На конкурс «История нашего населенного пункта» (ранее публиковалось в «Утро России», дается в сокращении).

Я родился и вырос в селе Поповка Хорольского района. Не понаслышке мне известна сельская жизнь, прожил в деревне более 20 лет. Работал в колхозе до призыва в армию, в 1967 году вступил в КПСС… Партия готовила будущие кадры (и неплохие, как показало время) для народного хозяйства. Но маоистская политика, приведшая к агрессии со стороны Китая, заставляла думать об обороне страны. Так я стал военным, окончив военное училище и академию. Где бы не пришлось мне служить, я всегда интересовался сельским хозяйством, по-видимому сказывалось крестьянское воспитание.

Домой в родную Поповку ежегодно приезжал в отпуск. Встречаясь с односельчанами в 60-70-е годы, я радовался их достижениям в труде. Развивалось животноводство – были построены две молочно-товарные фермы, свиноводческая, птицеферма, овцеферма, две пчелопасеки, мастерские по ремонту автотранспортной техники, у каждого во дворе была живность, прекрасные сады. Ехали в наш колхоз переселенцы с европейской части страны. К этому времени для них уже были построены дома, хозпостройки. Колхоз выделял в личное хозяйство корову, свиней, птиц. Народ с оптимизмом смотрел в будущее.

В сезонное время мужики промышляли на реке рыбой. Молодежь работала в колхозе на фермах и полях. Кто-то учился в техникумах, вузах, и все бесплатно. Вспоминая те годы, не перестаю удивляться: кто тот злодей, что разрушил все эти достижения?

Водоплавающую птицу вывозили летом на озера, где она росла стремительно, пекинских уток было тысячи, осенью их отправляли в город на забой. Куры тоже вывозились в летние лагеря. Стригли овец – шерсть сдавали государству… Дойное стадо и молодняк с мая по октябрь находилось на лугах. С июня по июль включительно созданные бригады занимались заготовкой сена, и к концу лета сотни скирд первоклассного сена радовали глаз.

На душе у крестьян было спокойно – зимовка скота обеспечена. Тысячи тонн силоса закладывались в бурты для обеспечения скота в зимнестойловый период. Механизаторы трудились на полях, выращивая зерновые… Спокойно, уверенно протекала крестьянская жизнь. Построили новую школу, детсад, в перспективе планировали построить стадион.

Урожаи получали небывалые, колхоз был миллионером. Рабочих рук для уборки не хватало, и тогда на помощь приезжали рабочие с заводов и студенты из Владивостока. Трудились ударно, и отдыхать умели. Когда я был депутатом краевого совета, многие, узнав, что я родом из Поповки, подходили, делились воспоминаниями о пребывании в колхозе «Приморье».

Многое можно вспоминать о былом, но не это главное – с болью смотрю я на поля своей родины в настоящее время. Необозримые луга с травостоем по пояс, заросшие бурьяном выше пояса поля кое-где засеяны зерновыми, соей, кукурузой. Крестьян обманули самым бессовестным образом. Считаю, преступный указ Ельцина разорил коллективные хозяйства. Разрушены фермы, животноводческие компании, народ остался без работы. Лозунг «Фермер нас накормит» оказался провальным.

Россию завалили импортным продовольствием, от которого болеют люди. Попытки создать какие-то аграрные объединения типа «Армада» высоких результатов не достигли, в подтверждение этому положение дел в с. Поповка. Кроме продовольственных потерь разрушена социально-психологическая общность людей, проживающих на селе. Образовалась буржуазия, которая скупила поле и отдает землю в аренду китайцам. Наши предки в гробу бы перевернулись, увидев, как китайцы нанимают наших людей работать на них, и это на территории России?!

Безработица породила алкоголизм, наркоманию, резко увеличилась смертность трудоспособного населения. Коррупция, бандитизм, круговая порука разрушают устои государства. Думаю, второй срок пребывания Ельцина Б.Н. на посту президента принес непоправимый урон государству.

