КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
С Новым годом, кстати, товарищи! С очередным Новым годом, теперь уж китайским. Новолуние было 21-го? Значит, китайский Новый год с 22-го начинается. Эх, не сообразила, надо было кой-чего на рынке прикупить, а теперь китайцы небось уехали праздновать… Говорят, у нас на базаре много вьетнамцев, у них Новый год позже… Ну как позже – всего лишь 5 февраля…
Тем не менее, настроение желательно праздничное.
Что мы всё про какую-то конспирологию, про советскую историю, про кольценосных призраков… Давайте что-нибудь светлое, духоподъёмное, про культуру, например…
Впрочем, про культуру нынче сложно сказать что-нибудь духоподъёмное. В культуре всё больше потери… Умерла Инна Чурикова, великая актриса. И следом умер Вахтанг Кикабидзе. Кинокритик Екатерина Барабаш написала про него: «Он старел так красиво, что в применении к нему слово «молодость» могла бы сойти за ругательство. Наверное, это была красота мудрости и благородства — эти штуки очень идут мужчинам. Мы думали, что век рыцарства закончился давно. А он закончился только сейчас, когда не стало Вахтанга Кикабидзе, последнего рыцаря».
Остаётся только старые фильмы пересматривать да песни переслушивать:
Я хочу, чтобы песни звучали,
Чтоб вином наполнялся бокал,
Чтоб друг другу мы все пожелали
То, что я вам сейчас пожелал.
Правда, жива ещё Алла Пугачёва. Но с ней проблемы возникли. Не то говорит, не тем восхищается – и наоборот, не восхищается тем, чем надо. И за границу уехала. Патриоты верещат: да кто она такая, её время ушло, песни устарели… да и сама она, откровенно говоря, старуха… Давайте не будем её слушать! В смысле – её песни не будем… Отменим! Сейчас в моде так называемая «культура отмены»…
На самом деле верещат… как бы так помягче… не слишком умные люди. Недаром же давным-давно, ещё при Брежневе, вполне себе существовал анекдот: «Кто такой Брежнев? Мелкий политический деятель эпохи Пугачёвой». Прошли годы и десятилетия, и анекдот сбылся.
Так что пусть не слишком умные верещат, а те, кто поумнее, помалкивают. Нет, дуракам не препятствуют, но сами – ни-ни. Алла Пугачёва – даже не иностранный агент! Хотя она сама писала заявление, что признайте, я поддерживаю… Но объявить саму Аллу иноагентом? Да вы сбрендили.
Те, кто поумнее и помалкивают, догадываются, что пройдёт не так уж много времени, и всё переменится. Верещащие сейчас немедленно заткнутся (или их заткнут), но дураков не жалко, а вот умники смогут немедленно выставить вперёд своё понимание, своё знание и свою предусмотрительность: вот смотрите, мы же не объявили Пугачёву иноагентом? Мы заслуживаем снисхождения! Мы – не мелкие политические деятели эпохи Пугачёвой, мы – вполне себе крупные и достойные!
Но это когда ещё будет. А пока у нас культурная революция. Некоторые говорят, что не революция, а контрреволюция, но нет. Предыдущая культурная революция была в Китае при Мао, и она была крайне жестокой. Погибли многие деятели культуры, но дураки, которые их убивали, поверив великому Мао, хунвейнбины звались, ничего с этого не получили, а были вскоре отправлены в деревню «на перевоспитание». Ну, и подумаешь. Дураков не жалко.
Так что будем называть происходящее у нас сейчас культурной революцией – вослед великому Мао.
В осколках МХАТ тоже произошло культурное событие. Давным-давно, но уже в постсоветское время, МХАТ раскололся на два МХТ. Творческие разногласия. Один театр – имени Чехова, другой – имени Горького. Я их не различаю. Руководителем одного поставили что-то вполне современное, но неприличное, на мой взгляд. Руководителем другого поставили Хабенского – вроде, приличное.
Так вот недавно этот приличный Хабенский уволил народного артиста Дмитрия Назарова и его жену – за невосторженый, так сказать, склад мыслей. Не то, что требуется, сказал товарищ и не поддержал то, что требуется. Все обсуждают. Любители театра и Хабенского всплёскивают руками: ну, как же так, он же хороший… он хорошее снимал… как же так…
Журналист Александр Минкин вылез в ютуб с очень своеобразным оправданием Хабенского. Минкин притащил газеты 1937 года. Вот смотрите, вот писатели требуют… как бешеных собак… вот подписи… вот Симонов… Ну да, ну да: не мы такие, время такое. Правильно говорят: не сдавшие экзамен по истории остаются на 37-й год…
ЦВЕТЫ
К ПАМЯТНИКАМ
Между тем специальная военная операция идёт своим чередом. И вот влупили ракетой в многоэтажку в Днепре (бывший Днепропетровск). Говорили, вроде, не туда целились и слегка промахнулись. Говорили, что это их, украинская ракета ПВО сбила нашу и упала на дом. Говорили, что хохлы сами виноваты, они это ПВО разместили в жилом секторе, что не полагается по законам войны… Много чего говорили.
