фото

12 февраля 2021

В здании Бабушкинского суда Москвы в пятницу возобновилось рассмотрение уголовного дела в отношении оппозиционного политика Алексея Навального. Его обвиняют в клевете в адрес участника рекламного ролика государственного канала RT в поддержку поправок к Конституции России. Навальный был доставлен в зал суда из СИЗО.

Потерпевшим следствие называет 95-летнего ветерана Второй мировой войны Игната Артёменко. Его, утверждает обвинение, оскорбило заявление политика в социальных сетях, что участники съёмки агитационного ролика – «продажные холуи и предатели».

Утверждается, что запись Навального Артёменко пересказал сосед по дачному участку. После этого он попросил свою сиделку показать ему этот пост, в результате, как утверждается, у него ухудшилось состояние здоровья.

Отвод судье

Заседание в пятницу началось с заявления защиты Навального с требованием заменить судью на заседании. В зале присутствуют дипломаты стран Евросоюза – Латвии и Эстонии. В прошлый раз присутствие иностранных представителей на открытом процессе вызвало нервную реакцию российских властей.

Судья отказала в отводе самой себе. Затем прокурор зачитал заявление от имени потерпевшего, в котором тот отказывается от дальнейшего участия в процессе: «Продолжать участие в заседании не могу, поскольку мне 94 года и в связи с поведением подсудимого Навального». На прошлой неделе Артёменко был допрошен по видеосвязи, а после допроса, как утверждается, ему стало плохо.

Кто писал заявления в суд?

Навальный выразил сомнения в том, что ходатайство писал он сам: «Каким образом у нас появляются заявления от потерпевшего, откуда они берутся? Это доказывает, что все документы подделаны, а вы бедного деда используете как куклу, подделывая документы за него», – приводит слова Навального «Медиазона».

Суд продолжил допрос внука потерпевшего. Навальный обвиняет его в том, что он «торгует дедом». Внук не смог объяснить, откуда в материалах дела взялось заявление Артёменко с просьбой привлечь Навального к ответственности. Ранее он заявлял, что его дед заявления не писал. Однако под документом подпись Артёменко. Навальный утверждает, что подпись была подделана, само заявление Артёменко не писал, а ветерана используют в борьбе против него. На процессе вновь возникла перепалка, судья несколько раз выносила Навальному замечания. В конце концов судья запретила ему задавать вопросы внуку Артёменко и прекратила допрос свидетеля.

Юрист Илья Ремесло, который известен составлением большого числа заявлений в различные органы о привлечении Навального к ответственности, написал, что Следственный комитет начал проверку высказываний Навального по его заявлению и в ходе этой проверки «вышел» на Артёменко. После заявления последнего возбудили дело о клевете.

Вечером в пятницу Навальный вернулся к вопросу о заявлениях Артёменко и попросил суд назначить почерковедческую экспертизу. Он считает, что заявления подписывал не сам ветеран, а другие люди. Суд в экспертизе отказал.

«Лошадей осталось мало»

Несмотря на возражения Навального, суд начал зачитывать отрывки из, как утверждается, воспоминаний Артёменко о войне, жизни в оккупации и партизанах.

Прокурор продолжает читать показания. В ее речи можно расслышать обрывки фраз: «Дошли до Миляховки…», «Коммунисты подключились к движению… решили собрать партизанский отряд…», «Тимофей Васильевич Кузнецов стал комиссаром», – цитирует «Медиазона» звучащее на суде. В воспоминаниях также говорится, что «лошадей осталось мало», «Красная армия отступала» , «Митька-переросток, который выводил соловьиные трели, в деревне славился умением подражать птичьим голосам на все лады» и так далее. Навальный недоумевает, какое это имеет отношение к делу. После оглашения показаний Навальный заявил, что прокурор просто зачитала отрывок из воспоминаний Артёменко, а не его показания. Он также сравнил происходящее в суде с «фашистской комендатурой».

«То есть эти бессовестные люди взяли отрывок из его биографии и выдают за допрос. Самое смешное, что допрос в фашисткой комендатуре очень напоминает происходящее здесь. В связи с чем я прошу разрешить обращаться к вам не «ваша честь», а «оберштурмбанфюрер».

Суд объявил перерыв.

У здания суда был задержан человек, который забрался с мегафоном на дерево и выступил с речью в поддержку Навального против политики властей.

Новые споры с судьёй

После перерыва суд начал зачитывать материалы дела, среди которых статья РЕН ТВ о том, что ветерану стало плохо от слов Навального, характеристика с его места работы в 1975 году, справки о доходах Артёменко. В деле утверждается, что ролик в поддержку поправок был оплачен телеканалом RT, а его участникам за съёмки не платили.

