фото

Под таким заголовком «Газета.Ru» опубликовала свое расследование о переброске российских войск в Сирию, текст которого в сокращении приводится ниже.

Переброска идет из военного порта в Новороссийске, однако, как выяснила «Газета.Ru», не все офицеры и контрактники хотят воевать и некоторые из них отказываются ехать в новую горячую точку.

Отправка военной техники в Сирию – не секрет, об этом сообщал министр иностранных дел России. Сергей Лавров заявил, что в этой переброске, которой активно пытаются помешать США, действительно находится «продукция военного назначения».

Но вот об отправке кадровых военных в Сирию «Газете.Ru», сообщил Алексей Н., который сам узнал об этом постфактум, когда уже приехал в Новороссийск, откуда, как оказалось, и идет на кораблях переброска вооружения и войск. Когда он понял, что его с товарищами из сводной роты со дня на день отправят в Сирию, он рассказал «Газете.Ru», что они не хотят воевать и ехать на Ближний Восток: «Я не хотел участвовать в боевых действиях на территории Украины».

Как сообщает издание, «обсудив все несколько раз по телефону, мы встретились в одном из кафе Новороссийска. ...Пришли четверо — все контрактники из той самой сводной роты, одеты в гражданку. Они постоянно оглядывались и выглядели неуверенными. Контрактники слабо представляют, что по закону им положено, а что нет, их с трудом отпустили выйти за пределы части. Но в одном они были твердо уверены: в Сирии с оружием в руках им делать нечего.

«Мы не хотим ехать в Сирию, мы не хотим там погибнуть, — говорит Алексей в светлой яркой футболке. — С самого начала с этой командировкой было много странностей и недомолвок, ситуация начала проясняться уже здесь, в Новороссийске».

В ходе беседы они рассказали, что в одной из воинских частей в «Восточном военном округе командование собрало «наиболее перспективных», на их взгляд, контрактников в сводную роту из 20 человек, в нее попали несколько офицеров и контрактников. Старшим поставили майора. 27 августа они должны были отправиться в командировку на поезде для выгрузки техники на станции Тоннельная под Новороссийском и вернуться в часть.

Однако с самого начала эта, казалось бы, рядовая командировка пошла не так. В командировочном приказе почему-то не поставили дату возвращения. А уже перед самой отправкой в Новороссийск командир собрал всех в части и сказал, что их могут отправить в «жаркую страну».

«У нас были беседы в воинской части с нашим командованием. Нам говорили, что в стране прибытия будет жарко и что важно помнить про гигиену и ни в коем случае не делать ни шагу за территорию воинской части, также объяснили, что делать и как себя вести в плену и на допросе, — рассказывают бойцы. — Нам конкретно говорили, что там непривычный для нас климат, змеи, гадюки. Но куда конкретно отправят, не говорили, ссылаясь на секретные директивы Генерального штаба».

Еще в воинской части у всей сводной роты взяли документы на оформление служебных загранпаспортов. Все уточняющие вопросы, куда все-таки едет группа, командование игнорировало. По словам контрактников, все выглядело так, будто начальство части само до конца не знает деталей командировки.

По словам Алексея, уже, когда подъезжали к Ростову, контрактники подумали, что их отправляют в Донбасс. Ростов в итоге проехали и вздохнули спокойно, пока не вспомнили про сирийский конфликт. «Думали, что в Донбасс, а оказалось — в Сирию», — невесело говорит он.

«До сих пор наше командование открыто не говорило, куда мы конкретно едем. В составе нашего полка есть множество рот, и, как нам сказали, собрали 20 лучших бойцов. Но почти все негодуют и не готовы ехать в Сирию, остальные двое-трое в силу молодости и доверчивости просто думали, что командование не отошлет нас туда, а мы поедем в Крым или Осетию. Но если бы не было подводных камней, командование сразу бы сообщило, что и куда»…

7 сентября они проехали Тоннельную и доехали до самого Новороссийска. Разгрузка техники с эшелона прошла днем, а ночью ее уже грузили в порту.

…В Сирию уже якобы отправили людей с бэтээрами из военной части Буйнакска, рассказали «Газете.Ru» в порту. Среди отправляющихся в Сирию ходили слухи о готовящейся через полгода ротации служащих в этой ближневосточной стране. «С техники снимали регистрационные номера. Рассказывали про укрепление авиабазы в Сирии, — говорит еще один контрактник. — Один из людей на разгрузке в порту сказал, что наши ведут кампанию там уже четыре месяца»…

Морской порт в Новороссийске — это закрытая зона, на входе — шлагбаумы, камеры, КПП с охранной. Погрузка военной техники происходит ночью. Впрочем, местные жители подтвердили: в последнее время военных в городе стало больше, а технику активно везут эшелонами по железной дороге.

16 сентября в часть прибыл представитель Генштаба. Выступая перед личным составом, военный в гражданской форме и без знаков отличия заявил, что приказ о командировке за границу секретный. Он подтвердил, что роту отсылают в сирийскую Латакию (ее удерживают силы правящего режима Башара Асада), и не исключил участия в боевых действиях. Погрузка на корабль запланирована на 17 сентября, сказал офицер.

