фото

Властная «вертикаль» нокаутирует местное самоуправление…

Накануне Нового года в «АВ» (№51) опубликована моя статья «КАМИКАДЗЕ ПОНЕВОЛЕ» - о депутатском демарше. Семеро из тринадцати депутатов Ярославского городского муниципалитета сложили полномочия, чтобы спасти своё поселение от гибельного для него объединения с Хорольским районом.

- Это – протестное решение. Другого выбора нам просто не оставили! – говорит председатель муниципального комитета (теперь уже бывший) Владимир Дмитриевич Кот. – Мы понимаем, чем опасно поглощение нашего городского поселения в результате затеянного районными и краевыми властями объединения в муниципальный округ. Мы - представители народа, а не чиновников исполнительной власти. И решились на такой шаг, чтобы сохранить для Ярославского статус городского поселения. Хотя бы на ближайшие пять лет. Фишка в чём? До конца полномочий депутатов действовавшего созыва – меньше года. После нашего демарша в муниципальном комитете осталось 6 человек – менее половины состава. Стало быть, он не правомочен. При таком раскладе назначаются новые выборы. Только пройти они должны чуть раньше установленного срока – не в сентябре 2020 года, а в июне. Вновь избранные депутаты могут, конечно, принять решение о реорганизации (если ситуации к тому времени не изменится), однако, по закону, вступит оно в силу только после истечения срока их полномочий, т.е. через 5 лет. А за это время много воды утечёт.

Бывают мандаты – страшнее гранаты!

На каждого из этих людей сейчас оказывается давление через администрации и руководство тех организаций, где они работают. Владимир Дмитриевич Кот даже попал в больницу – не выдержало сердце.

- Мы стараемся действовать по закону и честно, а власть пытается очернить тех, кто хочет отстоять своё законное право на самоуправление, - сокрушается Владимир Дмитриевич.

Их сейчас «кошмарят» в местных, подконтрольных власти, газетах, обвиняя в том, что они, будто бы, «поставили свои интересы выше общественных».

Особенно усердствует недавно оказавшийся в кресле главы Ярославского городского поселения Валерий Викторович Кондратенко. Он обвиняет депутатов-«раскольников» в том, что из-за их демарша не принят бюджет, а, стало быть, есть «риск потерять все субсидируемые поселению деньги из краевого бюджета». И называет цифру, которая должна потрясти любого простого человека из глубинки и вызвать праведный гнев: 36 миллионов рублей!

«В списке планируемых мероприятий были:

- субсидии на ремонт дорог – 1 млн. рублей (Ярославка-Вознесенка);

- субсидии на поддержку муниципальных программ формирования современной городской среды 3 млн. 952 тыс. руб.;

- субсидии на поддержку муниципальных программ по благоустройству территории 6 млн. руб. 041 тыс. рублей.

На обеспечение мероприятий по развитию спортивной инфраструктуры могли бы получить субсидии в 1 млн. рублей.

Планировался ремонт теплотрассы по Проспекту Ленина с помощью субсидий на мероприятия по энергообеспечению и повышению энергетической эффективности коммунальной энергоструктуры в размере 5 млн. 148 тыс. руб.

Новый вид субсидий - на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Они могли бы быть в размере 5 млн. 955 тыс. рублей», - извещает он жителей Ярославского городского поселения через газеты «Горизонт» и «Рассвет».

Перечисляя понесённые в «бою» с депутатами «потери», Валерий Викторович, сдаётся мне, несколько лукавит. Целевые программы формируются до марта следующего года, и пока эти «неполученные» миллионы – всего лишь благие намерения.

«Глава Ярославского поселения – глава администрации Ярославского городского поселения В.В. Кондратенко» (так он официально подписывается) не упускает случая вбить в мозг не посвящённого в таинства управления читателя ещё один «гвоздь»: «Ввиду досрочного сложения полномочий 7 депутатов встал вопрос о досрочных выборах депутатов нового созыва. Уже сейчас ТИК по Хорольскому району огласил предполагаемые затраты на выборы – 1 млн. 77 тыс. рублей. Всего же с 2015 по 2019 год на выборы депутатов муниципального комитета и глав Ярославского городского поселения было потрачено 1 млн. 640 684 рублей».

Истолковать это можно и так: дороговато обходится нам избрание народных представителей. Не пора ли назначать?

У каждого из нас – свои «скелеты в шкафу». И личный опыт. Когда на сентябрьских досрочных выборах главы Ярославского городского поселения победа досталась Валерию Викторовичу Кондратенко, которого многие считают протеже руководителя Хорольского района Алексея Анатольевича Губайдуллина, соперники сочли этот результат фальсификацией. О судебном процессе в связи с этим (а длился он почти месяц) «АВ» рассказали в публикациях «ПУСТЬ ПРОИГРАВШИЙ ПЛАЧЕТ?» (30 октября) и «В ШАГЕ ОТ ИСТИНЫ» (21 ноября) прошлого года.

