фото

16 октября в пресс-центре информационного агентства «Росбалт» состоялся разговор в формате круглого стола «Продукты питания и малый бизнес». Принимали участие чиновники Санкт-Петебурга, депутат Законодательного собрания, представитель антимонопольной службы, несколько председателей союзов и ассоциаций и журналисты.

Одна из причин созыва круглого стола — поиск возможности действенно помочь малому бизнесу.

В Санкт-Петербурге малый бизнес, занимающийся торговлей продуктами питания — это 60 процентов от всего количества малых предприятий.

Проблем малого бизнеса множество

80 процентов всех продаж у сетевых магазинов и только 20 процентов идет через малый бизнес. Чтобы производителю попасть на наш рынок, он должен заплатить сетевому магазину 40-50 процентов от стоимости своего товара, все это закладывает в цену на этапе производства и еще 20 процентов берет дистрибьютор.

Производители стонут, не зайти на рынок. В Европе сеть наценивает 20 процентов и 10 процентов отдают дистрибъютору. Но раньше в Европе была такая же ситуация в торговле как и у нас сейчас.

В сетях примерно одинаковая матрица по продуктам и есть 5-6 крупных сетевых игроков, остальным не зайти на рынок. Закон о торговле не работает. Если государство вмешается, можно на 20 процентов уменьшить цены.

Руководитель малого торгового предприятия рассказывает: «Так как у нас магазины небольшие, то работаем со своими поставщиками. Когда обратились в сети, то ужаснулись условиями, на которых работают с производителями».

Сетевая торговля удобна потребителю. Все можно купить в одном магазине. Но малый бизнес сети убили требованиями к цене и к объему реализации. У сетей жесткая конкуренция и свои требования к поставщику: полки должны быть заполнены.

— Почему Данон поставляет в сети, а малые магазины должны получать товар дороже у дистрибьютора. Есть закон, ограничивающий сети, но он не действует. Мы требуем, чтобы поставщик не делал различий между сетями и малыми магазинами.

Государство не может вмешиваться. Можно обратиться к малым предприятиям-производителя.

У нас любая законодательная инициатива в сфере розничной торговли, ущемляет права малого бизнеса и, в конечном счете, права потребителя.

Например, предлагается увеличить уставной капитал до 1,5 миллионов рублей. Конечно же далеко не все предприятия смогут это сделать, это очень затратно. Следующая инициатива — это алкогольные лицензии по стоимости и разделение ее на 28 градусов, 40 градусов и так далее. Это очередная инициатива, которая погубит остатки малого бизнеса в нашем городе да и вообще в России.

Но нам не известно ни одной инициативы, которая ограничивала бы как-нибудь сети. Например, в Греции просто запрещено работать по выходным дням. Почему не сделать это? Почему на запретить тем же сетям продавать алкоголь, а оставить алкоголь малому бизнесу, но под большим контролем. У нас это никто не предлагает.

И еще говорят о межсетевой конкуренции. Конечно же это далеко не так, и все понимают, что сети просто лоббируют свои интересы через законодательные органы. У малых предприятий такой возможности нет, поэтому мы и были инициаторами этого круглого стола, чтобы донести до властей свою позицию, чтобы о нас услышали.

У нас не магазин борется за товар, а товар борется за магазин. И сети занимают монопольное положение на рынке и готовы выкрутить настолько руки поставщику, что деваться им некуда.

Существует пять сетевых форматов в городе, что им стоит договориться?

Вопрос о продаже алкоголя

Алкоголь — это сопутствующий товар. Если в магазине имеется алкоголь, вся остальная продукция примерно на 40 процентов лучше продается.

На Васильевском острове 50% продажи алкоголя — это несанкционированная торговля. Из-за политики Росалкогольрегулирования увеличивается нелегальная торговля алкоголем..

Об алкогольном рынке. По 171-му федеральному закону о регулировании алкогольного рынка примерно 80 процентов игроков алкогольного рынка должны были пройти проверку. В 2011 году после 100 выездных мероприятий количество операторов стало меньше на 22 процента, количество алкогольных лицензий сократилось на четверть.

