фото

Прошедшая неделя выдалась чрезвычайно бурной. Особенно бурной на протесты – по разным причинам. По грандиозным причинам

Ну, Хабаровск – это понятно. У них украли выбранного губернатора и прислали нечто банно-прачечное. Вот хабаровчане и бунтуют – уже месяц. Месяц! Понятно, что их врио говорит, что всё успокаивается, что на улицы выходят несколько человек… Но все же видят, что выходит несколько тысяч, и эти тысячи приближаются к количеству 100… И ничего не успокаивается. Тем более что это врио регулярно поливает протест хабаровчан керосином – с чего бы им успокаиваться? В общем, классика: одна ошибка (поспешный арест губернатора Фургала без учёта интересов мнения жителей), не исправленная (пацаны не отступают!), тянет следующую, и ещё следующую, и ещё следующую, и ещё… И конца-края не видно.

Второй случай – в Ливане, который управляется, говорят, Хезболлой – те ещё управленцы. Там в столице Бейруте грохнул взрыв – и такой, что снёс половину Бейрута, более сотни погибших, более тысячи пострадавших, о разрушенных домах и говорить нечего… Начались протесты. Некоторые осторожные (про умственные способности не говорим, это не по адресу) люди говорят: да чего ж они так сразу протестовать, подождать надо, дать шанс властям, пусть сначала восстановят… Ну, знаете ли, терпилы никогда ничего не добиваются, так что оставьте свои пожелания при себе… Тем более, что выполнение основного требования протестующие добились: правительство Ливана вот только что ушло в отставку.

Нас ливанская история может заинтересовать тем, что в этом взрыве есть российский след… Ну как – след, груз-то привёз российский бизнесмен! Но случилось это 6 лет назад, и всё это было так мелко… Тот случай, когда к огромным последствиям приводит цепь мелких действий мелких людей…

То есть этот наш бизнесмен очень средней руки из Хабаровска на свои мелкие деньги нанял (или купил) корыто под псевдонимом сухогруз у Молдавии, нанял смешанный экипаж на мелкие деньги, которые не хотел платить, корыто пришло в Батуми (Грузия), загрузилось 2,7 тонными аммиачной селитры, которую мелкий бизнесмен подрядился привезти с Мозамбик на завод по производству взрывчатки…

Экипаж вырвал из хозяина зарплату и тут же списался на берег, нанялся другой экипаж, российско-украинский, корыто зашло в Пирей, загрузилось топливом, потом дошкандыбало до Бейрута (Ливан), где не смогло уплатить портовый сбор и было арестовано, простояло там около года, потом часть экипажа отпустили, потом отпустили и остальных, потом местные перегрузили эти тонны будущей взрывчатки в склад на берегу, потом судно затонуло.

Прошли годы, местные стали подворовывать селитру (она же и как удобрение может использоваться), и не только её, потом местные власти попытались её продать (но как-то лениво пытались), потом решили заделать дыры, проделанные ворами, призвали сварщиков… Тут всё и случилось. От искр сварки загорелся склад пиротехники, от пиротехники загорелась спрессовавшаяся за годы аммиачная селитра – ну и рвануло. Так цепь мелких событий, совершённых мелкими людишками, привела к большой катастрофе.

А в воскресенье, 9-го августа, грянула ещё одна катастрофа, в Беларуси, под названием выборы президента.

Там, в Беларуси, тоже всё к катастрофе шло. Хотя СССР был упразднён на территории тогда ещё Белоруссии (в Беловежской пуще), но не по настоянию белорусского руководства. Белоруссия получила независимость просто так, вроде кота младшему брату (старшие, как вы помните, получили дом и мельницу), каковой братец не знал, что с этим наследством делать. В сказке кот оказался сам с усами: сначала отобрал у хозяина сапоги, потом обманом победил людоеда, а потом обеспечил хозяину и богатство, и королевскую дочку в жёны. Но то – в сказке! И то – кот! В реальности же…

Сначала всё вроде пошло хорошо. Конституцию приняли, всё как полагается. Но с радикальными реформами не торопились, тем более что рядом был пример России, где реформы прошли, но счастье и благополучие как-то не настало. А тут прошли очередные президентские выборы (в Беларуси), на которых победил директор совхоза Александр Лукашенко – человек вполне советский. И, между прочим, сам с усами. Сначала независимость ему не так чтобы нужна была – были и гонения на белорусский язык, и на белорусские традиции, и с реформами он не слишком торопился, да и амбиции взыграли: о, союзное государство, я этого Ельцина побед.. побеж… Ох, недаром у глагола «победить» в русском языке нет первого лица единственного числа! Президентом России стал Путин, и президентство Лукашенко в союзном государстве накрылось медным тазом. А Лукашенко хоть и сам с усами, но не кот, и мы – не в сказке.

