фотоНа прошлой неделе главными темами оставались две: антитурецкая за сбитый российский бомбардировщик Су-24 и протест дальнобойщиков против системы «Платон». Первая тема широко освещалась (и, я бы сказала, обсасывалась) главными российскими СМИ, а вот вторая – нет. Так что давайте о второй.

«Платон», то есть плата за тонну, это новый и чрезвычайно необычный налог на грузовики тяжелее 12 тонн за проезд по федеральным трассам – за то, что грузовики портят дороги, с них предлагается взимать плату за пройденный километр дороги. Даже не предлагается, а уже взимают и даже штрафы берут, если в системе «Платон» не зарегистрированы.

Первые акции против введения в ноябре в действие системы «Платон» (с фур, которых в России практически 2 миллиона, предполагалось взимать по 3,73 рубля за километр, но в ноябре стоимость временно была снижена до 1,52 рубля) состоялись 11 ноября. И с тех пор протест только разгорался.

Вообще-то говоря, все автомобилисты платят дорожный налог, акцизы на бензин – в том числе и фуры тяжелее 12 тонн. Водителей грузовиков еще в прошлом году обязали приобрести тахографы, которые отслеживают машину с помощью ГЛОНАССа. ГЛОНАСС, видите ли, не хотели водители устанавливать, а деньги-то на него и потрачены, и украдены. Ну вы помните, как товарищ Иванов, который вроде как руководил ГЛОНАССом, говорил, что он два года знал, что деньги крадут, но ничего не делал, чтобы не спугнуть воров. Ну и не спугнул, украли успешно.

О пользе тахографов ничего не слышала, но что он осложнил жизнь водителям грузовиков – об этом слышала неоднократно. Но мы не будем о тахографах, тема-то не о них, просто прибавим к первым двум налогам.

А дальше – как в только что созданной песне:

А навстречу мне выходит Ротенберг: – Подождите, не спешите, хоть копейкой поможите, Обобрали супостаты, не осталось ни шиша!

То есть понятно: кризис, санкции, падение цены на нефть и т.д. и т.п. Доходы упали. Причем у всех. Но не все равно близки (или удалены) к власти, к государству (помнится, давным-давно какой-то королишко сказал бессмертную фразу «Государство – это я»).

фото

А наше государство, как говорит Юлия Латынина, «не знает, что сократились доходы у частных водил, оно знает только, что сократились доходы у господ Ротенбергов. И оно решает как-то помочь Ротенбергам. И решает, на минуточку, помочь им, отдав налоги на откуп, отдав им сбор налогов с дальнобойщиков, систему «Платон» на откуп».

Откуп, кстати сказать, давно устаревшая система, когда государство (не обязательно российское, помню Францию) вводила какой-то налог, а право его собирать отдавало частному (-ым) богатею (-ям). Это называлось – на откуп, а частные взиматели налогов – откупщиками.

Очень удобно для государства, между прочим. Потому что, когда недовольные подданные начинали бунтовать, они не на государство (это абстракция) нападали, а на частных откупщиков. Ну и вешали их, кого успевали поймать. Жестокие нравы, да.

Ну вот, теперь система откупов возрождается: получать налог с фур, с дальнобойщиков, будет младший Ротенберг. И кое-что отдавать Автодору. Типа – дороги ремонтировать. При том, что подавляющее большинство дорог в России еще только предстоит построить. Федеральных хотя бы.

Все видели федеральную трассу «Лена»? В прошлом номере была фотография. Грунтовка, размокшее месиво, где вязнут и трактора. И это – федеральная, между прочим, трасса!

А что, кстати, с федеральной трассой, связывающей Владивосток с Москвой? Помнится, по ней еще Путин на желтой типамашинке проезжал по свежеположенному асфальту? Говорят, и асфальт уже сняли?

Закон о плате для фур давно готовился. И наконец принят. В самый неудачный момент, в кризис, когда доходы у всех упали… Впрочем, я об этом уже говорила. Как и о том, о чьих доходах заботится государство.

Когда дальнобойщики начали возмущаться, депутат Федоров заговорил, что этот налог придумали проклятые пиндосы, приняли подпиндосники (то есть сам Федоров тоже подпиндосник, поскольку голосовал за закон), и инициировали протесты тоже пиндосы и подпиндосники, а дальнобойщики – это боевики Навального. Депутат Федоров, кстати, славится таким бредом, он этим потеснил уже других клоунов в Госдурепроститеоговорился и прочих местах.

