полномочий отказаться в пользу района, мол, делайте все сами и деньги у себя держите, а нам только зарплату платите.

В Хорольском районе большинство поселений так и сделали, все сдали в район. Кроме Ярославского. Когда бывшему главе администрации пгт Ярославский Вере Смирновой настойчиво предложили отдать в район полномочия в сфере градостроительства – выдачу разрешений на строительство и прочее — она не согласилась: «Кто-то будет решать, где перепланировку в Ярославке делать, кому дать разрешение какое-то, но это же тоже абсурд!». И другие полномочия также в район не отдала. И, возможно, этим испортила отношения в вышестоящей властью. Следующий глава администрации Александр Чудайкин повел ту же политику. Полномочия не отдал.

Когда-то краевая администрация приняла закон о разграничении имущества между Хоролем и Лучками, между Хоролем и Прилуками, между Хоролем и Ярославкой и так далее. В закон внесены изменения — предлагается все опять передать в район, но по желанию, на усмотрение поселения. И Чудайкин опять не соглашается: имущество уже наше, как мы назад отдадим? Он объясняет и людям, что за справками придется ездить в Хороль, а это 40 километров, разрешение взять — туда же.

Многие считают, что именно в этом суть конфликта района с поселением. К тому же, глава администрации Чудайкин состоит не в «Единой России», а в партии «Справедливая Россия».

И не с того ли началось укрощение строптивой Ярославки, что был продан ЯГРК, подвергнут банкротству и продан ЯССК, а с населением удобно разделаться через тарифы от Примтеплоэнерго?

 

Про ЯГРК

Информация двухлетней давности. С сохранившейся странички компании (http://240994.ru.all.biz):

«ООО «Ярославская горнорудная компания» – одно из крупнейших предприятий горнорудной промышленности Дальнего Востока. Является основным производителем плавикошпатового концентрата в России и определяет развитие этой отрасли в стране. В год производство этого концентрата достигает более 200 тонн. Добываемый концентрат поставляется на внутренний рынок для черной металлургии и алюминиевой промышленности.  Изыскивается возможность выхода на экспорт.

Месторождения разрабатываются открытым способом. Кроме основного производства, предприятие занимается разработкой полезных ископаемых, обеспечивает теплоэнергией жилищный фонд п. Ярославский.

 

Добыча минерального сырья для химических производств и производства удобрений

Разработка открытым способом двух крупнейших в мире месторождений шпата (используется в металлургии) – Вознесенского и Пограничного (Приморский край). Производственная мощность предприятия – 200 тыс. т продукции в год.». .

ЯГРК принадлежит на 100% РУСАЛу. Два года назад горно-рудный комбинат остановлен на три года для модернизации, так как устарело все оборудование. Персонал уволен, перед увольнением всем заплатили зарплату за 5 месяцев и по 70 тысяч рублей дали, тем, кто задолжал по кредитам. Новых рабочих не набирают.

ЯКРК — это 30 гектаров земли и 280 человек охраны.

Прошло два года, на комбинате, как говорится, конь не валялся, и все меньше надежды на то, что за оставшийся год комбинат возродится. В Приморье дорогая электроэнергия, покупать тот же концентрат в Китае выгоднее, а в Монголии электроэнергия даже дешевле, чем в Китае. Для модернизации надо вкладывать деньги.

Казалось бы, район должен стремиться к восстановлению горнорудной компании, но этого не происходит. Не похоже на то, что кто-то ищет инвесторов.

 

Зачем депутат-предприниматель покупал собственность

Бывший депутат краевого законодательного собрания Юрий Степанченко приобрел в Ярославском собственность. Известно следующее. В 2007 году 3 декабря зарегистрирован договор купли-продажи объекта недвижимости. Состав недвижимости следующий:

Комплексное здание для производства керамзита общей площадью 3013,5 кв. м.

Трансформаторная подстанция общей площадью 6765,7 кв. м.

Производственный корпус формовочного цеха общей площадью 6765,7 кв. м.

Ремонтно-механи-ческий цех общей площадью 1120,6 кв. м.

Арматурный цех общей площадью 1196,5 кв. м.

Котельная общей площадью 1660,1 кв. м.

Покупатель: ООО «Роуз», зарегистрировано во Владивостоке 18.12.2002 г., учредитель Степанченко Юрий Васильевич, бывший депутат краевого Закса, предприниматель. В 2010 году учредителями этого ООО стали Компания с ограниченной ответственностью «ОУПЕН СОС, ЛЛС» (США) и компанченко Татьяна Павловна, бывший финансовый директор «ДВ «Стройсвязькомплекс», компании того же Ю.В. Степанченко.

