фото

Центральная избирательная комиссия (она же — ЦИК) — осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации.

Это не просто пышная декларация, а статья 21 федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав».

Имея такую статью в законе, неверно говорить про «отсутствие юридических возможностей» отменить или перенести выборы, которые уже стали причиной реального политического кризиса в столице. Чтобы защищать права избирателей и кандидатов, не нужно пугать людей «введением чрезвычайного положения».

Нужно просто не побояться взять на себя ответственность и реализовать полномочия, которыми наделены члены ЦИКа именем закона.

Итогом кампании по сбору подписей, предшествовавшей выборам в Мосгордуму 2019 года, стал отказ в регистрации почти всем, кто в той или иной степени позиционировал себя как оппонент действующей власти (К. Янкаускас, Ю. Галямина, Е. Русакова, Л. Соболь, И. Жданов, И. Яшин, Г. Гудков, Д. Гудков, А. Соловьев, А. Брюханова, К. Гончаров и др.).

Основания для отказа — признание свыше 10% подписей, собранных кандидатами в поддержку своего выдвижения, недействительными либо недостоверными.

Окружные избирательные комиссии, а после них Мосгоризбирком и ЦИК, пользовались законом, который позволил им признавать подписи недействительными или недостоверными по двум основаниям: расхождение данных с базой ФМС и выводы так называемых экспертов-почерковедов.

Решающее число подписей было забраковано именно по этим двум основаниям. На втором месте — ошибки ввода, допущенные членами избиркомов во время проверок.

Что выяснилось по итогам проверок?

фото1. Сведения, представленные в базе ФМС, часто не являются актуальными и достоверными. Иными словами, установлены расхождения данных реальных граждан, обладающих активным избирательным правом и представивших паспорт, и данных на этих граждан, указанных в базе ФМС. Установить реальный объем таких расхождений в базе ФМС не представляется возможным, но в случае с кандидатами это сотни забракованных подписей.

2. В значительном числе случаев (сотни случаев на одного кандидата) так называемые почерковедческие экспертизы стали основанием для того, чтобы признать недействительными подписи людей, которые впоследствии подтвердили свою волю и принадлежность им оставленных ими подписей. Люди оставляли письменные заявления и даже записывали видеоролики, чтобы подтвердить свое существование, но все это избиркомами не рассматривалось.

3. Во время проверки подписей при вводе данных в ГАС «Выборы» допускались множественные ошибки (десятки и сотни случаев на одного кандидата) ввода со стороны членов избирательных комиссий, которые приводили к признанию подписей недостоверными. Кроме того, в системе ГАС «Выборы» также в ряде случаев содержались недостоверные или неактуальных данные. Определить, сделаны ли эти ошибки злонамеренно или случайно, на текущий момент не представляется возможным.

4. В ходе рассмотрения жалоб кандидатов ЦИК неоднократно признавал, что проверка нижестоящими комиссиями проводилась необъективно, потому что были выявлены десятки и сотни случаев, когда ЦИК был вынужден «вернуть» подписи кандидатам. При этом по существу проблемы базы ФМС и почерковедческих экспертиз Мосгоризбиркомом и ЦИКом не рассматривались, доводы кандидатов со ссылкой на проведение независимых экспертиз и наличие заявлений от граждан, чьи подписи признаны недостоверными либо недействительными, не принимались.

5. Кандидатами, оспаривавшими отказ в регистрации на основании выбраковки подписей, указывалось на множество других нарушений процедуры проверки подписей избирательными комиссиями, таких как, в частности, отсутствие возможности присутствовать при проверочных действиях, а также нарушение постановления ЦИК от 13 июня 2012 г. № 128/986-6 при принятии комиссиями выводов «экспертов-почерковедов».

Наши выводы драматически просты.

Любая подпись за любого кандидата может ошибочно быть признана недействительной или недостоверной. Любой кандидат может из-за таких «ошибок» получить отказ в регистрации, и подпись любого человека выброшена в урну.

На самом деле именно ЦИК де-факто и обнаружил эту проблему, возвращая неправильно забракованные подписи кандидатам после проверок нижестоящих комиссий, рассматривая жалобы кандидатов, и мог, и должен был констатировать системный характер проблемы, в результате которой под ударом оказались прежде всего кандидаты, позиционирующие себя как оппоненты власти.

Те средства проверки подписей, которые используют избирательные комиссии всех уровней в рамках закона, а именно сверку с базой ФМС, выводы «экспертов-почерковедов», позволяют ошибочно признать подпись любого избирателя в поддержку любого кандидата недостоверной либо недействительной в нарушение прав, гарантированных ст. 32 Конституции РФ.

Выявить реальный объем таких нарушений в ходе проверки подписей, собранных в поддержку выдвижения кандидатов в депутаты Московской городской думы, не представляется возможным. Но такие нарушения носят, очевидно, массовый характер.

При таких условиях невозможно выявить действительную волю избирателей, выраженную в поддержке ими выдвижения кандидатов в депутаты Московской городской думы.

При таком подходе нарушения прав избирателей и кандидатов неизбежны. При этом и кандидаты, и избиратели по существу лишены эффективных средств защиты своих прав в условиях ограниченного времени, отведенного на предвыборную агитацию, поскольку бремя доказывания целиком и полностью ложится на граждан.

Устранение найденных нарушений, выявление всего объема подобных нарушений при условии проведения выборов в Московскую городскую думу 8 сентября 2019 года невозможно. Проведение выборов в назначенную дату будет означать полнейшее пренебрежение избирательными правами москвичей, пожелавших видеть в избирательных списках оппозиционных кандидатов.

ЦИК, располагая жалобами кандидатов, опираясь на закон, может и должен:

обратиться в суд с требованием отмены или переноса выборов в Московскую городскую думу 2019 года ввиду того, что действующий закон не позволяет обеспечить эффективную реализацию и защиту избирательных прав граждан РФ в связи с указанными выборами;

обратиться в законодательные органы РФ с рекомендациями по изменению настоящего закона ввиду его критических недостатков, выявленных в ходе подготовки к выборам в Московскую городскую думу 2019 года;

приобщить к указанным обращениям материалы жалоб, подготовленных кандидатами при оспаривании отказов в регистрации в связи с признанием более 10% подписей недостоверными либо недействительными, в целях установления полной картины нарушений.

Конечно, гораздо легче прикрываться законом, чем пользоваться им по назначению. Гораздо комфортнее шутить про военное положение и показывать на провластных кандидатов, прошедших подписной фильтр без малейших затруднений и даже без заметной активности по сбору подписей, игнорируя при этом реальные нарушения избирательных прав москвичей и оправдывая тот силовой произвол, который происходит в столице.

Но сегодня от вашего выбора, уважаемые члены ЦИКа, между комфортным и правильным, от вашей публичной позиции зависит слишком многое. Потому что, лишая людей возможности менять власть на выборах, вы рискуете утопить страну в крови.

Лев ПОНОМАРЕВ,

zaprava.ru

Фото: sobesednik.ru

12 февраля 2019 года Минюст РФ принудительно внес Общероссийское общественное движение «За права человека» в реестр «некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента».

Мы не согласны как с самим законом, так и с принятым Минюстом решением.