Валерий Викторович предпочитает не вспоминать, что и он сам причастен к ситуации с неправомочностью Ярославского муниципалитета. В бытность свою депутатом не внёс в обязательную декларацию о доходах собственный заработок и жены. И по решению суда, инициированного губернатором края, минувшим летом с него были сняты депутатские полномочия. Вот вам и недостающий 7-й мандат…

А если по сути, то выход из создавшейся ситуации есть. Искать его надо в Российском законодательстве. Но об этом – в своё время.

Если нельзя, но очень хочется, - то можно?

Отчего начался весь сыр-бор?

Как известно, в мае 2019 года вступили в силу изменения в федеральный Закон №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Некоторые из них предусматривают возможность создания муниципальных образований нового типа - так называемых муниципальных округов. Однако право, как это водится, в некоторых регионах (Приморье - не исключение) неожиданно превратилось в обязанность.

Ещё минувшей осенью Законодательное собрание края определило три пилотных проекта объединения в муниципальные округа. Первым нахлобучат «пилотку» Пограничному, Октябрьскому и Хорольскому районам.

Не все в восторге от «обновки». Мятежное Ярославское городское поселение не считает целесообразным менять свой статус. Во-первых, оно отнесено к категории моногородов и получает дотации из специального Фонда Российской Федерации (влившись в муниципальный округ, оно их утратит). Во-вторых, есть надежда на возрождение горнорудной компании – в недалёком прошлом крупнейшего в России производителя плавикошпатового концентрата (флюорита). До 2013 года Ярославский ГОК обеспечивал 90% потребности в нём российской алюминиевой, химической промышленности и черной металлургии. Запасы флюоритовой руды на местных месторождениях позволяет компании работать на полную мощность более10 лет.

Есть и «в-третьих».

Все преобразования должны быть экономически целесообразными и политически обоснованными. Основная цель объединения в муниципальные округа, как нас уверяют, - ускорение социально-экономического развития и повышение уровня жизни населения.

«Хорольский район полностью дотационный, и создание муниципального округа ничего не даст, так как для снижения дотаций сократят администрации сельских и городского поселений, однако жители от этого ничего не приобретут, кроме проблем», - аргументировали свою позицию жители Ярославского городского поселения в сентябрьском письме губернатору Олегу Николаевичу Кожемяко.

В самом деле, в 2019 году дефицит районного бюджета составил 6 миллионов рублей. Получается, Хорольский район - вовсе не тот мощный локомотив, который, при объединении в муниципальный округ, способен вытянуть весь состав? Тогда ради чего вся суета?

Отказали тормоза…

Ещё во время обсуждения законопроекта общественные эксперты выявили его минусы.

Например, концентрация власти после упразднения сельских и городских поселений в районах отдалит её от жителей, что противоречит самой логике местного самоуправления. Сомнения вызывает и экономическая эффективность предлагаемых новшеств. Придётся вносить изменения в земельное, градостроительное, финансовое законодательство и так далее. Затраты на изменение документации, смену вывесок, перестройку информационно-телекоммуникационных сетей «съедят» эффект от сокращения поселенческих чиновников.

Руководитель аппарата комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Игорь Бабичев вообще высказался за сохранение поселенческого уровня местного самоуправления:

- Не должен вместе с отказом от двухуровневой системы ликвидироваться поселенческий принцип! Если мы не определим на федеральном уровне критерии, то я не исключаю такого развития событий. Региональные власти должны быть законодательно ограничены в праве самостоятельно преобразовывать территориальные муниципальные структуры. Нужен тормоз, который остановит губернаторов. Мы знаем из опыта, что он бывает необходим.

Ещё как! Вдруг появится искушение править регионом, так сказать, в ручном режиме? Меньшее число глав проще «приручить». А если они ещё и назначаются самим губернатором, а не избираются всенародно, - вообще нет проблем. Абсолютное «взаимопонимание» гарантировано.

Юрист и неравнодушный житель Ярославского поселения Александр Леонидович Чудайкин считает: федеральная и региональная власти вместо того, чтобы договариваться с местным самоуправлением на взаимовыгодных условиях, искать компромиссы, стремятся подчинить его, зачастую злоупотребляя административными мерами и финансовыми «крючками» по выделению дотаций, субсидий для нужд поселений:

- Нам говорят: «Мы строим вертикаль, чтобы было легче управлять». Причём утверждают это громогласно, не стесняясь, свято веря, что такое пояснение их действий является правильным и заслуживающим уважения. Вот такой посыл: «Мы хотим, не чтобы вам легче жилось, а чтобы нам легче работалось». Вы уж, господа, определитесь, это власть для себя или для народа? Если для вас, тогда убирайте из Конституции красивые фразы про демократию – во всяком случае, так будет честно и понятно молодым, как строить свою жизнь, на что или кого рассчитывать.