Объем нелегального рынка был по оценкам Росстата — 36,5%. В 2012 после акцизной реформы цена на крепкий алкоголь выросла в 2.5 раза, доля нелегального рынка увеличилась до 50 процентов. Причем, меньше пить не стали, увеличился импорт контрафакта из Белоруссии и Казахстана. При этом собираемость акцизов за 2014 год увеличились, а поступления в бюджет от продажи алкоголя уменьшились.

Опережающий рост ставок акциза не привел к росту поступлений в бюджет. Поэтому уже в этом году правительство постановило заморозить ставку акцизов до начала 2016 года.

Темпы снижения легального производства в 2-3 раза выше уменьшения потребления. Сегодня в РФ существует параллельная система нелегальной торговли алкоголем. Через торговые сети официальным путем реализуется порядка 110 миллионов декалитров крепких алкогольных напитков, к этому объему прибавляется еще порядка 100 миллионов нелегальной продукции.

Выдержать конкуренцию с нелегальной водкой невозможно, единственный выход — убрать нелегальный алкоголь из опта.

Интересно, что каждый предприниматель два года назад обязан подавать в электронном виде декларацию об объеме алкогольной продукции. Это все вылилось в то, что малые магазины должны были оснаститься оборудованием и купить цифровую подпись. Подача декларации являются контролирующим мероприятием, причем, за свои деньги.

Таким регулированием государство привело к уменьшению легального рынка алкоголя. Нелегальные точки появляются на несколько месяцев, получают свою сверхприбыль. Лицензионное управление может прийти только в тот магазин, у которого есть лицензия. Если нет лицензии лицензионное управление прийти не может, так как нет оснований. Может контролировать только полиция.

Если нет лицензии (как правило, это ИП), штрафы минимальные, порядка 5 тысяч рублей с изъятим алкогольной продукции. Это все, что он может потерять. Для привлечения к уголовной статье нужен особо крупный оборот алкоголя до 1.5 миллионов рублей.

Депутат законодательного собрания Санкт-Петербурга Ирина Иванова, фракция КПРФ:

— Я не согласна, что сети — это здорово. Мы знаем, что сети это транснациональные компании, которые вывозят деньги за границу. И мы понимаем, что это просто оффшор. Действительно из-за сетей у нас очень много предприятий пищевой промышленности сегодня легли на дно, и особенно это мясоперерабатывающая промышленность.

Что касается алкоголя, я предлагаю объединить наши усилия и сообща предложить изменить закон о торговле и ограничить все сети в городе в совокупности не более 50 процентов. Это будет, на мой взгляд, правильно и более или менее экономически выгодно для того, чтобы мы поддержали деятельность малых предприятий, которые не уводят свои деньги в оффшоры, а готовы работать здесь.

Но самое главное в том, что у нас сейчас три или четыре предприятия оптовой продажи, которые занимают на рынке 80 процентов. И они мешают нам жить точно также, как сети. И на мой взгляд это сейчас единая система — сети и оптовики.

Что касается алкоголя, то оказалось, что уйти проще в нелегалы, чем платить акцизы и перед всеми отчитываться. С рынком нелегальной торговли идет борьба, но это борьба с ветряными мельницами. Потому что если мы снимаем 10 ларьков, то на следующий день на тех же самых местах появляются одиннадцать новых. Значит это выгодно, это все знают, и мы не можем справиться с этой ситуацией.

Сетям для развития предоставляют скидки и земельные участки для строительства. Вот это надо ограничивать. Тем более, что сейчас введены санкции, и тем более, что введены ответные санкции. Должна появиться альтернативная программа, может быть это даже государственная торговля.

Мы столкнулись с тем, что сейчас будут привозить товары, но не их тех стран, к товарам которых мы привыкли, а из других стран. Однако все останется на прежнем уровне и никакой модернизации производства сельхопродукции быть не может.

