фотоНа прошлой неделе произошло эпохальное вроде бы событие – послание президента Путина Федеральному Собранию. Ну и остальные могли посмотреть и послушать, а кто не посмотрел – потом прочитать на сайте Кремля.

Эпохальное-то оно эпохальное, но проблема в том, что Путин у власти уже 19-й вроде как год и с посланием неоднократно выступал… И говорил примерно одно и то же. Помнится, раньше любили цитировать его про тарифы ЖКХ, что не должно население разоряться, платя за услуги, а воз и ныне там. Ну и про «не кошмарить бизнес» тоже было неоднократно – с тем же результатом. Ныне много хорошего (вроде бы) было сказано. Вот ультракраткий пересказ содержания доклада от «Медузы»:

«Времени на раскачку нет, будем укреплять семейные ценности, будем помогать бедным, будем развивать зеленые технологии, будем строить ракеты, уже строим ракеты, ракеты, у нас крутые ракеты, мы никому не угрожаем, мы обязательно добьемся успехов».

Главное – что времени на раскачку нет, надо сразу за дела приниматься…

Но недоброжелатели полезли в прошлые послания и составили список цитат. Вот такой:

2007 – Нужно, чтобы все без раскачки включились в работу;

2012 – Без дальнейшей раскачки приступим к дальнейшей работе;

2013 – Без раскачки!

2017 – Действовать нужно без раскачек!

2018 – Времени на раскачку нет!

2019 – Времени на раскачку нет!

Может, и нет времени на раскачку… Но его, судя по цитатам, не было и семь лет назад, и даже 12… Что же помешало не раскачиваться? И после такого долгого приступа и раскачки – есть ли гарантия, что в этот раз ее, раскачки, все-таки не будет? Опять борются пессимист с оптимистом! Пессимист говорит: в этот раз времени на раскачку точно уже нет… Оптимист радостно восклицает: Есть! Есть!

Там, в послании, есть и странное. Например, борьба с бедностью – вроде правильно… Надо дать людям работу и заключить с ними социальный контракт… Это что такое, что за контракт? Не пить, не курить, матом не ругаться, не гулять от семьи, от детей, не ходить на митинги Навального? Возможно. Но как быть, например, медсестрам, которые в регионах, в провинции получают за свою работу 5 тысяч в месяц? С ними какой контракт заключить следует, чтоб зарплата не ниже прожиточного минимума?

Ну и главный вопрос: а кто всё это будет выполнять?

фотоИ вот уже выполнители-исполнители решают: а не поднять ли нам плату тем, кто ухаживает за немощными родственниками? Давайте им платить не 5 тысяч в месяц, а 10! Это ж сумасшедшие деньги! Но… только если этот ухаживающий больше нигде не работает и не подрабатывает. Иначе – верни пособие взад!

Или вот индексация пенсий. Минтруд предложил проиндексировать социальную пенсию в среднем на 182 рубля. Э, алё! Когда пенсионный возраст поднимали, обещали тысячу каждый месяц!

Мало ли что обещали. Все же знают: обещать – не значит жениться…

В общем, как в анекдоте: «Всё будет. Но не сразу. И не будет»…

На этом про послание всё.

Обсуждали на прошедшей неделе и задержание (как раз перед посланием) и арест американского инвестора Майкла Калви и ряда его сотрудников. Специалисты-экономисты-бизнесмены в недоумении: зачем? Калви инвестирует в российскую экономику с 1994 года, инвестирует успешно. В политику никогда не лез, говорил о России всегда только хорошо… Это был этакий эталон, пример всем: вот видите, иностранец работает здесь много лет, у него всё прекрасно, ничего с ним не случается плохого… И вот – случилось.

Каков будет пример для желающих (если они еще были) инвестировать в экономику России?

Недоумевают еще и потому, что тот, кто на него пожаловался в ФСБ (на самом деле это дело не для силовиков, это дело для арбитражного суда, и Калви именно в арбитражный суд подал иск – в Лондонский, конечно), человек довольно мелкий. Не министр, не Ротенберг и тем более не Сечин. Казалось бы – с чего вдруг такая реакция силовиков?

Так вот я бы погодила утверждать насчет мелкого. Те, кто стырил денежки у компании Браудера и угробил юриста Магницкого, тоже были довольно мелкие людишки. Ну так себе – какие-то следователи (не генералы) и налоговики… Только потом случайно вскрылась связь с крупными… То есть не с людьми крупными, а что деньги пошли, помимо личного обогащения воришек, в довольно крупные и довольно закрытые фонды и счета, уже вполне себе приближенные… Может, и в случае с Майклом Калви мы еще многого не знаем?

фотоПрезидент, мнение которого об аресте Калви всех интересует, ответил как-то двояко. Типа, кошмарить бизнес, да, нельзя, но иногда можно. Тут же о 2,5 миллиардах речь идет…

Одно очевидно: после такого урока серьезных инвестиций в Россию не будет. Нет, кто-то придет или не уйдет – но это авантюристы: да риск велик, но кто не рискует, тот… Главное – вовремя остановиться, свалить вовремя с выигрышем.

Завершилась неделя маршем памяти Бориса Немцова – как раз в конце февраля его убили напротив Кремля. С того момента марши в последние выходные февраля стали традицией, и власти Москвы, скрипя зубами и сердцем, их согласовывают. Власти Питера не согласовали сначала, но потом их и.о. явно сделали внушение.

География, кстати, расширяется – в этом году марши и митинги прошли в нескольких городах, помимо столиц.

В Москве на марше были 10-12 тысяч. «Белый счетчик» насчитал десять с половиной, полиция – 6. Но мы же знаем, что официальные данные следует умножать минимум на два, чтоб получить реальную картину.

ОМОН в Москве на марше не лютовал, а использовал его как инструмент познания. Слушали лозунги и искали в интернете значения слов. Илья Яшин видел, как омоновцы залезли в Википедию, чтоб узнать, что такое люстрация. Прилежные, правильно поступающие ученики: не довольствуются слухами и «мне Сашка напел», а читают словари, к первоисточникам обращаются. Ну и от скандирования «Путин – вор!» уже не вздрагивают. А чего вздрагивать? Это же общее место… Некоторые даже руками приветственно машут.

Так что да, времени на раскачку нет…

Марина ЗАВАДСКАЯ.