Укрепляя собственную «вертикаль», власть не забывает бросить кость народу.

В Хорольском районе «гуляет» методичка про «преимущества муниципального округа». Социологи не зря едят свой хлеб – во время опросов выявили «болевые точки». По ним и бьют:

«Одноуровневая система управления – легче «достучаться» до чиновников; в отдалённых населённых пунктах будет представительство администрации округа; сократится время на рассмотрение обращений граждан.

«Общее окно» решения проблем – новая структура позволит жителям проще и доступнее решать свои проблемы.

Все полномочия возложены на одну администрацию – ответственность перед всеми жителями несёт один глава».

Эти посулы приправлены пикантными лозунгами. Типа, «местная власть не будет «отфутболивать» граждан, обратившихся со своими проблемами. Появится «возможность получения дополнительных средств на социально-экономическое развитие территории по решению губернатора» (ключевые слова тут, очевидно, - «по решению губернатора», типа, будете хорошо себя вести – получите пряник). И, конечно же, «повышение уровня жизни и благосостояния населения» - куда ж без него?

Уж если депутаты не считают нужным отчитываться перед своими избирателями (многие муниципалитеты даже из Уставов убрали эту обязанность!), что говорить о чиновниках? Они-то вообще с «электоратом» никак не связаны – только с собственным работодателем. А кто платит – тот и заказывает музыку…

Но это так, к слову.

По моим наблюдениям, страна скатывается к авторитаризму. И властная «вертикаль» - рычаг давления на строптивцев, инструмент их укрощения.

Примеры? А вот.

Избрали жители Хабаровского края губернатором человека «не той» политической ориентации («сокол» В. Жириновского обошёл соперника – «единоросса») – и возмездие не замедлило: дальневосточная столица перенесена из Хабаровска во Владивосток. С деньгами, естественно, на поддержку столичного имиджа.

На грани роспуска оказалась Дума Надеждинского района. Из-за «саботажа» шести депутатов, которые информационное агентство PrimaMedia называет не иначе как «нардепами» и «политическими хамелеонами».

Выборы в Надеждинском районе были достаточно скандальными. Дума получилась пестрой – в нее практически в равных пропорциях прошли справедливороссы, представители “Единой России”, четыре из 15 мандатов получила КПРФ. Впоследствии корпус сторонников КПРФ пополнился двумя депутатами, избранными от “Справедливой России”.

Образовавшийся оппозиционный блок заявил о себе при избрании главы района, покинув в знак протеста заседание. Оставшиеся депутаты единогласно проголосовали за кандидатуру молодого управленца Рустяма Абушаева.

Если для решения по главе оказалось достаточно голосов простого большинства, то для изменений в устав района нужна поддержка не менее 2/3 депутатов. По этой причине на протяжении года Дума не может привести его в соответствие с федеральным законодательством.

Как рассказал ИА PrimaMedia спикер Думы Надеждинского района Михаил Скобенко, эта группа депутатов на 11 заседаниях подряд не голосует по поправкам в устав, «намерено подрывая работу представительного органа, и как их за это наказать, пока непонятно». В чем причина такого поведения, собеседник агентства сказать затрудняется.

- Что тут непонятного? - недоумевает один из «саботажников», коммунист Олег Григорьев. - Дума должна контролировать администрацию, а не выполнять прихоти главы района.

Вот именно. Только порой «думцы» начинают ощущать себя неким «приводным ремнём» исполнительной власти. И это вполне объяснимо. Зарплата и последующие льготы, в том числе не хилое пенсионное обеспечение, напрямую зависят от лояльности к соседней «ветви». А доверчивый «электорат» не в состоянии повлиять на собственных как бы «слуг» после их избрания. В уставах, как правило, не прописаны отчёты перед избирателями, а механизм отзыва не оправдавших доверие депутатов очень сложен и проворачивается со скрипом. Если для избрания требуется простое большинство голосов, а порога явки практически нет, то для отзыва – непременно две трети от количества зафиксированных на округе избирателей. Кто же способен провести фактический референдум? На то, мне кажется, и расчёт.

Дума - не место для дискуссий?

