фото

Президент на Прямой линии встретился с народом в 16-й раз, но впервые решили обойтись без живого народа.

Прежде: тысяча человек в зале и — прямые включения из важных регионов: Урал, Дальний Восток, Севастополь… Сталевары, рыбаки, дороги, свалки…

В чём дело? Почему так резко будет нарушена святая стабильность?

Возможно, дело в том, что народ на площадях и в цехах всегда готовят заранее, учат вопросы, репетируют. А в Москве среди тысячи допущенных живьём попадались буяны. То грубо спросят про беспредел кавказцев, то, рыдая, расскажут о закрытых больницах, выкрикнут про Крым…

Все последние годы президент в этих ситуациях чувствовал себя абсолютно уверенно. Отвечал иногда остроумно, иногда уклончиво, иногда точно, иногда нападал (мол, приезжайте, сделаем обрезание), шутил…

Устал? Надоело? И устал, и надоело? Можно понять.

Ещё очень важно: каждая Прямая линия создавала обязательства. Отзывчивый президент обещал решить очередную проблему, удовлетворить слёзную просьбу, а потом… А потом оказывалось, что не все обещания исполнились: не везде поднялась зарплата, не воскресла медицина, притормозила рождаемость.

Случалось и так, что обещание выполнено, а стало хуже. Самый печальный пример — мусорные свалки. Теперь даже слепые почуяли, как бьёт в нос упрямая реальность.

Президент, отозвавшись на вопль живущих среди непрерывной вони, приказал закрыть одну свалку, потом другую… Но население не стало производить меньше мусора. Из-за того, что одни свалки закрыли, в другие стали сваливать втрое больше. Куда везли 300 тысяч тонн в год, теперь везут миллион, а свалка не справляется, не может переработать, смердит.

Чтобы было понятно: если в Москве закрыть все сортиры, люди не перестанут… А где они будут это? В подъездах, в скверах, да где попало. Так и тут. Число легальных свалок сократилось, вокруг оставшихся бунтует население, а куда валят мусор? В природу — в лес, в поля. Нас уверяют, будто теперь мусор везут в соседние области. Трудно поверить. Вместо двух часов дорога займет десять; вместо трех рейсов машина сделает один. А цена бензина? Везти далеко — убыток. Вывалить в лес — прямой доход.

* * *

Президент, конечно, расскажет про Рывок. Появилась наконец прогрессивная идея, и президент уже этот Рывок во всеуслышание объявил — сперва на инаугурации, а потом ещё где-то.

Возможно, потому и нет людей в зале, чтобы какой-нибудь аккредитованный чёрт не спросил:

— Уважаемый г-н президент, не кажется ли вам, что объявление Рывка очень похоже на объявление Большого скачка? Помните, чем это кончилось в Китае для воробьёв? Да и для людей.

А теперь, даже если президент расскажет про Рывок, то ему никто не возразит. Но кто поверит?

Не так уж давно что-то вроде рывка объявлял человек, который тогда официально считался президентом. Медведев даже статью опубликовал «Россия, вперёд!» Ну и что? Мы к этим рывкам давно привыкли.

В 1957-м Никита Хрущёв объявил: «За три года догоним и перегоним США по производству мяса, масла, молока на душу населения!» В результате мясо исчезло, зато появился анекдот:

— Почему в магазинах нету мяса?

— Так быстро идём к коммунизму, что стадо отстаёт.

* * *

Все знают о грандиозном воровстве чиновников. Их дворцы в России, заграничные виллы (записанные на родственников), деньги и драгоценности, которые нам зачем-то показывают, когда очередного арестовывают.

Но главная беда не в воровстве. Беда в том, что они ненавидят и презирают людей. Ненавидят и презирают тот самый народ, о любви к которому они лгут, пока их не посадят или они не сбегут. (Заметьте: ни один сбежавший вор не заикается о любви к народу, она исчезает без следа при пересечении границы.)

Спросят: откуда известно про их ненависть и презрение к населению? Уж, конечно, не из их интервью (воры не столь откровенны). Просто иначе быть не может.

Фото МК.ру