фото

«Вертикаль» «обнуляет» местное самоуправление, превращая единственного, по Конституции, НОСИТЕЛЯ власти - народ - в НОСИЛЬЩИКА тяжести последствий её самоуправства.

Насильственное создание в Приморье муниципальных округов заставляет усомниться, по законам ли мы живём или по «понятиям»?

29 января Законодательное Собрание приняло Закон Приморского края №70 «О Хорольском муниципальном округе», а на следующий день губернатор его и подписал. Хотя и депутаты, и Олег Кожемяко знали, что жители Ярославского городского поселения категорически против объединения с Хорольским районом в муниципальный округ.

Краевая власть попросту пренебрегла и многолюдными митингами протеста, и мнением семерых депутатов муниципального комитета, в знак протеста сложивших полномочия (потом к ним присоединились и остальные). О кипении страстей «АрсВест» рассказывали в серии публикаций: «КАМИКАДЗЕ ПОНЕВОЛЕ», «БОИ БЕЗ ПРАВИЛ» ( 18 и 30 декабря 2019 года) и «ВЫБОР ЯВНО НЕ БОГАТ: НЕ ХОТИТЕ В РАЙ? – ПОПАДЁТЕ В АД!» (5 февраля 2020 года).

Ни краевые законодатели, ни губернатор не вняли и аргументам, приведённым в обращениях к ним жителей Ярославского городского поселения:

«Мы считаем, что все преобразования должны быть экономически целесообразными и политически обоснованными. Основная цель объединения в муниципальные округа, как мы думаем, - ускорение социально-экономического развития и повышение уровня жизни населения. Хорольский район полностью дотационный, и создание муниципального округа ничего не даст, так как для снижения дотаций сократят администрации сельских и городского поселений, однако жители от этого ничего не приобретут, кроме проблем. Снижаются возможности населения в сфере организации местного самоуправления, создаются неудобства для людей ввиду большой географической отдалённости от власти при почти отсутствующем автобусном сообщении».

19 октября 2019 года участники многолюдного митинга (более 700 человек) предложили региональной власти разумную альтернативу - создать на базе Ярославского ГОРОДСКОЙ ОКРУГ. И отправить в отставку главу Алексея Губайдуллина, как неэффективного руководителя района. Кстати, жители Ярославского считают идею создания муниципального округа в Хорольском районе управленческой инициативой Алексея Анатольевича - с целью избавления от постоянно критикующего его просчёты муниципального образования.

Когда на прошлогодних сентябрьских досрочных выборах главы Ярославского городского поселения победа досталась протеже районного руководителя - члену «Единой России» Валерию Кондратенко, многие сочли этот результат фальсификацией и попытались доказать это в суде.

Процесс длился почти месяц, однако оспорить сомнительные результаты пока не удаётся. «АрсВест» рассказали об этом в публикациях «ПУСТЬ ПРОИГРАВШИЙ ПЛАЧЕТ?» и «В ШАГЕ ОТ ИСТИНЫ» (30 октября и 21 ноября 2019 года).

Сдаётся мне, обе «ветви» власти запамятовали: главный-то в этой «вертикальной» конструкции всё-таки ствол! Тот самый народ, который, по Конституции, является ЕДИНСТВЕННЫМ носителем власти! И он решает, нужны ли ему распушившиеся от собственной значимости «ветви», вытягивающие все соки, да ещё в качестве бонуса закрывающие от него солнце…

Ярославская горнорудная компания (так теперь называется ГОК) - предприятие со сплочённым коллективом и квалифицированными кадрами: производство требует инженерных знаний и высокой ответственности. И люди тут не ощущают себя обезличенными «винтиками» и тем более – бессловесной «биомассой», как нынешним властителям хотелось бы нас считать. Они осознают своё ПРАВО принимать важные решения и ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за судьбу собственного поселения. У них нет иностранного гражданства и роскошных вилл в зарубежье. Им здесь жить! Им и выбирать – КАК.

Брак по принуждению подлежит расторжению!