Тем не менее, Лукашенко удавалось в течение многих лет кормить Путина сказкой о союзном государстве, в то же время размахивая независимостью Беларуси, в результате пришлось Путину обнуляться. Сам-то Александр Григорьевич ещё давно обнулил Конституцию вместе со сроками и получил право переизбираться президентом сколько угодно – как и в большинстве бывших союзных республик (в основном, среднеазиатских). Время от времени против него на выборах выставлялись другие желающие, но с ними Лукашенко не церемонился, а протестующих после выборов разгонял – и всё было хорошо. Ну и в этот раз, в 2020 году, почему бы пошло иначе?

А пошло иначе.

Ну да, альтернативные кандидаты были частично арестованы, частично уехали в соседние страны. Только Светлана Тихановская, жена арестованного кандидата, решила участвовать в президентской кампании вместо мужа. И что-то изменилось в Беларуси, что-то с народом произошло. Если раньше проблемы оппозиционных кандидатов были проблемами оппозиционных кандидатов, а народ если им и сочувствовал, то с диванов, то в этот раз народ вдруг решил поддержать Тихановскую и выстроился в огромную очередь, чтобы за неё подписаться. Всё-таки четверть века с одним президентом – это слишком много. Да ещё Лукашенко решил развивать IT-отрасль (глядите, какой я – современный, не то что некоторые), туда ринулась молодёжь и многого достигла, многое повидала, и была совсем не против перемен.

ЦИК Тихановскую зарегистрировал, потому что Лукашенко считал, что беларусы никогда за женщину не проголосуют – вполне себе типичное советское мнение. Увы, Советского союза давно уже нет, с тех пор изменилось многое. Да и сама домохозяйка Светлана Тихановская провозгласила, что она, став президентом Беларуси, прежде всего вернёт старую Конституцию, выпустит политических заключённых – и проведёт новые президентские выборы, честные, конкурентные, с нормальными кандидатами. К ней присоединились ещё две женщины – от недопущенных кандидатов. И эти трое стали собирать огромные митинги в разных городах Беларуси! Так что на финише кампании им стали препятствовать привычными для нас, россиян, способами: ну там День варенья, концерт звезд эстрады, ремонт, трубу прорвало, плитку перекладываем…

И вот настал день голосования…

фотоНу как – настал. Это у нас, в России, этим летом впервые голосовали целую неделю, наблюдателей ограничили, протокол сократили, надомников неограниченно разрешили… Результат получился соответствующий, и власти это так понравилось, что теперь любые выборы разрешили проводить в несколько дней, но не больше трёх. А в Беларуси это давно! Так до собственно дня голосования в предыдущие два «проголосовало» больше 40% избирателей.

9 августа к избирательным участкам выстроились очереди. И по всей Беларуси, и за границей, к посольствам и консульствам с участками. Тихановская, кстати, рекомендовала: если голосуете за меня, сворачивайте бюллетень гармошкой, чтобы, если комиссия будет совать её бюллетени в стопку лукашенковских, то сложнее им было, чтоб стопка топорщилась…

Очереди шли медленно, и беларусская Элла тут же сказала, что это оппозиция виновата, они заходят в кабинку и по полчаса там торчат… Потом мы видели, как из окна второго этажа по лестнице спускается тётенька с пакетом, второй пакет ей спускают на верёвке. Бюллетени? Доказательств нет: милиция ей помогала, а не пресекала и не говорила «а что это у вас в карманцах»… Потом в некоторых участках урны настолько заполнились, что с трудом можно было бюллетень впихнуть. Потом на некоторых участках закончились бюллетени… Комментаторы веселились: что, не рассчитали, слишком много вбросили? Смотрите, как бы не оказалось, что кое-где окажется 146% проголосовавших…

Экзит-полы проводили, спрашивая у выходящих, за кого голосовали. И выходило, что за Тихановскую – около 50-80 процентов. Но экзит-полы эти – не доказательство, потому что они от добровольцев, а в Беларуси разрешены только от государства. Насчёт социологии – вообще ноль: она в Беларуси запрещена.

Российский политолог Екатерина Шульман поместила в жежешечке пост под названием «Охохонюшки»:

«Первые данные ЦИК Беларуси:

Лукашенко – 82 %

Тихановская – 5 %.

Официальный экзитпол:

Лукашенко 79,7% голосов,

Тихановская 6,8%, второе место.