фото

Кстати, сам «Платон» работает отвратительно. Те законопослушные шоферы, которые заранее зарегистрировались на сайте и поместили туда все необходимые документы, так и не смогли войти в свой личный кабинет. Пришлось им ехать в офис «Платона» и регистрироваться вручную. Сигнал проходит очень медленно – быстрее, конечно, чем почтовые отправления в Почте России, но все равно гораздо медленнее, чем это принято в современных системах. Километры считаются неправильно, деньги списываются по несколько раз, сайт виснет, до колл-центра не дозвониться. В общем, недоношенный ребенок этот «Платон», его бы выхаживать еще пару-тройку месяцев в специальном контейнере…

Протест дальнобойщиков понятен. Но будет ли он иметь успех? Добьются ли они отмены «Платона»?

Большинство комментаторов оценивают возможности протестов дальнобойщиков весьма скептически. Это ведь протест социальный, а с социальными протестами наша власть научилась справляться. Рассекут протестующих, кого-то попробуют купить, кого-то посадят, что-то пообещают, удавку сначала ослабят, но отменить не отменят. А там и вернут в полном объеме.

Давайте вспомним наши местные протесты 2008 года, когда власть решила уничтожить местный малый бизнес по ввозу подержанных «японок». Все это делалось для спасения АвтоВАЗа – через несколько лет Путин и сам это сказал. А тогда, в 2008 году, много чего было. Митинги, хоровод вокруг елочки, ОМОН из столицы, ТИГР… Да, послабления некоторые дали, но большинство привозивших из Японии машины разорились. А большинство населения, особенно из европейской части России, совершенно не понимало, чего это там, на Дальнем Востоке, бузят.

И где сейчас ТИГР (Товарищество инициативных граждан)? Вроде чем-то тихо занимался… Но о нем уже практически не помнят. На «Эхе Москвы» в беседе о нынешнем протесте дальнобойщиков молодые журналисты и слова-то такого не слыхали. Говорили, что Александр Расторгуев из питерского ТИГРа – какой-то совершенно посторонний человек, и они против, чтоб посторонние люди вмешивались в протест дальнобойщиков.

Дальнобойщики, кстати, ничего подобного ТИГРу не создали. Профсоюзы у них разрозненные. От политиков они шарахаются. То есть с представителями парламентских партий они не прочь бы встретиться и изложить свои проблемы и требования, но те шарахаются от дальнобойщиков.

Впрочем, КПРФ, хоть и с задержкой, все-таки к ним пришла (коммунисты вроде бы не голосовали за «Платон»). Теперь поговаривают, что КПРФ хочет замотать протест и слить его.

Была идея 30 ноября прибыть в Москву, чтоб протестовать там. Говорили, что из Дагестана собираются ехать, что колонна растянулась то ли на 50, то ли на 70 километров… 30 ноября наступило и прошло, а до Москвы практически никто не доехал. Перенесли все на 3 декабря. «Улитка» (то есть езда по дороге со скоростью 5-1 километров) время от времени появляется то тут, то там. ОМОН уже на стреме. Гайцы тоже.

Местные наши дальнобойщики в Москву, конечно, не собирались – не ближний свет. Протестуют здесь, на месте. 1 декабря собрались протестовать у Кипарисово-2, машин 150-200. Официальные профсоюзы их не поддержали. Вроде ТИГР наш собирается подключиться.

Вообще-то фура – не легковушка. Масса больше, инерция больше, так просто не остановить. Посмотрим.

Если ничего у дальнобойщиков не получится – готовьтесь, граждане, к удорожанию всего. Фуры ведь не для собственного удовольствия по дорогам катаются, а развозят товары. Даже если частники разорятся и все перевозки возьмут в свои руки крупные транспортные фирмы, не думаете же вы, что они будут работать себе в убыток? Поднимут транспортные тарифы, возьмут деньги с заказчиков.

А заказчики – магазины. Не думаете же вы, что магазины будут работать себе в убыток? Они тоже восстановят увеличившиеся затраты, возьмут деньги с покупателей.

А деньги, которые собирают для Ротенберга… Вряд ли они пойдут на ремонт дорог. Почему трасса «Лена» в таком состоянии? Почему через реку Лену мост не построен? Потому что запланированные на мост деньги перебросили на строительство Олимпиады в Сочи. Неужели не найдется еще какого-нибудь грандиозного проекта, где срочно нужны деньги – и побольше, побольше?

Есть этот проект. Керченский мост. Построить который собирается как раз Ротенберг. Или правильнее говорить Ротенберги? Много их…

Марина ЗАВАДСКАЯ.

рисунок из соцсеитей

фото