После оглашения материалов шести томов вновь возникла перепалка между Навальным и судьёй. Политик потребовал пустить в здание суда вызванного стороной защиты эксперта, лингвиста Анатолия Баранова, чтобы он не ждал на морозе. Суд проигнорировал просьбу. «Я понял, почему вас выбрали судьей! Видимо, в Бабушкинском суде провели голосование и спрашивали, кто самая бессовестная судья у нас?» – возмутился Навальный. Ему сделали очередное замечание.

Эксперты обвинения и защиты

Затем суд допросил экспертов. Со стороны обвинения выступила старший эксперт отдела лингвистических экспертиз экспертного центра при Следственном комитете по фамилии Глотова. Экспертиза СК определила, что слова «холуи и предатели» – это именно «клевета». Судья вновь практически не дала Навальному задавать вопросы и вынесла ему замечания, на что Навальный начал отвечать: «Это вам замечание». По мнению эксперта, то, что Навальный не назвал в своем комментарии фамилию Артёменко, не значит, что его слова о холуях и предателях к нему не относились.

При этом из слов Глотовой следует, что она считает эти слова негативной оценкой. Адвокат Навального Вадим Кобзев считает, что тем самым эксперт «развалила дело» – поскольку высказывание негативных оценочных суждений это не клевета.

Со стороны защиты был допрошен эксперт-лингвист профессор института русского языка Российской академии наук Анатолий Баранов, которого всё же пустили в зал. По его словам, «для клеветы существенно, чтобы было некое утверждение, которое можно проверить на соответствие действительности». Все же определения, высказанные Навальным, – это оценки, а не сообщения о фактах. По мнению Баранова, слово «предатель» в ролике Навального следует оценивать не как сообщение о факте, что Артёменко изменил родине, а в переносном значении, как выражение негативной оценки. «В смысле клеветы, мне представляется, это очень слабо», – сказал Баранов. Сделанную им ранее экспертизу суд приобщил к делу.

Навальный: «холуи» – те, кто участвовал в кампании за поправки

После этого выступил Навальный. Он сказал, что негативно относится ко всем, кто участвовал в кампании по принятию поправок. «Но у нас тут заседание по клевете. Я, якобы, распространил какие-то сведения. Но какие сведения я распространял??

Даже эксперт Глотова сказала: это были оценочные суждения. Что мы здесь делаем тогда? Ну, мои оценочные суждения могут не нравиться Ивану Охлобыстину, Артемию Лебедеву, даже Артёменко. Ну и пусть не нравятся. Никаких сведений я не распространял», – заявил оппозиционер.

По его словам, холуями и предателями он считает прежде всего тех, кто снимал ролик о поправках, и вновь обвинил их в использовании образа ветерана для борьбы с ним. Отвечая на вопросы прокурора, Навальный также сказал, что уверен, что Артёменко манипулирует его внук, и поэтому отказался извиняться. По словам Навального, на самом деле, ветеранов оскорбляет российская власть своими действиями.

После допроса Навального заседание, наконец, завершилось. Суд продолжится во вторник, 16 февраля.

Суд начался в пятницу на прошлой неделе. Навальный заявил, что его права как участника процесса были нарушены: судья и прокурор постоянно перебивали его, снимали вопросы защиты, видеосвязь, по которой выступал Артёменко и ряд свидетелей, работала с перебоями, суд не разрешил вести видеозапись в зале.

Кроме того, Навальный и адвокаты утверждают, что в показаниях свидетелей обвинения есть противоречия. Вину по предъявленному обвинению политик не признаёт. По мнению его адвокатов, он высказал оценочное суждение, которое не может считаться клеветой.

По предъявленной статье Навальному грозит штраф до миллиона рублей или в виде его годового дохода и обязательные работы на срок до 240 часов. 2 февраля Симоновский суд Москвы постановил отправить оппозиционера в колонию на 3,5 года по другому уголовному делу. Решение суда пока не вступило в силу, его защита сообщила, что подаст апелляцию 12 февраля.

Агитационный ролик о голосовании по поправкам к Конституции появился на телеканале RT 2 июня. В нём, кроме Артёменко, приняли участие космонавт Олег Кононенко, дизайнер Артемий Лебедев, хоккеист Вячеслав Фетисов и актёры Василий Лановой, Иван Охлобыстин и Ирина Купченко.

* Министерство юстиции России внесло корпорацию РСЕ/РС и некоторые ее проекты в свой реестр зарубежных средств массовой информации, объявленных «иностранными агентами». РСЕ/РС не является «агентом» ни одного из правительств и считает это решение несправедливым и юридически спорным.

https://www.svoboda.org/a/31099115.html

(* Некоммерческая организация «Радио Свободная Европа/Радио Свобода») )

Публикацию подготовила Татьяна Романенко.