Когда ехала в Хороль на заседание районной Думы, ожидала, что один из главных вопросов - «О согласии на объединение всех поселений, входящих в состав Хорольского муниципального района, в целях наделения вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа» - вызовет плодотворную дискуссию. Увидев уже знакомые лица, окончательно в этом уверилась. Председатель Приморской краевой организации горно-металлургического профсоюза России Валерий Валерьевич Онисенков, бывшие депутат Ярославского муниципалитета Татьяна Михайловна Василенко и его председатель Владимир Дмитриевич Кот, неравнодушный житель Ярославского, юрист Александр Леонидович Чудайкин наверняка вызовут депутатов на серьёзный и обстоятельный разговор, приведут аргументы жителей Ярославского городского поселения. На многолюдном (более 700 человек!) митинге участники заявили о несогласии с объединением в муниципальный округ. Конец года, 28 декабря, суббота. Торопиться, вроде, некуда.

Однако всё пошло не так, как я себе представляла.

Владимир Юрьевич Смитюк представил проект решения, подготовленный правовым отделом районной администрации, председатель Думы Елена Владимировна Деева позволила Александру Леонидовичу Чудайкину задать вопрос докладчику. Один из депутатов, Владимир Александрович Саранин, высказался в том плане, что у него есть друзья в Ярославском, и они не против объединения (типа, «Иван Петрович сказал мне на кухне…»). И началось голосование. 10 – за, один против, двое воздержались.

Так районная Дума за пять минут решила «выразить согласие на объединение ВСЕХ поселений, входящих в состав Хорольского муниципального района, в целях наделения вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа». Ну, и обнародовать это судьбоносное решение в установленном законом порядке.

Прибывшие на это скоропостижное заседание общественники не пытались скрыть растерянность и недоумение:

- Мы надеялись, что депутаты нас услышат, попытаются понять. Они не захотели…

Никто из участников заседания не заинтересовался, а что реально принесёт их согражданам объединение в муниципальный округ, каких рисков и неприятностей нужно опасаться?

Вот уж поистине, «партия сказала: «Надо!», комсомол ответил: «Есть!».

Бесправие на «правовом поле»: игра в одни ворота…

Накануне заседания районной Думы, 25 декабря, в администрации Ярославского городского поселения состоялось так называемое собрание граждан (зал смог вместить только около 30 человек), которое, по замыслу его организаторов, призвано было стать противовесом митинга с более чем 700-ю участниками. На нём представитель департамента внутренней политики Приморского края Захар Игоревич Овчинников (он был представлен, как заместитель директора департамента, очевидно, чтобы придать ему бОльший вес), сообщил, что рассматривается вариант принятия бюджета Ярославского городского поселения Думой Хорольского муниципального района, т.е. представительным органом ДРУГОГО муниципального образования!

Краевого эмиссара не смутило, что это – прямое нарушение Конституции РФ. Утверждение местного бюджета, согласно ч. 1 ст. 132, является исключительной компетенцией муниципального комитета.

Сомневаюсь, что Захар Игоревич не читал Основной Закон страны. Или для достижения поставленной цели все средства хороши?

А ведь есть выход!

Несмотря на то, что ситуация, сложившаяся в представительном органе местного самоуправления Ярославского городского поселения, неординарная, она полностью регулируется действующим законодательством.

Согласно Федеральному Закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий (с 12 декабря 2019 года) представительный орган муниципального образования остался в неправомочном составе, а проведение дополнительных выборов уже невозможно, назначаются новые основные выборы. Они должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий.

Аналогичная ситуация с наступлением неправомочного статуса представительного органа в результате сложения полномочий депутатов произошла в Барабашском сельском поселении Хасанского муниципального района, и тоже в 2019 году. Территориальная избирательная комиссия назначила, и в последующем там были проведены досрочные выборы депутатов муниципалитета, причём в максимально короткие сроки.

Что мешает поступить так же и в Хорольском районе? Или на нём «пилотка» криво сидит?

Из краевого департамента внутренней политики пришёл ответ, подписанный и.о. директора департамента О.С. Ивченко (исполнитель – уже знакомый нам Захар Овчинников), что выборы депутатов Ярославского городского поселения могут пройти не ранее ближайшего второго воскресенья сентября!

Если незамедлительно назначить выборы депутатов муниципального комитета Ярославского городского поселения и провести их в кратчайшие сроки, то депутаты будут избраны до окончания первого полугодия 2020 года, и муниципалитет нового созыва станет правомочным, примет бюджет, поселение получит полагающиеся ему субсидии, и права населения будут соблюдены.

Факт в тему. В Хорольский район пришли краевые целевые деньги на новогоднюю атрибутику. Ярославское поселение не получило из них не копейки…

Ольга Купчинская,

участник общественного Движения

по борьбе с коррупцией

в органах власти

«Хранители закона».

Рисунок Youtube.com