У нас совершенно не работает принцип ОРВ — оценка регулирующего воздействия на малый бизнес. Кстати, в бюджете нашему профильному комитету даже не выделены деньги на эту оценку.

Вредные федеральные инициативы, например, про 1.5 миллиона в уставной капитал. У нас стратегические инвесторы в Санкт-Петербурге имеют уставной капитал 10 тысяч рублей и они, как стратегические инвесторы, получают льготы по налогам.

Поэтому должна появиться инициатива законодательства, ограничивающего сети.

Что касается регулирования наценки 20 процентов, на мой взгляд, это неправильно. Рынок должен развиваться, не должны быть бонусы и так далее. А Госдума предлагает нам сегодня писать в ценник цену поставщика. А если он находится в Китае и продал вам за минус доллар, как вы эту наценку поставите? Я возражала и написала в Думу свое возражение тоже.

Правильно говорят об объединении. Пока не научимся объединять свои усилия, ничего не получится.

Представитель антимонопольной службы:

— Задача государства не в том, чтобы административно ограничивать, следить за размером бонуса или отсрочкой платежа, или приставлять к каждому прилавку полицейского, а создать возможность конкурентного доступа на прилавок. Ужесточать закон можно сколько угодно.

Продажа алкоголя зарегулирована до невозможности, но контрафактный алкоголь на рынке все равно есть. Есть торговые ниши, которые сеть никогда не сможет предложить потребителю. Ограничения есть и для каждой сети, а не для сетей в целом.

Рынок оценивается в СПб как конкурентный. Жалоб практически нет.

Есть товары, в цене которых экономика перемешана с политикой. Например, продажа сигарет и алкоголя, потому что государству не должно быть все равно, сколько курят и сколько пьют. Здесь смешивается экономика с политикой, направленной на охрану здоровья граждан.

Само по себе повышение цен не образует ни состава уголовного правонарушения, ни административного дела. Надеюсь, что наценка государством никогда ограничиваться не будет. Мы прекрасно помним, к чему приводила государственная монополия, она приводила к пустым прилавкам магазинов, развитию черного рынка, и это еще полбеды, а то и к полному исчезновению товара.

Нужно снижать административные барьеры.

Опыт Грузии

В нашей стране не очень принято ссылаться на положительный опыт Грузии, времен президентства Михаила Саакашвили, но там были определенные моменты, которые стоило бы принять во внимание.

Например, когда в Грузии возникла проблема, обсуждавшаяся на уровне правительства, по росту цен на лекарственные препараты, там не принимались репрессивные меры. Но Грузия полностью отменила всю национальную сертификацию лекарственных средств, то есть любое лекарство, которое легально продается на территории Евросоюза могло продаваться на территории Грузии без системы национальной сертификации.

И вторая мера — простые лекарства было разрешено продавать в продуктовых магазинах. И добились снижения цен без всяких репрессивных методов. А у нас сертификация требуется даже на мерседес.

Сети — это серьезная сила, имеющая сегодня в том числе и политическое влияние, может быть не такое как у нефтяных компаний, но очень серьезное. Но между собой в федеральном масштабе конкуренция сетей существует.

Что может быть альтернативой сетям?

Это очень сложный вопрос. Нужна кооперация. Нужно, чтобы малый бизнес объединился.

Например, в Ассоциации торговых предприятий «Союз» в начале было около 28 магазинов, сейчас уже более 50. Есть успехи в политической области, закон о выкупе помещений удалось выбить только после того, как встретились с министром.

Для взаимодействия с властью нужно выходить на уровень не ниже министра. Опыт показал, что когда начинается общение с властью, к бизнесу прислушиваются. Сейчас, в связи с известными событиями, сети сразу получили доступ к помощнику президента РФ А. Дворковичу.

Сети начинают поддерживать, а о малом бизнесе забыли. Участники круглого стола просят администрацию Санкт-Петербурга содействовать в доступе к власти на самом верху.

Репортаж с заседания «круглого стола» составила

Татьяна РОМАНЕНКО.

Санкт-Петербург.

Рисунок http://www.anekdot.ru/