Благодаря Путину В.В. страна встает с колен, но США и ее приспешники всеми способами пытаются помешать этому. Много проблем внутри государства, но, по-моему, надо резко поднять уровень развития сельского хозяйства. В Поповке в 60-70-е годы много построили домов, образовались новые улицы, и нужно было наращивать этот процесс.

Но грянула перестройка. Развал СССР нанес удар по всем системам социализма, породил межнациональные, межгосударственные войны.

Но я верю, что Россия выстоит в борьбе с недругами и, как было в истории всегда, выйдет победительницей. Никогда не забыть слова Александра Невского: «Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет. На том стояла и стоит русская земля!».

P.S. История всех рассудит, но очень бы хотелось, чтобы Горбачев и его приспешники были осуждены народом за развал СССР.

Анатолий Орлов,

с. Покровка, Октябрьский район.

От редакции

Не хотелось бы тексту читателя давать прямолинейных оценок. Наверное, как война была на всех одна, но для каждого разная, так и деревня, причем, деревня не только прошлого, но и настоящего. Все люди проживают разные жизни, имеют разные представления о ней, поэтому и разные воспоминания. В 50-60-е годы деревня была одна, в 70-80-е – другая, деревня доярки не та, что деревня механизатора, а у пастуха не та, что у председателя колхоза, тем более, депутата крайсовета. И места были разные, и трудности. Герои романов «деревенских» классиков советской литературы Василия Белова, Бориса Можаева, Василия Шукшина, Виктора Астафьева, Владимира Крупина живут в разное время, но такие проблемы с той же властью должны решать, что ныне живущим и в страшном сне не приснятся. Они знали, о чем писали.

Если современная молодежь еще может спросить у старших, какой была деревня, и получить разные ответы, то будущие поколения будут узнавать о ней только из написанного. И хорошо, если ум потомка будет пытлив, критичен. А если нет? Коммунисту, как и любому, впрочем, другому «агитчику» легко завербовать в свои ряды глупца или неуча. Невозможно того, кто видел все своими глазами, не обязательно даже живя в деревне, или человека будущего, прочитавшего о деревне не только воспоминания читателя. Горбачева поддержали миллионы людей, уставших от пустых прилавков магазинов, бесконечных очередей (ау! где вы, пекинские утки?), невиданной коррупции, блата, лжи. И мы бывали в колхозах. Не в «миллионерах», потому, видимо, и не помним того, о чем написал бывший депутат крайсовета. А вот пьянки крестьян и бардак колхозный, антисанитария в бараках, где студенты спали, как скоты, из памяти не изгладить. И когда к родственникам в деревню приезжали, видели, что их меньше всего интересовали колхозные успехи в надоях или молотьбе. Люди, как могли, решали самые обычные житейские проблемы, больше надеясь на то, что вырастет на собственной грядке. В деревню с удовольствием горожане ехали за красотой природы, тишиной, просторами. Если социалистическая деревня была так хороша, почему не хватало людей, чтобы убирать урожай даже в отсталых хозяйствах? От распрекрасной деревенской жизни люди бежали, потому что пресытились, экстриму не хватало? И откуда почти неизгладимая любовь горожан к собственным дачам? Люди предпочитали иметь свое с грядки, а не магазинную гниль.

Сельское хозяйство требовало преобразований. Давать людям свободу и одновременно требовать от горожан ездить собирать урожай – это абсурд. Дело не в указе Ельцина, дело в людях, их алчности, корыстолюбии, неумении распорядиться свободой, в том, что можно объединить одним словом – бескультурье. Вот о чем нужно думать.

Только что похоронили Валентина Распутина, одного из нравственников, как назвал их А. Солженицын (его «Матренин двор» тоже о деревне), советской деревенской литературы. Вот слова одного из героев Распутина «Прощания с Матерой»: «…Можно, конечно, и не задаваться этими вопросами, а жить, как живется, и плыть, как плывется, да ведь я на том замешен: знать, что почем и что для чего, самому докапываться до истины. На то ты и человек».

И по поводу того, «мешает» ли кто Путину, тоже есть разные мнения. Можно еще освежить в памяти, если читали, роман «1984» Джорджа Оруэлла. В нем тоже про то, в частности, как внешний враг мешал жителям светлое будущее строить.