Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 41 (969) от 11 октября 2011  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Последняя осень

Марина ЗАВАДСКАЯ

Форум «Антиселигер», прошедший в Подмосковье в июне этого года, произвел впечатление на многих, особенно на организаторов. Так что они решили организовать продолжение – уже в несколько ином формате.

И вот форум гражданских активистов «Последняя осень» прошел в подмосковном учебном центре «Менделеево» под Зеленоградом. Он продолжался с 30 сентября по 2 октября. Уже не в палатках (сентябрьская погода переменчива), а в помещении.

И название другое. Как сказала Евгения Чирикова (один из организаторов): «Мы отказались от броского и цепляющего названия «Антиселигер». В конце концов, воюем мы не с нашистским гитлерюгендом. «Дурной враг может подорвать репутацию». Да и цели наши стали более широкими».

«Последняя осень», если кто не помнит, название песни Юрия Шевчука.

Если оргчасть первого форума взяли на себя защитники Химкинского леса (и сам форум проходил в Химкинском лесу), то второй организовывали в основном ребята из «Солидарности», и главным в этом деле был Денис Билунов. Он рассказывает: «Учебный центр «Менделеево» был резервной альтернативой – и ее пришлось использовать, так как другие пансионаты нам отказали из соображений, так сказать, самоцензуры. Главное неудобство «Менделеево» – в не самой простой дороге: либо погрязшая в вечных пробках Ленинградка, либо пересадка в Зеленограде с электрички на автобус. Но с этим недостатком, как и с откровенно «советской» инфраструктурой, пришлось смириться, поскольку оперативно найти еще один вариант было уже почти невозможно».

За четыре дня форум посетило около полутора тысяч человек. Были и дискуссии, и культурная программа, и даже спорт: опять был тренинг от чемпиона мира по панкратиону среди профессионалов Павла Болоянгова. Не будем рассказывать обо всем, скажем только о главном.

«Последняя осень», помимо дискуссий, предложила и несколько проектов, то есть сделала шаг к практике:

• проект Общественного сетевого телевидения;

• проект за профессиональную армию, консультация призывников, блоги солдат-срочников;

• первый всероссийский экопортал;

• проект облачной демократии – универсальный портал для граждан, позволяющий организовывать людей и принимать решения путем самым демократичным: голосованием через Интеренет.

Центральным событием форума была дискуссия между Гарри Каспаровым, Алексеем Навальным и Борисом Немцовым о там, что делать 4 декабря – и делать ли что-нибудь. Участники дебатов представляли три варианта действий на выборах 4 декабря: игнорировать выборы, проголосовать за любую партию, кроме «Единой России» («вариант Навального»), и испортить бюллетени в знак протеста.

Первую позицию представлял Гарри Каспаров. Поскольку власть полностью контролирует выборы и может «нарисовать» любой результат, то поход на выборы становится бессмысленным, «надо выйти из этой системы и строить альтернативную реальность», – считает Каспаров. То есть следует пойти на избирательный участок и вычеркнуть себя из списков, регистрироваться на альтернативном демократическом интернет-портале и строить электронное гражданское общество. Когда власть полностью лишится поддержки граждан, она рухнет. Правда, Гарри Кимович не уточнил, сколько времени потребуется, чтобы оба этих события (полный переход граждан в виртуально-электронное гражданское общество и обрушение реальной власти) произошли.

Позиция Алексея Навального известна давно: голосовать за любую проходную партию как альтернативу «Единой России». Каспаров и Немцов говорили, что все партии, в том числе «системная оппозиция», контролируются Кремлем, а Навальный возражал, что «да, они трусливы, они сидят под столом, но им нужно помочь, потому что там тоже есть настоящие оппозиционеры». Тем более что других все равно нет, а если в результате выборов «системные» отберут у «Единой России» большинство в парламенте, ситуация изменится: «Нужно, чтобы «Единой России» пришлось постоянно договариваться, идти на компромиссы. Если они наберут меньше 60%, они не смогут больше вести себя так, как будто иной политической силы вообще не существует».

Борис Немцов, оговорившись, что его позиция не сильно отличается от позиции Каспарова, заявил, что выборы ничего не изменят, так как будут подтасованы. Он предложил не только голосовать против всех и портить бюллетени, но и выкладывать фото с ними в Интернет. «Если выяснится, что миллионы людей так себя поведут, то это – Триумфальная», – объяснил он. Оптимист, однако! Или романтик.

На вопрос Владимира Варфоломеева, ведущего, почему бы просто не голосовать за «Яблоко», вроде бы реально оппозиционную и демократическую партию, последовали горячие возражения Немцова, поскольку «Яблоко» сочинило доклад «Немцов. Итоги», и он «на ура» принят Кремлем. Навальный, который в «Яблоке» состоял и был из него исключен, сказал, что не считает возможным в данной ситуации высказаться о «Яблоке», и объяснил, почему вариант призывать голосовать конкретно за «Яблоко» или вообще не голосовать (вариант Немцова «портить бюллетени» сюда же относится) в нынешней ситуации невыигрышный: против призыва голосовать за любую партию, кроме «ЕР», возражать будет только «ЕР», против призыва голосовать за «Яблоко» будут возражать все остальные партии, а против призыва портить бюллетени или не ходить на выборы будут возражать все партии. Задача же – объединить граждан вокруг одной идеи. Идея «за любую, кроме «ЕР», наименее радикальна и действительно способна объединить многих.

Следует сказать, когда еще Немцов и компания пытались зарегистрировать свою партию «ПАРНАС», Навальный говорил: «Не знаю, зачем они это делают». То есть он не верил в положительный результат – и оказался прав. На «Последней осени» он «убил» Немцова вопросом: а если бы «ПАРНАС» зарегистрировали, вы бы тоже агитировали портить бюллетени? Немцов ответил многословно, но на самом деле не ответил.

На мой взгляд, позиция Навального – самая реалистичная и самая объединяющая. Может быть, потому, что он на партиях не зацикливается, а думает о гражданском обществе. Он и к оппозиции вполне реалистично относится. Он говорит, что не надо считать, что «мы здесь – самые крутые». «Надо помнить, что на свободных выборах мы, вполне вероятно, проиграем, – считает Навальный. – Нельзя говорить, что наши полтора внесистемных землекопа – это единственно верная оппозиция. Надо расширить круг своих сторонников. Если мы создадим единое политическое пространство, если мы все (и системные партии) выступим против «Единой России», – вот это будет верно».

Дискуссия длилась два часа в переполненном зале и закончилась голосованием. Слушатели проголосовали так: за позицию Каспарова – 67, за позицию Навального – 159, за позицию Немцова – 52 человека.

Евгения Чирикова, подводя итоги форума, написала в своем блоге очень интересное мнение (или впечатление) о том, что ее потрясло: «выступление гениального музыканта Михаила Аркадьева. Аркадьев играл на открытии форума Свиридова. Делал он это так, что я забыла о своей важной миссии открытия форума, вообще все слова забыла... Живая музыка придала вес и глубину, форум Послеосени приобрел сразу иное звучание. Что такое политика по сравнению с музыкой? Кто тиранил Австрию во времена Моцарта или Германию во времена Баха? Не помним... Путин умрет и о нем не вспомнят, а «Метель» Свиридова и «Время Вперед» будут слушать и через 200 лет».

Марина ЗАВАДСКАЯ


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100