Один из таких неравнодушных жителей – Александр Чудайкин – подал в Приморский краевой суд Административное исковое заявление. Название его несколько длинно, но зато точно и бескомпромиссно. Александр Леонидович, как представитель народа - единственного носителя власти - требует признать Закон Приморского края от 30.01.2020 г. № 701-КЗ «О Хорольском муниципальном округе» недействующим полностью с момента принятия, ввиду его несоответствия законодательству Российской Федерации.

Допущенные в ходе его принятия нарушения законодательства РФ и Европейской Хартии Местного Самоуправления (она ратифицирована Федеральным законом РФ №55-ФЗ от 11 апреля 1998 года) изложены административным истцом на 13 страницах.

Вот как Александр Леонидович аргументирует свою позицию:

- Закон № 701-КЗ, принятый административным ответчиком (краевым Законодательным собранием), нарушает мои права на местное самоуправление, гарантированные Конституцией России (статья 3 и 12), - на осуществление в пределах своих полномочий самостоятельно и непосредственно своей власти, а также через органы местного самоуправления, исходя из интересов населения.

Оспариваемый Закон нарушает статью 130 Конституции: «1. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления».

Принятым региональным законом нарушается статья 131 Конституции: «1. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно».

Нарушена также статья 132 Конституции: «1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения».

Объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, может осуществляться только с согласия населения, выраженного представительными органами соответствующих поселений и муниципального района, и влечет наделение вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа.

Если, к примеру, все поселения объединились в муниципальный район, они тут же утрачивают статус муниципального образования. А для Ярославского городского поселения это означает, что оно лишается финансовой поддержки Фонда моногородов, в состав которых входило до «перекройки» административного деления.

«Кушать подано!»

Лично мне не понятно, почему власть так спешит накормить нас благотворительным «комплексным обедом»? Этот перл выдала главный дирижёр выборов Элла Памфилова, когда объясняла, почему надо голосовать не за каждую поправку в Конституцию в отдельности, а за все - скопом. Типа, не нравится вам винегрет – съешьте котлетку с лапшой! А её пропагандоны всех мастей и рангов нам на уши тоннами вешают – не скупятся! Тут и МРОТ, и пенсионный возраст, и союз мужчины и женщины, и даже Бог (хотя ведь говорится: не поминай имя Божие всуе) – типа, «всякая власть от Бога», и пусть будет она вечна!

Только про такие «мелочи», как украденный у нас дальневосточный коэффициент – молчок. Десять лет уже депутат – коммунист Алексей Корниенко пытается «пробить» его в ГосДуме. Тщетно! И краевые наши «народные избранники» помалкивают. Зато медальку за семейную доблесть ввели – других, видно, доблестей не осталось. Ну, или с 18-го этажа их трудно разглядеть…

Зато с образованием муниципальных округов – спешка будь здоров! Не понятно, чем вызвана эта затея? Что она даст?

Не все муниципальные образования в восторге. А некоторые – вообще категорически против административной «перекройки». Люди опасаются, что получится по незабвенному премьеру Виктору Черномырдину: «Хотели как лучше, а получилось, как всегда»: «оптимизируют» местное самоуправление, и вся любовь.

Край, вместо того, чтобы изучить аргументы, поступающие с мест, ломает строптивцев, как полено,–- через колено. И тащит заявления в ЗАГС – ЗакС то есть, – для регистрации, пока «жених» или «невеста» не передумали. Типа, стерпится – слюбится…

Как должно быть по закону?

Для создания муниципального округа необходимо согласие населения, выраженное представительными органами соответствующих поселений и муниципального района (такое согласие от муниципального комитета Ярославского городского поселения не получено).

Инициатива органов местного самоуправления о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления (такая инициатива оформлена только решением Думы Хорольского муниципального района, т.е. одним из пяти самостоятельных органов местного самоуправления муниципальных образований).

фотоЧетыре муниципальных образования Хорольского района: Хорольское, Благодатненское, Лучкинское сельские поселения и Ярославское городское поселение инициативу о преобразовании своих поселений (в виде решений представительных органов об утверждении законодательной инициативы по внесению в ЗакС проекта Закона «О Хорольском муниципальном округе») не принимали и право такое никому не делегировали.

