Главная страница Политика Путин на коне или на кобыле?

Путин на коне или на кобыле?

17.07.2013
Open Democracy, Великобритания. Перевод ИНОсми. Заголовок статьи изменен.

фото

В 2008 году, бывшем высшей точкой путинизма, государственный телеканал РТР показал в прайм-тайм цикл передач под названием «Имя Россия», в ходе которых страна голосованием выбирала своих самых великих исторических деятелей – примеры для подражания, отцов и кумиров нации. «Жаль, что мы не можем голосовать за живых лидеров», – сказал один из участников проекта – губернатор Краснодарского края, очевидным образом подобострастно намекая на Путина.

Когда открылось интернет-голосование, в нем явно начал побеждать Сталин. Так как его победа стала бы катастрофой с точки зрения имиджа, руководство проекта (предположительно) прибегло к некоторым махинациям, снизив результаты Сталина до третьего места и сделав победителем святого XIII века Александра Невского.

Первая десятка в основном состояла из политических лидеров и делилась на две категории. В одну из них попадали обожаемые деспоты: Сталин, Ленин, Иван Грозный, Петр Великий. Любимая путинской пропагандой идея о том, что россияне «тоскуют по сильной руке», подтвердилась.

Было нечто отчетливо мазохистское в том, что массовых убийц, кое-кто из которых в буквальном смысле убивал собственных детей, выбирали национальными героями. Однако была и вторая группа лидеров: Столыпин, Александр II, Николай II – жертвы убийц, действовавших «во имя народа».

Отношениям России с ее лидерами присуща некая жестокая двойственность. Они колеблются от обожания (деспотичного) отца до внезапного отцеубийства, от любви до ненависти. Читая книгу Бена Джуды (Ben Judah) «Хрупкая империя: как Россия полюбила и разлюбила Владимира Путина» (Fragile Empire, How Russia Fell in and out of Love with Vladimir Putin) – лучший краткий портрет путинской эпохи – можно проследить, как меняется отношение России к Путину. Из объекта любви и преклонения он все чаще становится посмешищем.

«Новости – это фимиам, который мы благословляем действия президента», – говорит в начале книги один из политтехнологов, стоявших за восхождением Путина. Власть Путина держится на «видеократии» (и угрозе ареста).

Образ телецаря представляет собой смесь из образов всевозможных российских правителей и героев. Он – воин, охотящийся на тигров в лесу, Иван Грозный, призывающий к порядку баронов-олигархов, Петр Великий, создающий гос-корпорации, которые проводят IPO на Лондонской фондовой бирже, «эффективный менеджер», подобно Сталину выводящий страну на следующий этап развития. Новые школьные учебники прочно вписывают Путина в ряд сильных и авторитарных российских правителей.

Однако если в имидже Путина есть нечто от постмодернистского коллажа, то и в его культе всегда были заметны иронические ноты. В 2011 году я побывал на вечеринке в одном из самых модных московских клубов под названием «Рай». Она называлась «Я хочу премьер-министра» (Путин тогда как раз был премьер-министром).

Вокруг шестов извивались стриптизерши, выкрикивавшие признания в любви к Путину. Богатые и красивые пили за него и надевали на лица его маски. Причем это не была сатира, направленная против лидера. Общий тон был несколько сложнее.

«Мы будем тебя почитать, – казалось, говорили участники вечеринки, – но мы понимаем, что живем в современном обществе, в XXI веке, в котором такое почитание абсурдно. Пока ты играешь в хорошего лидера, мы играем в лояльных подданных, а тем временем все, и ты, и мы, будут заниматься настоящим делом – делать деньги…

При этом мы знаем, что нас бросят в тюрьму, если мы против тебя выступим, и это делает наши ужимки еще более дикими». Были и другие вещи в том же духе – например, поп-песня «Хочу такого, как Путин» или выпущенный студентками престижного Московского государственного университета эротический календарь в честь Путина, на страницах которого привлекательные девушки заявляли:

«Леса потушили, а я все еще горю…»

«Как насчет третьего раза?» (Шутка, обыгрывавшая темы секса и намерений Путина баллотироваться на третий президентский срок).

