КОЛЬЦА ВЛАСТИ
Случилось в Питере мероприятие. Международное, не что-нибудь. Подробностей не помню – то ли СНГ, то ли ОДКБ… в общем, важное что-то, где Россия главная. Самое важное там было, что президент наш (см. выше) раздал присутствовавшим кольца. 9 человек, 9 колец.
А, ну да, ОДКБ! Венедиктов же, иностранный агент, возмущался, что все повелись на кольца эти, а главное – что ОДКБ провально собралось… Да ну их, этих иноагентов. Всем же понятно, что ОДКБ провалился и что самое интересное там – кольца.
Разумеется, все вспомнили Толкина и его «Властелина колец». И скорей всего не книжку, а фильм. И скорей всего, даже не фильм, а… Ну, как в старом анекдоте про Битлз. Как некто говорит, что не нравятся ему Битлз, фальшивят, гнусавят… «А что ты их слушал?» – удивляется собеседник. – «Да ничего я их не слушал, – объясняет недовольный. – Мне Рабинович напел».
Короче, всем, кто ринулся обсуждать эти кольца, им Рабинович напел.
Все, как один, именовали кольца кольцами всевластья. Всевластья! Ну, я валяюсь… Да плевать на Толкина, вы мозги не пробовали включить? Обычную логику… Не бывает 9 колец всевластья зараз! Даже двух колец всевластья не может быть! Потому что они немедленно начали бы борьбу меж собою за всевласть! Кольцо всевластья может быть только одно, одно! Оно и было одно – по Толкину.
Некто, кому тоже Рабинович напел, вообще, сказанул. Что вот колец 9, одно из них – Путину, он его сохранил, чтобы повелевать остальными… Придется обратиться к первоисточнику.
Три – эльфийским владыкам в подзвёздный предел;
Семь – для гномов, царящих в подгорном просторе;
Девять – смертным, чей выверен срок и удел;
И Одно – властелину на чёрном престоле
В Мордоре, где вековечная тьма;
Чтобы всех отыскать, воедино созвать
И единою чёрною волей сковать
В Мордоре, где вековечная тьма.
В прологе фильма о кольцах рассказывает Галадриэль, которая всё это время жила в Средиземье и даже была дружна кое с кем из создателей колец власти. Видите ли, Саурон, главный Тёмный, прикинулся Светлым во Второй эпохе и пообещал эльфам кой-чему тайному их научить. И научил. Под его руководством эльфы сковали пять и девять колец власти. Потом что-то заподозрили, уединились и создали ещё три кольца. Чтобы всё это пересилить, Саурон отправился в Мордор, к вулкану, и сам создал то самое, Единое, вложил в него не только природные силы вулкана, но и очень много от себя. Когда его кольцо было с ним, он владел всеми, был сильнее всех – вот оно, кольцо Всевластья! Единое! Единственное! Если же он его утрачивал – вместе с кольцом уходили и силы…
5 и 9 Саурон у эльфов отобрал, а три – не смог… 7 он раздал гномам, но кольца всего лишь увеличили гномью жадность и любовь к золоту – в общем, зря оказались потрачены… 9 Саурон раздал людям… Люди в мире Толкина, между прочим, низшая раса, в них нет даже той малой доли волшебства, что есть у гномов. Кольца им оказались, так сказать, не по пальцу. Жизнь вечную они получили, но утратили тело, стали призраками… Рабы колец…
И вот те 9 колец, которые возникли на сборище ОДКБ – они к чему? Они ведь принадлежат теперь главам государств, в ОДКБ входящих – как раз древние короли, получившие подарочек от Саурона… Им что, будет даровано бессмертие и отняты тела? А наш, президент Путин то есть, главный, самый сильный – король Ангмара, что ли? Которому было предсказано, что убьёт его не воин – и в результате прикончили его роханка Йовин (вариант: Эовин) и хоббит Мериадок Брендибак. Вот уж радость…
Ангмарец, конечно, самый сильный – среди девятки. Но он, как и остальные 8 королей (в нашем случае – президентов), является рабом Кольца. Того самого, Одного, или Единого. Его кольцо не может подняться до Одного, потому что эти 9 колец были так себе, пробными, слабенькими… На людей они, правда, повлияли чудовищно… а ты не суй палец в кольцо, которым не можешь овладеть и которое овладеет тобой…
Возникает вопрос: а где же кольцо Всевластья?
У кого? Кто повелевает девятью президентами стран ОДКБ? Вашингтонский обком?
Кой придурок растопырил уши, чтоб Рабинович напел ему эту лажу?