Направленная в ЗакС Думой Хорольского района законодательная инициатива в представительных органах поселений не обсуждалась и не утверждалась. Мнение представителей этих четырех поселений в Законодательном собрании не выслушивалось и не учитывалось.

Не обсуждались населением поселений (представительными органами) организационные и финансовые особенности преобразования. В частности:

– место административного центра в предполагаемом муниципальном округе;

– правопреемственность органов местного самоуправления, при отсутствии правомочного представительного органа в Ярославском городском поселении;

– организация и проведение первого заседания представительного органа округа.

Не понятно, кто будет осуществлять вопросы местного значения на территории Ярославского городского поселения до формирования органов местного самоуправления муниципального округа (утверждать бюджет, вносить в него изменения, принимать иные нормативные правовые акты).

У Законодательного Собрания отсутствуют полномочия принимать законы Приморского края вне законодательной инициативы муниципальных образований, в части, касающейся их прав, организации деятельности и иных вопросов местного значения, в том числе преобразования.

При отсутствии законодательной инициативы от представительных органов поселений Хорольского муниципального района, ЗакС не был вправе принимать к рассмотрению инициативу только Хорольского муниципального района, затрагивающую права граждан и органов местного самоуправления ещё четырех муниципальных образований.

«Никто не может присваивать власть в Российской Федерации»! Это – статья 3 Конституции РФ – Основного Закона страны.

Митинг высокого напряжения?

– Нет от власти разрешения!

Жительница посёлка Ярославский Людмила Андреевна Разваляева – тоже не их тех, кто падает на колени перед силой. Она оспаривает в суде действия главы Ярославского городского поселения Валерия Кондратенко. Валерий Викторович отказал ей в согласовании проведения митинга, назначенного на 15 февраля под надуманным, как считает женщина, предлогом.

Хорольский районный суд не усмотрел в действиях должностного лица нарушений и 12 февраля отказал в удовлетворении иска. Пришлось Людмиле Андреевне обжаловать это решение в Приморский краевой суд.

Что такое публичное мероприятие? Это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации. Так гласит закон.

В задачу организаторов входит оповещение возможных участников акции и уведомление органа местного самоуправления о проведении публичного мероприятия.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 г. № 28 определяет: «Законом о публичных мероприятиях предусмотрен уведомительный порядок проведения публичных мероприятий, позволяющий органам власти принять разумные и необходимые меры для реализации конституционного права граждан на проведение публичного мероприятия в условиях, обеспечивающих соблюдение интересов государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения и защиты прав и свобод других лиц».

Федеральный Закон № 54 разъясняет: «Орган … местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если …в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором… проведение публичного мероприятия запрещается». Это путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтные линии электропередач. Некоторые же чиновники уверяют, что оппозиции нельзя устраивать свои «сходки» на центральных площадях и в скверах, и отсылают её на отдалённые пустыри. Потому что она, оппозиция, – как коронавирус, – заразна, знаете ли…

Как видим, Российское законодательство указывает на уведомительный характер публичного мероприятия, а не разрешительный. И определяет, что орган местного самоуправления обязан предложить иное место его проведения, если заявленное в уведомлении не устраивает.

Если орган местного самоуправления не согласовал место проведения публичного мероприятия (как указано в письме В.В. Кондратенко инициаторам митинга), но и не отказал в его проведении, то он обязан был определить и предложить альтернативное место проведения инициированного гражданами публичного мероприятия.

Хорольский суд сослался на пункт 2 части 2 статьи 8 уже упомянутого Федерального Закона № 54, якобы, не позволяющий проводить публичное мероприятие. То ли судья невнимательно прочёл документ, то ли просто нашёл зацепку и понадеялся, что заявитель безропотно «проглотит» вердикт районной Фемиды, но факт остается фактом: суд подменил юридически значимые, но не равнозначные понятия: «полоса отвода высоковольтных линий электропередачи» и «охранная зона линии электропередачи». (Запрет касается только «полосы отвода», т.е. земельного участка, выделяемого для строительства, монтажа или демонтажа линии электропередачи!). И сделал вывод о законности непредоставления администрацией в лице В.В. Кондратенко места для проведения митинга.

