фото

Старый лозунг… Во времена моей молодости время от времени встречался на зданиях, стендах и в подобных рекламных местах. Пропагандировался в общем. Хотя смысла в нем было меньше, чем в самом коротком анекдоте: «Коммунизм – горизонт».

Ну да, нам говорили, профсоюзы – первая школа борьбы за свои права… Но за что и против чего бороться в СССР, если это и так государство рабочих и крестьян? 8-часовой рабочий день? Так государство его само установило. Эксплуатация? Уничтожена вместе с эксплуататорскими классами. Во всяком случае, так говорилось. Только и осталось профсоюзам – распределять путевки в дома отдыха и санатории. Ну и пионерлагеря. Ну профилактории. Ну денежки выделять на посещение заболевших работников…

А потом все переменилось, и капитализм показал бывшим советским людям свой звериный оскал. Построили-то у нас такой капитализм, которым пугали! Вот поле деятельности для профсоюзов и возникло!

Поле-то возникло, а навык – утерян. Навык борьбы с эксплуататорами, навык борьбы с антинародной властью. Так же как утеряны дома отдыха, санатории, пионерлагеря и далее по списку. Осталось самое главное: справедливая оплата труда и 8-часовой рабочий день. И тут работы – непочатый край…

Занимаются этим проф-союзы? Ну, как сказать…

Было дело у нас в Приморье, и даже во Владивостоке: краевая федерация профсоюзов занималась урегулированием конфликта на заводе МО. Номерной завод. Рабочим не платили зарплату. Вообще-то это дело не только профсоюзов, могла бы и прокуратура заняться. Но профсоюзы вмешались-таки и добились своего. И это не единственный случай.

А вот с медиками – беда. То там, то сям по нашей большой стране медики объявляют голодовку: зарплаты маленькие, нагрузка большая, а о здоровье пациентов никто не думает. Так же, как о здоровье самих медиков. И что-то не больно-то слышно в связи с этой ситуацией профсоюз медиков…

В Приморье тоже есть профсоюз работников здравоохранения. Поскольку в Приморье медики пока что не голодают, профсоюз живет хорошо… На взносы этих самых медиков живет: врачей, главврачей, медсестер, санитарок и обслуживающего персонала. Если, конечно, эти люди состоят в профсоюзе. Ну и, разумеется, ЦК профсоюза еще есть.

Этот ЦК, кстати, устраивает конкурсы на лучшую региональную организацию, и наша региональная организация оказывается регулярно лучшей. Что, медики, прочитав этот текст, удивляются? Успокойтесь: лучшая – это по охвату профсоюзом медиков, а наша в этом смысле – да, лучшая. Так ли это на самом деле – второй вопрос, и мы его рассматривать не будем. Не мое дело. Я не член профсоюза медиков. А медиков, вероятно, все устраивает.

Ну то есть не все, конечно. Но, знаете ли, медики отдельно, а профсоюз медиков отдельно. Помните старый принцип: кто что охраняет, тот то и имеет? Вот, например, пять лет назад после отчетно-выборной конференции глава местного профсоюза получила большую премию дважды.

Работники аппарата организации возмутились. Ну ладно – делопроизводителю как материально ответственному лицу была устроена поездка в Санкт-Петербург «на каникулы».

Это все рассказала нам Марина Яшкова, бывший сотрудник аппарата краевого профсоюза медиков. Бывший – не потому, что ее ушли, а потому что сама ушла. Она хороший врач, так что ушла на хорошее место с хорошей зарплатой.

Когда 5 лет назад Марина Викторовна пришла на работу в краевую организацию профсоюза работников здравоохранения (по приглашению председателя профсоюза И. Лизенко), она горела желанием поработать на благо работников здравоохранения… Ну, есть все еще среди нас такие энтузиасты. Без них-то совсем худо!

Председатель Лизенко тоже горит на работе. Говорит, что не может даже нормально свой отпуск отгулять – не на кого крайком оставить, в то время как остальные не заслужили такой отпуск, надо бы сократить?..

Ну, упреки никому не нравятся, поэтому сотрудники стали «из принципа» фиксировать все поездки председателя за пределы края. За три года таковых поездок оказалось много.

Неплохо, конечно. Особенно если учесть, что практически каждая командировка в Москву завершается неделькой, а то и более, в Санкт-Петербурге. Тем более, что журнал командировок ведет сама председатель. Почти как при коммунизме.

Есть, конечно, ревизионная комиссия. Но есть и традиция – и не только в профсоюзе медиков – подходить к ревизиям формально. Очевидно, комиссия не собирается (порой не из-за каких-то махинаций, а просто из лени – ну, жалко людям тратить свое время неизвестно на что, на пустую, по их мнению, формальность!), отчет о проверке составляет в лучшем случае председатель этой комиссии, а в худшем бухгалтер или сам проверяемый.

Были жалобы и выше, но… Все небось знают, как трудно доказать врачебную ошибку – все медики друг за друга стеной! А чем профсоюз медиков хуже? Ну, обсудили… И все.

Вообще-то все зависит от самих медиков. Их же профсоюзные взносы перечисляются в краевую организацию. 30%, как у всех. Но председатель Лизенко неоднократно поднимала вопрос на президиумах краевой организации, что этого мало, надо 40% перечислять! Ее не поддержали – ну и что?

Все зависит от людей, возглавляющих первичные организации, и от самих организаций. Некоторые перечисляли 40% и скорбно жаловались, что остального им самим не хватает. Ладно, постановили на 2013 год – 33,5%. И теперь некоторые перечисляют краевикам 40%, некоторые 33,5%, а некоторые по-прежнему 30%.

В конце этого года будет проходить очередная отчетно-выборная конференция Приморской краевой организации профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации. Будут избирать и председателя крайкома на очередные 5 лет.