Большинство людей на земле стремятся к свободе и реализации своего личностного потенциала. Неслучайно в западной научной парадигме с середины прошлого века существует антропоцентрический подход, подразумевающий человека как личность в центре научного понимания.
У нас же интерес к человеку, как к индивидуальности, возник только в начале 90-х годов. Стремление человека к свободе и самореализации в развитых демократических обществах считается в порядке вещей. Напротив, отсутствие такого стремления может восприниматься как личностная недоразвитость.
В западном понимании «свобода» отождествляется с понятием «ответственность». Я свободен, но я ответственен за свои действия, за свою судьбу. Я не жду, что мне кто-то что-то просто так даст. Я готов работать, трудиться ради достижения материальных либо духовных благ. В этом ключе «государство вам ничего не должно» звучит не так цинично, поскольку государство уже создало условия для твоей реализации. А использовать эти возможности или нет – личное дело каждого.
Итак, свобода равно ответственность. Как русский человек относится к свободе? Почти три века русский народ жил под гнетом крепостного права. И вот в 1861 году крепостничество отменили. Вы думаете, народ обрадовался? Какое там – завыл от горя, потому что понятия не имел, что с ней делать, с этой нежданно свалившейся, да и не особо нужной многим свободой.
Ведь так хорошо жилось, когда за тебя думал барин. Примером может служить Некрасов и его «Кому на Руси жить хорошо?». «Порвалась цепь великая, Порвалась — расскочилася: Одним концом по барину, Другим — по мужику!» Это крепостное рабство – цепь великая, вот оно как!
Долго люди привыкали к свободе да так и не привыкли – спустя чуть больше чем полвека большевики, придя к власти, стали источником той же несвободы, только под другим соусом.
Прошло еще 70 лет. В 90-е годы распался Советский Союз. И снова народ получил свободу, с которой, опять же, большинство не знало, что делать. Кто-то вовремя сгруппировался, развернул бизнес, кто-то уехал зарубеж, но многие так и остались стоять на месте да причитать о том, как хорошо жили при СССР.
Почему? Да потому что не были готовы принять ответственность за свою жизнь и свою родину.
И теперь, когда кольцо несвободы сжимается все сильнее и сильнее, многие из этих людей как будто бы успокаиваются. Снова возвращается привычное для них состояние общества, при котором за тебя все решают, а ты лишен возможности на что-то повлиять. Со всех сторон слышно: «Зачем ходить на выборы? Все давно за нас решили». «Да, это несправедливо. Но что мы можем сделать?» «Везде бардак. А что поделаешь – надо терпеть, больше ничего не остается».
Многие, кто сокрушается по поводу несправедливости, не желают бороться за улучшение жизни, прикрываются все теми же лозунгами «Мы ничего не решаем», «А зачем?».
Думаю, прав был Борис Надеждин, говоря в одном из своих выступлений, что не придет добрый дядя из Брюсселя и не принесет вам хорошую жизнь. Ее нужно добиваться. Ее нужно создавать. Это тяжелый и кропотливый труд. Но результат этого труда прекрасен – гражданское общество и правовое государство с соблюдением законов и Конституции.
Каждому, кто сейчас чем-то недоволен, нужно, прежде всего ответить на такие вопросы: «Я готов брать на ебя ответственность за свою жизнь и жизнь моей семьи и т.д.?», «Что я могу и готов сделать для улучшения жизни в моем городе/поселке/на моей улице и.т.д?». По моему глубокому убеждению, когда ответы на эти вопросы будут положительными и однозначными, а не колеблющимися, тогда и можно говорить о том, что наш народ готов принять на себя бремя ответственности за страну, стать ее полноправным хозяином и стать истинно свободным.
© Арсеньевские вести, 1992—2022. Индекс подписки: П2436
При перепечатке и при другом использовании материалов, ссылка на «Арсеньевские вести» обязательна.
При републикации в сети интернет так же обязательна работающая ссылка на оригинал статьи, или на главную страницу сайта: https://www.arsvest.ru/