Что это, лесть? Или издевка? И то, и другое, и – одновременно – ни то, ни другое. Так выглядит воплощение извращенных стратегий власти современной России, отражающее путинский китчевый маскарад образов власти.

Если у Москвы XXI века есть любимый художник, то это Джефф Кунс (Jeff Koons). Ее любимый фотограф – Дэвид Лашапель (David Lachappelle).

Путешествуя по российской провинции и углубляясь в механизмы путинского правления, Джуда выявляет фантомную природу видеократии.

Скажем, однажды он побывал в Нижнем Тагиле – заводском городе на Урале, о котором много говорили в 2011 году после очередной путинской видеоконференции. В ходе этой конференции, на которой лидер разговаривал в прямом эфире с людьми с разных концов страны, тагильские рабочие, стоя в своих комбинезонах перед танком, пообещали Путину, что если протесты против него продолжатся, они сами «приедут в Москву отстаивать стабильность».

Однако добравшись до Тагила, Джуда обнаружил, что эти «рабочие» были пиарщиками и управленцами, переодетыми в (подозрительно аккуратные) комбинезоны. Такой вот любительский политтеатр.

Опирающийся на подобные призрачные основы имидж Путина в любой момент может исказиться, поблекнуть и перекоситься.

На Дальнем Востоке Джуда готовил материал о «приморских партизанах» – молодых парнях, которые убивали коррумпированных полицейских и которых многие считают, скорее, «робин гудами», чем простыми убийцами. Местные жители говорили журналисту, что Путин губит Россию, а его вороватые чиновники высасывают ее досуха.

Делая себя лицом новой, возрождающейся России, Путин становится и лицом всей ее коррупции. Стоит заметить, что это страна, в которой, как пишет Джуда, «38% граждан испытывают желание убивать коррумпированных чиновников иногда, а 34% – всегда». Путин подражает обожаемым Россией самодержцам, но логика культуры указывает, что ему придется унаследовать и роль свергнутых правителей. «Его преследует призрак Николая II», – пишет Джуда.

Проведенный ранее в этом году «Левада-центром» опрос показал, что россияне сейчас считают величайшим лидером России в XX веке Брежнева. В передачах 2008 года он даже не вошел в первую десятку, и его нынешнюю популярность следует, по крайней мере, частично, считать результатом кремлевской пропаганды, восхваляющей брежневскую эпоху в школах и на телевидении и сравнивающей путинскую «стабильность» с правлением Брежнева.

Кремль активно старается представить образы стареющего бессменного правителя и бесконечной стагнации как идеал, а не медленную, унылую катастрофу.

Судя по всему, Путин пытается найти выход из ситуации исторического выбора между Сталиным и Николаем II. Однако в ходе опроса Брежнев всего на один процентный пункт обогнал Ленина, совсем не намного опередившего Сталина и Николая II. Таким образом, спасительный отрыв выглядит пугающе маленьким.

Комментарии

Добавить комментарий

:
:
:
НАВИГАЦИЯ
ВАШЕ МНЕНИЕ

Почему день Конституции РФ – не выходной?

1. А чтоб не было времени читать Конституцию, потому что за ее чтение вслух могут оштрафовать.
2. Потому что этот день — совсем не праздник, а настоящее горе для некоторых.
3. Потому что Конституцию давно фактически упразднили.
4. Потому что сделают праздничный выходной только для новой, путинской Конституции.
5. Да сколько уже было этих Конституций! Каждую праздновать что ли?
 

Всего проголосовало
0 человек
Прошлые опросы

▴ Открытый прямой эфир Дождя

Наши проекты

Издательский Дом "Водолей" - купить книгу или заказать издание своей

Суды и выборы - информационный сайт о выборах в Приморье с 1991 года