фото

Валентина Матвиенко, известная широкой публике как «политик слабый и лукавый», единогласно избрана главой Совета Федерации – в третий раз с 2011 года, когда заняла этот пост.

Среди казенных комментариев по этому поводу преобладают ура-патриотические: уверенность, стабильность, безоговорочный авторитет среди сенаторов, верность делу Путина… Впрочем, один из официальных политологов позволил себе модный ныне скепсис:

«Это назначение свидетельствует, что Путин либо не чувствует запроса на обновление, который охватил общество, либо принципиально игнорирует его. Люди хотят новых лиц, а им предлагают удовлетвориться лицами, которые они видят десятилетиями. Глядя на такие переназначения, общество понимает, что никаких перемен не планируется. Очевидно, что ни к чему, кроме роста антисистемных настроений, это не приведёт».

Вот те на! Люди-то как раз последнее время все больше изъявляли ностальгию, твердя, что при брежневском застое рост всего у нас был в разы выше, чем сейчас. Вот Путин, возможно, и решил в кои-то веки пойти навстречу пожеланиям трудящихся – залудить свой застой по типу брежневского. Или перестройка по типу горбачевской была бы лучше? Вариантов-то у нас исторически немного: либо вперед ногами, либо головой вниз.

Но почему так? – мучает нелегкий вопрос. Что ж мы, проклятые какие-то, если не видим перед собой других вариантов – связанных с развитием и улучшением? Если не можем сыскать в своих кадровых резервах политиков получше этой трижды главы Совфеда?

Я бы тут обратился за ответом к басне Крылова «Квартет», где музыканты пытаются наладить их почин путем авральной пересадки персоналий, но не системного обучения предмету.

В тяжелейшие года при Ленине и Сталине в СССР невиданными темпами развивалось образование – залог тогдашнего успеха. Студенты, как, скажем, мой отец, уроженец захолустной деревеньки, поступивший в лучший советский ВУЗ (ИФЛИ), учились взахлеб – хотя многим из них, как моему же отцу, пришлось сделать четырехлетний перерыв на войну.

При Брежневе и Горбачеве это сменилось отбываловкой и гнойниками в виде высшей партийной и комсомольской школ. Только эти последние сегодня получили настоящее развитие и продолжение – а потому как их выпускников местами ни менять, кроме названной басни из этого не выйдет ничего.

Кто-то, возможно, возразит, что проблема не в системе образования, а в дурной работе политических институтов, обязанных служить развитию и обновлению. Так-то оно так, но политические институты – это всего операторы по расстановке кадров. Если хотите, дирижеры оркестров или режиссеры театров. И если нет самих кадров, исполнителей или среди них нет конкуренции – оркестры и театры неизбежно будут давать петуха.

Потому-то гнилые режимы и превращают образование в профанацию – дабы способные студенты не вырастали в Туполевых, Королевых, Капиц, Чкаловых, Келдышей, Рокоссовских, которые затем будут наседать на руководство и лишать его сна и отдыха, творя свои великие проекты. Кстати Чкалов, человек безумной храбрости и летной интуиции, но совершенно невоспитанный, вел себя со Сталиным запанибрата, на одном банкете предложил ему выпить брудершафт. И Сталин, бесконечно ценя этого героя, ковавшего престиж СССР, при всей свой нелюбви к панибратству согласился через не хочу.

Другим нашим лидерам такие герои были уже откровенно ненавистны, Горбачев безжалостно изгонял со всех постов лучших исполнителей, панически боясь их конкуренции. При Путине именно такой кадровый подход стал у нас магистральным, в итоге Матвиенко и оказалась идеальной фигурой высшего уровня.

В космос она не полетит, интеллектуально Путина не переплюнет, конкурентов ему под своим крылом не потерпит. Зато как будет блистать наш президент на фоне сенаторов типа Рауфа Арашукова, заявившего при его задержании, что не владеет русским языком и нуждается в переводчике.

Короче говоря, хороший, нужный государству Путина ансамбль сварганила дорогая Валентина Ивановна. И то, что иные в этом «Квартете» даже не знают нот – по-нынешнему не порок, а аттестат государственной зрелости, свидетельство о профпригодности.

Такой, значит, постиг нас вместо брежневского застоя путинский отстой…

Александр Росляков.

Фото: Zen.yandex.com