фото

25 лет назад, к юбилею победы, советские хоккеисты восстановили сообщение между Москвой и Аляской.

Великую победу потому и называют Великой, что она не только является историческим событием, но и спустя 70 лет, продолжает определять нашу жизнь.

Во время Второй мировой войны Аляска стала одним из главных каналов поставок вооружения Советскому Союзу. С военной базы Фейрбенкса около восьми тысяч военных самолетов в те годы перелетали Берингов пролив, после чего места за штурвалами занимали советские экипажи.

Целых сорок пять лет ни один советский или американский самолет не летал этими маршрутами.

В 1990 году 45-летие Победы над фашисткой Германией СССР и США впервые отмечали вместе, общей программой.

«Дипломатия не должна ограничиваться рамками посольств и столов переговоров. Она должна развиваться каждый раз, когда встречаются люди, стремящиеся к миру и дружбе».

Эти слова из письма которое было подписано в Белом доме Вашингтона 12.01.1990 г. президентом США Джорджем Бушем и приветствовали спортсменов из США, Японии, Китая, Кореи и СССР, которые собрались в городе Хабаровске для участия в международном турнире по хоккею.

О том, что спорт может быть и послом мира, рассказывает заслуженный работник физической культуры Российской Федерации, посол спорта США Николай Яковлевич Крашенниников, которому на Аляске и было вручено это письмо. Этот рассказ уже является историей, но если бы не было победы, то и не было бы этого исторического момента, который внес свою лепту в потепление отношений между нашими народами через спорт.

Н. Крашенниников рассказывает:

– В то время я работал в комитете по физической культуре, спорту и туризму Администрации Хабаровского края. В 1987 году мы договорились с китайскими коллегами провести в Харбине хоккейный турнир. Я им предложил пригласить команду США. Они согласились при условии, что все переговоры с Китайским правительством и США я возьму на себя, то есть буду посредником в этом вопросе, так как между США и Китаем в то время были весьма прохладные отношения.

фото

Я заручился в этом вопросе поддержкой председателя Госкомспорта СССР М. Грамовым, который в то время был в очень хороших отношениях с генеральным секретарем ЦК КПСС М.?Горбачевым. Имея эту поддержку, я выступил гарантом того, что турнир пройдет без осложнений.

Тогда американская команда впервые участвовала в турнире на китайской территории. Этот международный турнир удался. Американскую спортивную делегацию возглавлял президент Всенародного спортивного комитета США Л. Милтон. За организацию этого турнира с приглашением команды США он и вручил мне первую грамоту «о назначении меня послом спорта США» за подписями президента США Рональда Рейгана и председателя всенародного спортивного комитета США Леонардо Милтона.

Как потом выяснилось, сам Л. Милтон родился на Украине в Одессе и в 4-летнем возрасте был родителями вывезен в Америку. Это все мне потом очень помогло организовать визит хоккейной команды на Аляску, хотя в то время это сделать было довольно трудно. Этот вопрос решался почти три года, так как с советской стороны этот вопрос решался в частном порядке и практически полностью решался мною. Все переговоры с американской стороной велись в закрытом режиме поздно вечером, когда на предприятии, с которого велись эти переговоры, все его сотрудники отсутствовали.

Все телексы и факсы переговоров того времени у меня сохранились (как в Америку так и обратно). И только тогда, когда понадобился самолет для перелета, я вышел на государственные структуры, пошел к командующему ДВО генералу В. Новожилову, который был большим любителем хоккея.

Выслушав меня, он сказал, что вмешиваться в эту авантюру не будет. Тогда я ему сказал, может ли решиться вопрос, если из Америки придет телекс на его имя и на имя начальника Генерального штаба Вооруженных сил СССР генерала армии М. Моисеева (г. ?Москва). На это с его стороны не последовало ответа, хотя при этом было сказано, что без президента США Дж. Буша и Генерального секретаря КПСС Горбачева М.С. этот вопрос решить невозможно.