Продавец: ОАО «Ярославский сельский строительный комбинат». Через полгода после этой сделки 1 сентября 2008 года комбинат был ликвидирован. Это была покупка в процессе банкротства.

29 декабря 2007 года Приморский краевой суд дал заключении о наличии в действиях Юрия Степанченко признаков состава преступления, предусмотренных ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество») и ч. 4 ст. 174.1 УК РФ («Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем»). Сразу после этого депутат скрылся.

До сих пор Степанченко проживет в США, в Россию не возвращается, его собственность арестована в рамках уголовного дела.

Одно из проданных зданий — котельная. Что собирался делать с этим, приобретенным по дешевке активом, чиновник Степанченко — переселиться в Ярославку и заниматься предпринимательством, извлекать доход из приобретения или перепродать? Не знаем.

Котельная сдана в аренду Примтеплоэнерго за 60 000 рублей в год (при Смирновой), при Чудайкине арендная плата составляет 240 000 рублей в год.

Котельную отремонтировали за краевой счет, истратив 142 миллиона бюджетных рублей. Ремонт не качественный, жители не довольны работой котельной — тепло, которое производит котельная, а продает Примтеплоэнерго, – дорогое, а горячая вода — сильно техническая, то есть мутная и жирная.

 

Что делать?

Все плохо в Ярославке, работы нет, коммунальные услуги дороги. Но люди живут, надеясь, что власть поможет. Власть многолика и многоуровнева.

В Москве власть федеральная, там есть Путин, Следственный комитет, Генеральная прокуратура, Верховный суд.

Стучите и обрящете! В Москву ярославцы жалуются на странные тарифы и нормативы на коммунальные услуги, от Примтеплоэнерго. Кое-что местами удается.

Краевая власть в лице губернатора все обещает, обещает, но руки, видимо, до Ярославки не доходят.

С районом строптивая Ярославка не дружит. Район желает сделать единственный подведомственный городской поселок сельским поселением, подчиненным селу Лучки. Ярославцы сопротивляются.

Глава Ярославского считает, что должно быть наоборот, что нужно присоединить Лучки к Ярославке и организовать городской округ.

Готовясь к обсуждению на заседании Ярославского муниципального комитета предложения (спущенного сверху) об образовании сельского округа, сочинили обращение к губернатору со встречным предложением — присоединить село Лучки к Ярославке, создав городской округ. Встречное предложение подкрепили серьезным аргументом — пгт Ярославский включен в программу поддержки моногородов. Альянс с Лучками приведет к исключению из программы, а если наоборот, то и по программе деньги пойдут и земельный налог увеличится за счет села. Собрали 300 подписей. Глава на муниципальном комитете в присутствии представителей района сказал — вот мнение людей, они не хотят становиться сельским поселением, желают остаться городским. Утвержденное комитетом обращение о городском округе отправлено губернатору.

Сейчас район притих, но 7 сентября будут выборы нового главы администрации в Ярославке, здесь он еще избираемый. В Хороле главу будут избирать депутаты, а в Ярославке – народ. Желающих идти на эту работу мало, потому что трудно взаимодействовать с Хорольской администрацией.

Но у ярославцев другого выхода нет, кроме как избирать вменяемую местную власть и выживать самостоятельно, рассчитывая только на себя, на свои внутренние ресурсы.

Искать источники наполнения бюджета, например один из мощных источников – земельный налог. Первоначально он поступал в бюджет Ярославки, потом, с изменением законодательства, деньги передали в район вместе с полномочиями, поскольку у поселения не было генерального плана. Люди ездили в Хороль для оформления земли, аренды, налоги платили туда же. Сейчас генеральный план сделали (получив на это деньги из края), и с первого марта землей опять распоряжается Ярославка. И получает земельный налог. Все разрешения получают здесь же в шаговой доступности. Раздавать землю выгодно, потому что в бюджет поселения пойдет земельный налог. А муниципальная земля дохода не приносит.

С грабительскими тарифами на тепло можно и нужно бороться с двух сторон. С одной стороны, судиться, настаивать на снижении тарифов, а с другой — развивать альтернативное отопление – найти оборудование, пробурить скважины для подачи чистой воды и самостоятельно контролировать стоимость услуг, отказавшись от Примтеплоэнерго с его арендованной у беглого депутата котельной.

И почему бы не проанализировать, что должно платить в бюджет поселения руководство РУСАЛа? Куда идет налог на имущество, за землю, за порчу экологии от водоемов с отходами производства законсервированной горнорудной компании?

Выхода нет. Рассчитывать придется только на свои силы и свои мозги.

Татьяна РОМАНЕНКО.

Рисунок http://bogorodskoe43.ru/uploads/poss/2014-12/1419523216_5883608.jpg