При этом суд не учёл, что уже дважды на обозначенном месте проводились согласованные главой митинги. Получается, Кондратенко с дальним прицелом направлял организаторов и потенциальных участников инициируемого митинга в охранную 10-метровую зону электросетей, чтобы был повод отказать в согласовании места проведения публичной акции?

– Мы не планировали и не заявляли проведение митинга под линией электропередачи, – говорит Людмила Разваляева. – Линия делит территорию пополам, проходя диагонально. Проходить под ней ни законы РФ, ни иные правовые акты не запрещают. Стоять же под линией никто и не намеревался.

Такое серьёзное дело нельзя доверять никому!

А вот к этой главе в качестве эпиграфа в самый раз придётся высказывание В.В. Путина – Гаранта Конституции: «Самое плохое и опасное для политика – вцепиться в свое кресло руками и зубами и думать только об этом...».

11 марта в Хорольскую Думу поступили ходатайство о регистрации инициативной группы в составе Василенко Татьяны Михайловны, Довбня Светланы Алямовны, Кривича Александра Ивановича, Кота Владимира Дмитриевича, Перовой Нины Антоновны, Чудайкина Александра Леонидовича, Разваляевой Людмилы Андреевны, Рекша Любови Евтихиевны, Нешенковой Татьяны Геннадьевны, Заболотской Ирины Николаевны, Шиш Виктора Петровича, Чурсиной Ирины Николаевны, Ефременко Любови Анатольевны, Размета Анатолия Владимировича, и протокол её собрания, датированный 28-м февраля.

Речь – о проведении референдума на территории новообразованного Хорольского муниципального округа. Инициативная группа жителей предложила вынести на местный референдум тему: «Первый глава Хорольского муниципального округа избирается на муниципальных выборах и возглавляет местную администрацию».

Кое-кто уже примерил новую корону и посчитал, что она ему впору. А тут – бунт на корабле! Кому это понравится? И вообще, из-за этих «инициативных» жителей Ярославского одна головная боль, и никакой стабильности, к которой так стремится краевое правительство.

Хорольская районная Думы и отказала, вспомнив про «общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод», но «забыв» о том, что она, после создания нового муниципального образования – округа – уже не имеет права принимать такие решения. Думцам не понравилась формулировка в ходатайстве инициативной группы вопроса: «Первый глава Хорольского муниципального округа избирается на муниципальных выборах и возглавляет местную администрацию». Она, оказывается, «носит заведомо утвердительный характер, при котором отсутствует возможность граждан при участии в референдуме выразить свое согласие на иной способ избрания главы муниципального образования».

А «иные» варианты прописаны в Законе № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Как-то незаметно первый – общенародные выборы – подменили двумя последними, а теперь глав и вовсе «избирают» по конкурсу, вероятно, не доверяя такое серьёзное дело не только «глупому народу», но и депутатам. Создаётся комиссия: 50% её состава – от местной Думы, 50% – от краевой администрации и ЗакСа. Она и «отсеивает» случайных кандидатов, наивно верящих в демократию.

Затем «кореннику», на которого делает ставку край (как правило, он уже осваивает кресло в роли врио), находят «в пристяжку» спойлера – якобы, альтернативу. Оба предлагают программы, и строгая комиссия выбирает того, «кого надо».

Вслед за районной Думой отказала в регистрации инициативной группы по проведению референдума в Хорольском муниципальном округе и краевая Избирательная комиссия.

Теперь инициативная группа вынуждена обжаловать в Приморском краевом суде и решение ТИКа…

Ольга Купчинская,

участник регионального общественного движения по противодействию коррупции в органах государственной власти и органах местного самоуправления в Приморском крае «Хранители закона».