Но как-то после Нового года так получается, что до россиян происходящее в зоне СВО доходит несколько в ином объёме и интерпретации, чем дают военные. То гибель мобилизованных в Макеевке, то вот пострадавшие в Днепре… И некоторые наши люди как будто очнулись и стали выдавать вполне человеческие реакции. Несут, например, цветы к памятнику Леси Украинки и к памятнику Тарасу Шевченко, и к памятнику Николаю Гоголю – тоже ведь украинский писатель, он облёк украинскую мифологию в литературные формы… все же помнят Вия… Что это такое? Владимир Пастухов считает, что это – потенциал к возвратному очеловечиванию… Поживём – увидим.
ПАНЦИРЬ
НА КРЫШЕ -
МИР НА ЗЕМЛЕ?
Но вот что странное стало происходить в Москве после удара по многоэтажке в Днепре: на стенах некоторых домов вдруг стали появляться зенитки. Ну как – зенитки! На крыше Минобороны появился ЗРПК «Панцирь-С1». И ещё на других официальных зданиях. И в парке Лосиный остров – лоси могут и потесниться. Причём, эти пушки затаскивают на крыши вполне себе при свете дня, кранами, не скрываясь. Показывают москвичам, что вот видите, мы вас защищаем, не беспокойтесь… Или показывают, что вот видите, пушки, бойтесь вражеских налётов, не думайте, что СВО далеко и вас не касается…
ПРЕЗИДЕНТ
НА ХРОМАКЕЕ?
Ну, и как же обойтись без президента нашего Путина Владимира Владимировича! В какой-то мере к этому имеет отношение другой президент – Владимир Зеленский. У нас принято его и за президента не считать: да ну, комик, клоун…
Ну да, его «95 квартал» – программа юмористическая, но Зеленский не просто там играл всяких персонажей, он и придумывал программы и сценки, и менеджерил – в общем, на все руки мастер. Недаром его труппа после того, как он стал президентом, подавала ему прошение о назначении им пенсии «по потере кормильца». Шутка, конечно, но всё же…
«95 квартал» теперь не тот, а что касается самого Зеленского… Мастерство, как говорится, не пропьёшь. И вот он выступил с речью на Давосском форуме (Россию туда не позвали) и сказал: да не понимаю я, с кем там можно договариваться, я даже не уверен, что Путин жив!
И оказалось, что России нечем крыть! Понятно, Песков высказался типа «не дождётесь», но… Сказал он также, что Путин в Крещение окунался в прорубь – но фотографий не будет… Эге! Как это – без фоток? Без фоток в наше время не существует ничего и никого…
А тут – 80 лет снятию Блокады. Вроде как торжественное заседание. Вроде как собрали блокадников. Вроде как выступает Путин… Ой, это что? Путин сидит за столом на каком-то совершенно пустом фоне странного сине-фиолетового цвета. У телевизионщиков такое называется хромакей – на эту пустоту потом накладывают фотки или видео. Такое впечатление, что хромакей устроили, а наложить фотку с вечным огнём, с орденом или хотя бы с видами Ленинграда забыли. Сидит Путин за столом, где стоит микрофон и две тарелочки – с клубникой и конфетами. Это что, напоминание, что руководство блокадного Ленинграда лопало торты и персики, когда неруководящие ленинградцы умирали от голода?
Путин говорит речь вроде бы блокадникам, но зала с блокадниками не показывают. Аплодисменты – вроде как два человека аплодируют, и действительно, вопросы задают только двое…
ДАВАЙТЕ
О ХОРОШЕМ!
Ой, давайте лучше о хорошем. А то вон и Иран сказал, что не признаёт Крым российским… Плевать на Иран! Подумаешь – какая-то заграница, с которой у нас и сухопутной границы нет!
Вот Сбер (бывший Сбербанк) – это наше… не то чтобы всё, но большая часть. Так вот Сбер, наконец, признал Крым российским! Отделения Сбера, наконец, открылись и в Крыму!
Ну, заживём…