С 1 декабря вступил в силу приказ ФСБ о сведениях, раскрытие которых угрожает «безопасности РФ» – за это могут признать «иностранным агентом».
Приказ опубликован на официальном портале правовой информации. В нём содержится перечень сведений из области военно-технической безопасности России, которые запрещено распространять.
По мнению ФСБ, информация из списка может быть «использована против безопасности» России.
Всего в перечне 60 пунктов. Они касаются информирования о любой военной деятельности России и работе «Роскосмоса». Сюда входят, например, морально-психологический климат в войсках; их потребности и обеспечение; оценка и прогнозы развития военно-политической обстановки.
Обычно получает распространение информация, связанная с ущемлением прав граждан. Тот, кто пытается защитить людей и рассказать о нарушениях со стороны должностных лиц, теперь сам будет поражён в правах как «иноагент».
Особое внимание уделено средствам массовой информации, которые теперь легко блокируются и лишаются регистрации даже без решения суда. И этим перекрываются доступ к остаткам правдивой информации для населения России. А о том, что официальная информация слишком часто искажает действительность, заговорили даже наши известные телепропагандисты.
Вторая глава Конституции Российской Федерации так и озаглавлена: «Права и свободы человека и гражданина». Я не нашла здесь ни одного пункта и ни одной статьи, которые были бы не нарушены полностью или частично. Далеко не все граждане России понимали эти нарушения, и даже не особо помнили о существовании Конституции. Но когда начались разгоны, избиения, задержания митингующих, родилось протестное движение «31», по номеру статьи Конституции, которая гласит:
«Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование».
Чаще всего участники этого движения устраивали сидячие забастовки, садились прямо на асфальт и гордо держали плакаты с цифрой «31». Народ шел мимо и посмеивался: чего им надо, почему дома не сидится?
Постепенно кольцо репрессий сжимало всё теснее наши права и свободу, дошло даже до разгонов встреч всенародно избранных депутатов со своими избирателями, а потом и самих депутатов стали задерживать за собрания и конференции. А сами избиратели, в конце концов, стали всего лишь декорацией к театру под названием «выборы». До все большего числа россиян стало доходить, чем это грозит всему населению.
Однако основная масса народа до сих пор не может понять, почему пустеют магазины, почему взлетают цены на продукты, почему стали неподъемными тарифы ЖКХ, почему медицинская помощь стала малодоступной, и даже скорую помощь можно ждать часами, а то и вовсе не дождаться. И почему, наконец, ни чиновники, ни депутаты, ни сам президент на жалобы народные, как правило, не реагируют.
Но самое отвратительное заключается в том, что попытки отстоять свое право на чистый воздух, на здоровье и на саму жизнь слишком часто оборачиваются уголовным делом против борющихся за свои конституционные права.
И всё же, думаю, известный закон — сила действия равна силе противодействия, ещё никто не отменял. А сила противодействия, вопреки всем запретам, тоже стала возрастать.
И очень даже похоже на то, что этой силе стали сочувствовать верные слуги режима. То отпустят задержанного, составив всего лишь протокол по антиконституционным законам, а то и вовсе без протокола отпустят.
И ещё один признак перемен. Видимо, в России начался массовый «исход» судей. В Брянской области подали в отставку 6 судей, в Омской – 8, в Воронежской – 10, в Самарской – 9, в Псковской – 4, в Ивановской – 8, в Татарстане – 10.
К чему бы это?
То ли чувствуют стыд и не хотят судить по антиконституционным законам, то ли боятся скорой расплаты за нарушения Конституции и конституционного права?
К сожалению, наша страна длительное время ущемляла права своих граждан, применяя жестокие репрессии. И если бы только в СССР! Свобода подавлялась и в других странах, которые, как правило, не могли противостоять великому и могучему государству. Не каждый россиянин был согласен с проявлением такого могущества своего государства, и даже испытывали стыд и чувство собственной вины за действия отчизны, как об этом написала Наталья Горбаневская:
«Это я не спасла ни Варшаву тогда и ни Прагу потом.
Это я, это я, и вине моей нет искупленья.
Будет наглухо заперт и проклят да будет мой дом,
Дом зла, дом греха, дом обмана и дом преступленья.
И, прикована вечной незримою цепью к нему,
Я усладу найду и отраду найду в этом страшном дому,
В закопчённом углу, где темно, и пьяно, и убого,
Где живёт мой народ без вины и без Господа Бога».
Тема вины народа сейчас муссируется с невероятной силой, и уже звучат приговоры нашей стране со стороны многих зарубежных деятелей и даже бывших граждан нашей страны, уехаших совсем недавно.
Да и оставшиеся жить в России не особо верят в свое светлое будущее. Об этом хорошо сказал один из россиян в своем дневнике:
«В начале 90-х я был за свободу. Хотя и обнищал. Я уже через 5 лет я купил свою первую машину. В ссср я бы её ни за что не купил. Я в 90-е мог говорить все, что хочу. Потом появились куклы на нтв. Я подумал, вот она страна, где свобода! Потом возник мочитель сортиров...»
И вот сейчас, когда судьба нашей страны на изломе, когда надо бы собраться, проявить волю и решимость, большинство граждан – в упадническом настроении и проявляют пессимизм.
И только политики, на мой взгляд, полны решимости крепко ухватить падающий штурвал и завладеть страной с таким послушным населением.