фото

Помните Тот уже давний случай, когда в Москве только-только появилась идея реновации, против идеи устроили митинг (согласованный!), сюда пришёл Навальный с семьёй, его задержали и получился небольшой скандальчик? И как Катя Виноградова потом рыдала: «Всё было хорошо, пока не пришёл Навальный!»?

Ну так вот: всё было хорошо, пока не вернулся Навальный. До того его пытались отравить, но его в коме увезли в Германию, там долго лечили, потом Bellingcat со товарищи провели расследование, вычислили отравителей, Навальный подключился, выпустил видеоролик, а через неделю – другой, в котором он звонил отравителю (чистильщику), и тот всё подтвердил.

Эта история сделала Навального политиком международного уровня, а в России… В России насчёт номера некоторые проблемы. Однажды (примерно месяц назад) ведущий на «Серебряном дожде» бодро сказал: ну, Навальный теперь политик номе два… На что его собеседник политолог Андрей Гаврилов спросил с недоумением: «А первый кто?» Ведущий смешался, сомнение закралось в его голову, и через некоторый обмен репликами он признал: да, президент – это должность, а политик номер один – Навальный.

Конечно, политик с таким номером не нужен в России. Если он – не президент, конечно. А Навальный – не президент пока что. Вот ему и намекали всевозможные властеохранители: сиди в Германии, не приезжай, а то посадим!

А он взял и приехал.

И точно выразилась Катя Винокурова: всё было хорошо, пока не пришёл Навальный!

Про Путина все всегда говорили, что он легист. То есть старается действовать по букве закона. И на третий срок не пошёл, Медведева сунул, потому что «два срока подряд». А после Медведева – что же? Снова два срока подряд, строго по букве! А если ещё хочется? А Конституцию изменим, что снова – всё строго по букве «Ё». Каков закон, такова буква!

Но тут приехал Навальный…

Когда-то давно, когда я училась в аспирантуре, было у нас обязательное чтение, уж не помню, по какому предмету: Иван Петрович Павлов – ну тот, который проводил над собаками бесчеловечные опыты (не думаю, впрочем, что эти опыты можно назвать бесчеловечными? Собаки же, но «бессобачных» опытов не бывает).

Первый опыт: комната, в ней клетка, в ней собака, сзади – незапертая дверца. В отдалении кладут кусок мяса, собака поворачивается, толчком открывает дверцу, выбегает, подбегает к мясу и съедает его. Второй опыт: та же комната, клетка, собака, но мясо кладут перед самой клеткой, но всё же достать из клетки нельзя. Собака бросается к решётке, начисто забывая о незапертой дверце, и пытается достать мясо, ничего у неё не получается. А потому, говорит Павлов, что запах мяса – сильнейший раздражитель для собаки, он вытесняет всё, даже знание о незапертой дверце.

Так вот Навальный оказался слишком сильным раздражителем для Путина, так что весь его легализм, опора на букву закона, моментально вылетел из памяти президента. Ну вот же он, Навальный, так близко! Достать! Укусить!

фото

Самолёт с Навальным посадили не во Внуково, а в Шереметьево, задержали под камеры, на глазах всех желающих – а значит, всего мира. В полиции судья по вызову быстро заменила условный срок на реальный мимо всех законов… А ещё – о, ветеран! Клевета на ветерана!

Центральное телевидение бросило к чёртовой матери Украину – да кому она интересна! – и часами говорит о Навальном. Некая журналистка влезла в дом, который снимал Навальный в Германии, и показывает: ой, какая шикарная квартира! Два дивана! Телевизор! Шикарная спальня на 9 метров! Туалет! Вот ёршик (не золотой)! Ванная! Кухня! Холодильник! А на столе фрукты! Вина бутылка! А из окон за домами можно закатом любоваться! Шикарная обстановка…

Городской житель может сколько угодно недоумевать: где шик? У меня, думает городской житель, тоже комната, а то и не одна, и кухня, и ванная, и туалет, и телевизор, и из окна тоже можно наблюдать… у кого что. Из моего окна можно наблюдать рассвет… Или это предназначалось только для жителей бараков и деревенских домов, где сортир на улице? Ну, так бы и сказали… А то… Зрители уже смеются: надо же, на центральном телевидении обнаружились фанаты Навального, счастливы, что держат в руках ёршик, к которому, может быть, прикасалась рука Навального…

А суд по клевете на ветерана? Исключительно по Павлову всё идёт. Ветеран – глубокий старик (как и большинство ветеранов Великой Отечественной, ведь 75 лет после победы прошло), ему девяносто пятый, он, вряд ли, когда-нибудь выступал в суде или хотя бы перед большой аудиторией. И слух не тот, и зрение не то, да и здоровье тоже, и соображает медленно – но нет, привлекли! Рядом – судья (вторая судья, первая – в суде, как полагается), подскажет, если что…