В тот же день мною был отправлен телекс Л. Милтону с просьбой подготовить телексы на имя командующего ДВО генерала В.?Новожилова и начальника Генерального штаба Вооруженных сил СССР генерала армии М. Моисеева (Москва, СССР) о приглашении хоккейной, команды СКА (Хабаровск) на Аляску на военном самолете для проведения товарищеских игр с командами Аляски. Такие телексы были подготовлены и направлены в их адрес.

Вот содержание этих телексов от 09.01.1990 г.?: «Мы приглашаем вашу команду в составе 28 человек и 8 членов экипажа ИЛ-76 быть нашими гостями в г. Фейрбенкс, штат Аляска в период с 12 по 23 января 1990 года».

После этих и многих других проблем, которые потом были улажены, советский самолет впервые с 1945 года взял курс на Аляску по маршруту Москва – Хабаровск – Анадырь – Анкоридж – Фейрбенкс. В американском воздушном пространстве в условленной точке ИЛ-76 ждали американские истребители и сопровождали его до самого аэродрома, чтобы избежать каких либо недоразумений с системой ПВО США.

Обслуживающий персонал аэродрома, многочисленные корреспонденты, теле- и радиокомментаторы не верили своим глазам – на взлетно-посадочной полосе стоял огромный военно-транспортный самолет ВВС Советского Союза. Ведь совсем недавно этот самолет обслуживал советские войска в Афганистане. Наш тренер В. Поздняков, бывший игрок СКА С.-Петербурга, спускаясь по трапу, громко с юмором сказал, чтобы спасались, так как пришли русские. Все кто был рядом, дружно засмеялись.

Дальневосточная команда провела несколько игр с местными клубами штата Аляска. На играх было много любителей хоккея. На матчах был аншлаг. Мне несколько раз приходилось выступать по центральным каналам и все благодарили и отмечали конец холодной войны.

фото

После окончания игр на Аляске, за командой СКА (Хабаровск) и командой Фейрбенкс прилетел тот же самолет ИЛ-76 и уже две команды прилетели на международный турнир по хоккею в Хабаровск. Этот турнир был отмечен приветственным письмом президента США Джорджем Бушем и телеграммой президента СССР М. Горбачевым».

После этого визита президент США Джордж Буш старший подтвердил полномочия Н. Крашенниникова в качестве посла по спорту США. А указом Президиума Верховного Совета СССР за спортивную дипломатию Николай Крашенинников был награжден правительственной наградой СССР.

Об этом полете и проведении международных турниров был снят фильм американской стороной и показан по телевидению США. Особенно в этом фильме показан теплый прием в г. Хабаровске со стороны болельщиков, простых граждан Хабаровского края и руководителей края.

После окончания турнира в г. Хабаровске этот же самолет ИЛ-76, взяв на борт спортивную делегацию США, доставил обратно в г. Фейрбенкс. Получилось так, что за месяц «советская ласточка», как называли наш самолет в Америке все ведущие телекомпании, а также газеты, выносившие на первую полосу материалы о «первой ласточке», четырежды пролетела маршрутом, который 45 лет был не доступен ни одному самолету в мире.

Особенно был отмечен экипаж самолета, который был сформирован по итогам конкурса для участия в этом историческом рейсе. Все члены экипажа, имеющие большой опыт полетов, были награждены правительственными наградами.

Документы по этой истории хранятся в музее США, а также в генеральном консульстве США во Владивостоке.

В мой адрес в то время было получено благодарственное письмо от генерального консула США в г. Владивостоке Тома Армбрустер, который выразил благодарность за предоставленный материал о спортивной дипломатии между США и Россией.

фотоВ заключение хочу от всей души через газету поздравить всех, кто способствовал развитию международной дружбы посредством спортивной дипломатии и внес свою лепту в прекращение еще одной войны – холодной. Поздравить также со знаменательной датой – 70-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне. Хочу пожелать всем мира, добра и успехов во всех делах.

Алексей ИЛЛАРИОНОВ,

Николай КРАШЕНИННИКОВ.

Фото и документ из личного архива Николая Крашенинникова.