Судя по результатам независимых экзитполов и опросов в очередях на участки, это то, что у нас называется «владимирский перевертыш»: пачки бюллетеней за двух кандидатов меняются местами. Простота, которая хуже воровства. Это приглашение к войне, конечно».

И война не замедлила!

По окончании голосования и объявления предварительных результатов, по которым у Лукашенко – 82%, а у Тихановской – 9,9%, на улицы высыпали протестующие и ОМОН. Понятно, что ОМОН в доспехах и с дубинками, а протестующие – без доспехов и без оружия. Комментарии в твиттере:

«В Белоруссии ад, конечно. Интернет отрубили, журналистов задержали, технику для разгона митингов пригнали. Лукашенко сам очень красноречиво демонстрирует, какой у него настоящий рейтинг»; «Тому, кто выигрывает честные и открытые выборы с результатом 76-83%, не нужно отключать интернет, вводить в город дополнительные полицейские силы, водомёты и везти колючую проволоку»; «А зачем омон нападает на 80% поддерживающих Лукашенко граждан Беларуси?»; «У Александра Григорьевича Лукашенко сильно чешется чаушеску, зудит каддафи и свербит хусейн...» Это всё про Беларусь. А вот СталинГулаг беспокоится о нас с вами: «Теперь уже главная интрига не в том, что уйдут Лукашенко или нет, там вариантов нет – уйдут, конечно. Главное, что запретят в России, глядя на такую протестную активность».

Светлана Тихановская обратилась к силовикам: «Я хочу попросить милицию и войска помнить о том, что они часть народа. Я знаю, что беларусы проснутся уже в новой стране и надеюсь на то, что завтра будут только хорошие новости. Пожалуйста, остановите насилие». Конечно, её не послушали. Комментатор с российского дивана объяснил ошибку: «Тихановская сейчас должна не ПРОСИТЬ ментов прекратить насилие, а как легально избранный президент, наделённый волей большинства населения, ПРИКАЗАТЬ сложить оружие. Менты выполняют не просьбы, а команды. У них рефлексы, субординация и выслуга лет».

В Минске ОМОН лютовал. В маленьких городах он был в меньшинстве против протестующих и отступал.

Это в первую ночь. На следующий день власть поднапряглась и усилила лютование. Коё-где выпустили даже армию, первогодков. С автоматами, да. Но в них бросили пару петард и вызвали панику.

Ну-ну. Армия против своего собственного населения? Это уж неприкрытая диктатура самого примитивного пошиба.

Геннадий Гудков: «Ещё недавно ты был Батька, а сегодня ты уже кровавый упырь. Ещё вчера ты у кого-то вызывал негодование, у кого-то улыбку, а сегодня о тебе думают с ужасом, ненавистью и отвращением. Что, стоила она того, эта власть?...»

Владимир Жириновский: «Дикость и позор сажать в тюрьму кандидатов в президенты, а потом в ночь подсчёта голосов арестовывать протестующих. Белоруссия восстала против Лукашенко. Сегодня он потерял страну».

Тихановская на некоторое время исчезла с радаров, с ней не могли связаться даже из её штаба. Потом вдруг срочная новость: она в Литве, в безопасности. Позже её штаб объявил, что её вывезли в Литву представители белорусской власти. Ну, понятно: зачем она нужна в своей стране, там – побоище, вдруг нечаянно и она попадёт под горячую руку – потом греха не оберёшься.

Глеб Павловский сказал, вроде бы, парадоксальную вещь: Лукашенко устоял, но режим его рухнул.

И объяснил: раз Лукашенко для того, чтобы устоять, использовал силовиков, то главные теперь – они, они будут решать, что делать, а не он. Екатерина Шульман сказала примерно то же самое: «Типичный латиноамериканский сценарий для режимов такого типа — это военный переворот. То есть силовое окружение этого слабеющего лидера переглядывается между собой и думает: «Зачем нам эта обуза, зачем нам этот старый и непопулярный президент? Давайте мы из своих рядов найдем кого-то помоложе и пободрее и дальше под предлогом восстановления порядка, дисциплины и безопасности его арестуем за что-нибудь, а сами будем дальше править».

Действительно ли Лукашенко устоял? В Беларуси объявлена всеобщая забастовка. Насколько она будет всеобщей? Насколько у Батьки хватит силовиков? Или война продолжится, перерастёт в революцию, и революция победит?

Владимир Пастухов назвал два условия для победы революции: первое – Акела должен промахнуться, второе – Маугли должен вырасти.

То есть теперь всё зависит от беларусского народа. Насколько они выросли? Настолько ли, чтобы прихлопнуть тапком своего таракана?

Марина ЗАВАДСКАЯ.

Фото Sergei Grits/AP, газета.ру