Уже эксперты (в том числе эксперт Следственного комитета) сказали, что всё, что Навальному вменяется – оценочные суждения; мы, журналисты, хорошо знаем эту формулировку, ведь было это в постановлении президиума Верховного суда, что оценочные суждения не могут считаться ни клеветой, ни оскорблением… Пора прекращать дело за отсутствием состава… Но нет – суд продолжается. Бедный ветеран, во что его втравили…

А тут Леонид Волков вдруг предложил: а давайте 14-го, в день святого Валентина, выйдем во дворы, кто хочет, зажжём фонарики на телефонах:

«Вы постоите несколько минут, потом к вам спустится кто-то еще и еще — из ваших соседей. Вы думали, что вы один во всем большом доме неравнодушны к тому, что происходит в стране? Вы увидите, что это не так».

И лозунг этой акции предложил: любовь сильнее страха. День влюблённых же…

Это за Навального же? Точно!

Ай, что тут началось! Песков, пресс-секретарь президента: «В кошки-мышки ни с кем мы играть не будем. Но, безусловно, наши все правоохранители в случае нарушения закона виновных будут привлекать к ответственности».

Голос МИДа Мария Захарова, как полагается, о влиянии Запада: «Там цветочки бывают, ленточки (…) Цвета очень популярные заранее раскручиваются, символика, хэштеги».

фото

Вице-сапикер Госдумы Пётр Толстой: «Это калька с действий перебежчиков-коллаборационистов во время блокады Ленинграда, когда они фонариками подсвечивали цели немецкой авиации».

Насчёт блокадного Ленинграда – выдумка это, художественный вымысел. Некий писатель придумал, потом фильм сняли детский, вероятно, Пётр Толстой в детстве его и смотрел. Моё детство явно не совпадало с детством Толстого: я этот фильм не смотрела, и писателя такого не знаю. Всякие ректоры и коменданты общежитий студентов наставляли: не выходите вечером 14-го на улицу, не светите в небо, а то отчислим!..

И вот прошёл день святого Валентина, прошёл вечер… И обнаружилось, что вышли и светили! И никого не задержали… Потому что не играть же в кошки-мышки по дворам. В некоторых дворах вышло столько людей с фонариками, что им удалось сложить из фонариков сердечки.

Многие перезнакомились, кой-кто после фонариков собрался у одного из участников чай пить, разговаривать…

В общем, удалась акция, к которой многие сначала отнеслись скептически: ну и лажа, детство какое-то… Некоторые не понимали, думали, что вот они выйдут, посветят, а сверху прилетят дроны Навального и всё зафотают… Оказалось, дело – не в дронах, а в том, что во многих домах живут люди, которые придерживаются примерно одних взглядов и принципов, не знакомы друг с другом – вот и познакомятся…

А Bellingcat со товарищи продолжал расследования. И заявил, что еще одной жертвой «отравителей Навального» несколько лет назад дважды мог быть оппозиционер и журналист Владимир Кара-Мурза. Вот данные поездок.

В первый раз за Кара-Мурзой следовали в поездке в Казань, которую политик провел в интересах «Открытой России», за 48 часов до первого отравления 26 мая 2015 года. Слежку возобновили через пять месяцев после его возвращения с лечения в США, и она продолжалась вплоть до второго отравления. Группа из ФСБ следовала за политиком в его поездках в Калининград, Томск, Санкт-Петербург и Казань. В общей сложности количество совпадающих поездок — семь направлений и четырнадцать рейсов. Это «делает случайное совпадение статистически невероятным».

Какие упорные отравители. Первый раз объект выжил – ещё раз траванули. Снова выжил? Ну… Как говорится, третий раз – волшебный. Но третьего раза не было – и дай Бог не будет, потому что известны уже фамилии фигурантов. А отчего ж такое упорство?

Так ведь Кара-Мурза вместе с Борисом Немцовым лоббировали «список Магницкого», первые санкции сподвигнувшие наши власти «бомбить Воронеж», то бишь принять «закон Димы Яковлева». Это неофициальное название, второе неофициальное – «закон подлецов», он запрещает усыновление наших сирот ненашими гражданами.

Кара-Мурза, кстати, тоже попытался позвонить своим отравителям. Но первый, узнав, кто звонит, бросил трубку, а второй заблокировал номер. Урок Навального не прошёл даром!

Ну, и насчёт дворца. Самое интересное, конечно, показал Навальный (и тут он снял сливки!), рассказав о заплесневелом дворце Путина в Геленджике – Ротенберг, видимо, вытянул короткую спичку позднее. Да ладно, это же не единственный дворец – ни у Путина, ни у Ротенберга, ни у прочих друзей Михаливаныча. Вон «Проект» обратил внимание на бывший дворец Брежнева в Крыму…

фото

В весёлое время живём!

Марина ЗАВАДСКАЯ.