Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 52 (928) от 28 декабря 2010  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Посиделки

Три ёлки

Ю. ФИЛАТОВ

ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО
Это было в конце декабря 1939 г. Утренник в детсаду № 16 Дзержинского района г. Ленинграда проводился в зале старшей группы. У них стояла наряженная новогодняя ёлка, и потому наша младшая группа поднялась к ним на второй этаж.

Какая это была красавица! Её украшали бумажные цепи, разноцветные флажки и картонные дирижабли. О них мы знали не меньше чем о самолётах.

Взрослые только и говорили о полетах на дирижаблях и самолётах в Арктику – туда, где всегда зима.

Старшая и средняя группа встретили нас приветливо (большинство из детсадовцев жили в одном доме), помогли разместиться на стульчиках и устроили для нас настоящий концерт. Они пели, читали стихи про Новый год, про ёлку и плясали. А потом к нам в гости пришёл, нет, не Дед Мороз, а в белом халате сам добрый доктор Айболит. Старшие его сразу узнали:

«Он под деревом сидит,
Добрый доктор Айболит,
Приходи к нему лечиться…»

Айболит поддержал свою репутацию доброго доктора и раздал всем подарки. После этого было просто стыдно бояться людей в белых халатах, которые приходят ставить уколы. Так состоялось моя первая встреча с этим чудесным праздником.

Вторая встреча

Следующей ёлкой, которую я с удовольствием вспоминаю, была первая школьная. Наступал победный 1945 г. О недавней блокаде напоминали только патрули моряков с автоматами и выцветающие светло-синие предупреждения на стенах домов: «Граждане! При обстреле эта сторона улицы наиболее опасна!» Их уже давно не обновляли.

Школа, в которую я сам записался, была начальной, четырёхклассной, занимала небольшой двухэтажный дом дореволюционной постройки, но считалась одной из лучших. Учительница нашего класса Антонина Ивановна Петрушина была награждена орденом Трудового Красного Знамени, а завуч Вера Ивановна Фомина – орденом Ленина. Педагогов-орденоносцев в то время на весь город было не больше трёх-четырёх десятков.

Потому и к школе отношение было особое. Во-первых, нам райком выделил ёлку (в смысле, дерево). Во-вторых, приехал контр-адмирал поздравить с праздником и пообещать скорой победы над фашистами.

Его дочь сидела со мной за одной партой. Потом четвёртые и третьи классы для нас, первоклассников, дали концерт. И, главное, после концерта все разошлись по классам, а там, на партах, нас ждали подарки. В них были три мятных пряника, три круглых печенюшки и целых шесть конфет-подушечек.

Но потом какой пир закатили для нас дома мамы! Пировали, по блокадной привычке, в нашей квартире. На столе были американская консервированная колбаса, картошка с тушёнкой, тоже американской, и помадки, сваренные из американского коричневого сахара. И, наша гордость, хлеб. Вместо иждивенческой, мы получили школьную месячную хлебную карточку – 300 граммов на талон. Чёрная тарелка репродуктора передавала весёлую музыку. Ночью взрослые отмечали наступивший 1945-й год. Но я уже крепко спал.

Мирный Новый год

Третья ёлка, которая хорошо запомнилась потому, что эта была первая общественная городская на площади. Они появились в 1947г. Площадь заполнил народ. Председатель горисполкома поздравил всех пришедших на площадь и оставшихся дома с Новым годом, духовой оркестр заиграл гимн, и вспыхнули огни ёлки. Естественно, всех поразила расцвеченная огнями лесная красавица. Правда, её ветки украшали лишь цветные флажки и какие-то картонные фигурки, то ли звери, то ли рыбы. Но главное, сияло множество электрических ламп, к свету которых мы ещё не совсем привыкли. Потом люди начали расходиться по домам к праздничному столу, а на улице даже с наступлением полуночи до рассвета не погасли фонари. Город праздновал Новый год.

Ю. ФИЛАТОВ


Другие статьи номера в рубрике Посиделки:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100