Представитель Генштаба отмел все возражения насчет законности приказов и отказался уточнять план командировки, вновь сославшись на секретность. Также он предложил командованию не выпускать контрактников с базы в город.

Алексей рассказывает «Газете.Ru», что командование не говорило про компенсации в случае ранений или потерь, также ничего не говорили и про страховку. «Командир сказал, что перед ними поставили одну задачу: все из личного состава должны вернуться живыми», — говорит контрактник.

Окончательно убедившись, что речь идет о Сирии, контрактники из сводной роты рассматривали два варианта: официально отказаться от командировки, поскольку начальство не в состоянии уточнить планы, дальнейшие цели и сроки. Либо положить на стол рапорты об увольнении.

В среду, 16 сентября, контрактники пошли в местную военную прокуратуру. «А вы знаете об уголовной ответственности за несоблюдение приказов в армии?» — спросил дежурный офицер. В итоге он отказался принимать их заявления. Впрочем, вечером, после визита контрактников, в воинскую часть приехала проверка: помощник военного прокурора и два дознавателя. Однако вместо ожидаемой защиты прав военнослужащих они выполняли роль, скорее, агитаторов. «Помощник убеждал нас, что даже устный приказ личный состав обязан выполнять, — рассказывают контрактники. — Контраргументы насчет отсутствия соцгарантий по устному приказу он даже слушать не хотел».

«Газета.Ru» обратилась за официальными комментариями в гарнизонную прокуратуру Новороссийска.

«Честно, какой-то сумбур, мне не то что не верится, все в жизни может быть. Но либо это были какие-то провокационные действия, направленные на подрыв авторитета Российской Федерации в глазах международного сообщества, что якобы у нас наши военнослужащие отправляются на территорию иностранного государства воевать, и за кого, извиняюсь за выражение. Просьба сориентировать их официально написать, если они боятся, кто и что за должностные лица им угрожают. Разберемся, никаких проблем», — пообещал заместитель военного прокурора Новороссийского гарнизона капитан юстиции Алексей Тоневицкий.

Еще по пути к Новороссийску у всех солдат собрали медкарты. Получив их обратно на руки, военнослужащие обнаружили, что в картах проставили штамп о том, что жалоб у личного состава на энурез, дизентерию, травмы, припадки и вензаболевания нет. Там значилось: наследственность здоровая, а непереносимость лекарств также не отмечают.

Пока «Газета.Ru» разбиралась с этой командировкой, в редакцию позвонила мать одного из военнослужащих, которых могут отправить в Сирию. По ее словам, ситуацией сильно обеспокоены матери и жены остальных солдат.

«Почему людей гонят туда, как скот на убой? У нас же не война, — возмущается одна из них. — Согласия не спрашивали. Необходимые прививки не поставили. Состояние здоровья не учли. А в Сирии экстремальный климат, как он на нем отразится, даже подумать об этом боюсь! Технику они везут туда старую. Рухлядь. Кое-как подремонтировали. Да она там и не нужна никому. Разве люди у нас не главная ценность? Лишь бы кого послать. Неужели ничего нельзя сделать? Пусть сам Шойгу едет».

Она говорит, что Минобороны начинает давить на родных солдат. «Говорят, что если мы не подпишем договор о неразглашении, то нас лишат компенсаций в случае потери сыновей. Что же нам делать?» — чуть ли не плачет женщина.

«Все это похоже на то, как отправляли «отпускников» в Донбасс, но мне жизнь сына дороже всяких их компенсаций или льгот вроде военной ипотеки», — говорит родственница.

Пока контрактники направили запрос в президентский Совет по правам человека. В свою очередь, СПЧ с просьбой разобраться в истории обратился в Минобороны.

Официальный запрос «Газеты.Ru» в Минобороны на момент публикации остался без ответа. Получить комментарий руководства военной части не удалось.

«Кoнтрактники не призывники, если им чтo-тo не нравится, oни прoстo увoльняются, вoт и все, и прoкуратура тут вообще ни при чем, — добавляет Вероника Марченко из фонда «Право матери». — Oни состоят с Минобороны в трудoвых oтнoшениях, и, если им меняют условия труда, они или соглашаются, или увольняются». Военный судья считает, что большинство контрактников все же поедут в Сирию или еще куда им скажут.

P.S. «Газеты.Ru»:

Из-за разгоревшегося скандала вокруг «отказников» командование отложило их отправку в Сирию, намеченную на 17 сентября. В части теперь ждут официальной военно-врачебной комиссии, которую контрактники не проходили, а командир, так же как и рядовой состав, ждет официального приказа о командировке. Пока на руках у контрактников лишь командировочное удостоверение с 27 августа по 25 сентября. «Тактические учения и сопровождение грузов» — написано в графе «цель командировки».

По информации «Газеты.Ru», в части ходят слухи о том, что скоро в ней установят глушилки специалисты ФСБ, чтобы пресечь утечку информации во внешний мир. Контрактники, не желающие ехать в Сирию, написали заявления об увольнении. «Пишите-пишите, все равно поедете», — сказали им в части.

«Газеты.Ru», в сокращении

Фото sudenko.livejournal.com