НОВЫЙ ГОД
В МАКЕЕВКЕ
А на грани годов, в ночь с 31-го на 1-е, чуть ли не в 00:00, российские мобилизованные понесли какую-то утрату. В Макеевке. Они там Новый год отмечали, и по ним прилетел (прилетели?) снаряд (снаряды) с украинской стороны. За количество погибших пусть генерал Конашенков отчитывается, чего бы я заботилась о его репутации. Но погибших довольно таки много.
Разумеется, публика (от мала до велика) ринулась немедленно искать виноватых. Кто же виноват? Тот, кто собрал такую кучу людей в одном помещении? Тот, кто расположил в том же помещении боезапас? Сами мобилизованные, принявшиеся звонить всем и поздравлять с Новым годом?
СОВЕТСКАЯ СКРЕПА
Ах ты, Боже мой… Да ничья это не вина, это, вообще, не вина! Это скрепа! Старая-старая скрепа, ещё советская! Вам же нравится СССР и всё советское? Ну вот, это оно.
Давайте возьмём советскую книгу советского писателя, написанную в советское время. В самое советское, наисоветское, 30-е годы. Вера Кетлинская, «Мужество». Про строительство Комсомольска-на-Амуре. Имени города в книге нет, потому что это не документалка, а художественное произведение.
Был у нас в студенчестве такой предмет: литература Дальнего Востока, но Кетлинская мне в руки попала гораздо позже, уже после гибели СССР, кто-то выложил её на подоконник в подъезде. К тому времени я несколько поумнела… прочла книгу с ужасом, она навсегда осталась для меня образцом советских нравов, идей, скреп и так далее… И образцом: так делать нельзя!
Ну вот, представьте. Судно идёт по весеннему Амуру, везёт комсомольцев-добровольцев, высаживает их на берег в намеченном месте, комсомольцы выгружают всё, от станков до муки, в месте высадки (потому что города ещё нет, заводов ещё нет, есть только тайга, им ещё предстоит вырубить деревья, расчистить площадки под жильё и цеха и их построить) – и наутро начинают работу по подготовке площадок.
Всё выгруженное так и остаётся лежать на берегу. Проходит день, два… неделя… И никому – ни комсомольцам-добровольцам, ни старшим «партейным» товарищам, ни автору – не приходит в голову, что летом с неба неожиданно может пойти… дождь, просто дождь… И если не прикрыть привезённое, то станки заржавеют, бетон из порошка превратится в никому не нужную чушку, а сахар просто растворится…
Разумеется, дальневосточная природа показывает себя во всей красе. Однажды, без всякого предупреждения, налетает гроза. Вечером, ближе к ночи. И начинается подвиг: комсомольцы проявляют чудеса героизма, спасая товары, таща их под навесы, срывая палатки и накрывая ими драгоценные станки… Мужество, ага. Не то что скучное предвидение.
НЕ ИЩИТЕ ПРЕДАТЕЛЯ!
Проходит лето, осень, и начинается цинга. Понятно, книга писалась в 30-е, а Михаил Светлов в своей пьесе «Сказка» (тоже 30-е годы) писал, что современная сказка невозможна без предателя. В книге враги задерживают поставки продуктов. А в наше время молодые современники спрашивали седых уже комсомольцев: ну, вы же не на Аляску приехали, а в тайгу, в тайге чего только нет! Как вы могли до цинги докатиться? А вот так, отвечали первостроители. Первый год прожили как в угаре…
Ну ещё бы! Что пели в то время?
«Мы покоряем пространство и время,
Мы молодые хозяева земли!»
А раз покоряем – значит, законы пространства и времени не учитываем…
Подобными эпизодами книга не просто полна, а изобилует… Вот уж построен заводик, на нём построен самолёт… Разумеется, пожар. Разумеется, враги. А кто к стене цеха прислонил поленницу? Враги? Нет, сами комсомольцы: ну, удобно же, дрова всегда под рукой…
Нравится советское? Бесплатные квартиры, образование, самый вкусный пломбир? Этого, пожалуй, не будет, потому что баловство. А вот неспособность предвидеть возможные последствия событий или поступков – это легко вернулось. Вот он, простой советский человек.
«Это дубли у нас простые!» – возражает герой Стругацких. Ну, да. А вы почитайте «Страну багровых туч», раннее их произведение. Почти то же самое, что и в «Мужестве», только не на берегу Амура дело происходит, а на Венере. Ну, помягче, всё-таки не 30-е, а 60-е.
Нет уж. Хотели как в Советском Союзе? Хотели Советский Союз? Получите. И не ищите виновных.