Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 38 (914) от 21 сентября 2010  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Защита прав

Урезали компенсацию медикам

Марина ЗАВАДСКАЯ

Во времена моей молодости, когда всех студенток мирных специальностей (как-то: журналисты, русисты, историки и прочие будущие педагоги) непременно обучали военной специальности медсестер, ходил такой анекдот:

Война. Раненый на поле боя: «Сестра!» Подползает медсестра: «Сейчас, милый, я тебя перевяжу!» – «А ты что заканчивала, сестричка: мед или пед?» – «Пед, милый!» Раненый в ужасе: «Ползи дальше!»

Войны не случилось – и слава Богу! А в мирной жизни раненый из анекдота оказался совершенно не прав: закончить пед и работать по специальности в Приморье оказалось выгоднее, чем закончить мед и также работать по специальности.

А виной всему тот самый 122-ФЗ, отменивший натуральные льготы. Зарплата что медработников, что педагогов, невелика, и до 122-ФЗ этим категориям граждан, работающим на селе (включая и поселки городского типа) в качестве компенсации предоставляли жилье бесплатно. То есть не платили они за тепло, свет и воду. А 122-ФЗ эту льготу отменил и обязал региональные власти предоставлять денежную компенсацию – но чтоб положение мед- и педработников не ухудшилось.

Наши депутаты, как и полагается, приняли по этому поводу закон – 206-КЗ. Но компенсацию назначили такую, что положение медиков, педагогов и прочих работников льготных категорий ухудшилось: компенсация оказалась слишком мала. В отличие от соседнего Хабаровского края, где деревенские специалисты даже не почувствовали разницы.

И тут пути медиков и педагогов разошлись. У педагогов оказался вменяемый и сильный профсоюз, который начал борьбу за права подопечных. Борьба увенчалась успехом: педагогам компенсацию переназначили. А медикам – нет.

То есть профсоюз медицинских работников говорит, что они боролись с помощью прокуратуры вплоть до Верховного суда, но – проиграли. Но прокуратура в этой борьбе просматривается, а профсоюз – только с его слов.

Впрочем, после того, как Верховный суд в 2005 году прокуратуре отказал, она потеряла к медикам всякий интерес. Например, наш знакомый начальник управления отдела по надзору за соблюдением федерального и краевого законодательства А.Ю. Елькин в 2008 году писал жалобщикам из Шкотовского района: «полномочиями по принятию нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления с 1 января 2005 года мер социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, наделены органы местного самоуправления, которые исходя из требований Федерального закона № 122-ФЗ обязаны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня социальной защиты указанной категории медицинских работник в жилищно-коммунальной сфере. С учетом указанных обстоятельств прокурору Шкотовского района поручено провести проверку в органах местного самоуправления по исполнению законодательства об обеспечении работников медицинских учреждений мерами социальной поддержки с учетом требований ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ».

А что прокурор Шкотовского района? А он говорит, что это должен делать субъект Федерации, то есть краевое Законодательное Собрание. А «органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан». Но – увы! – бюджет Шкотовского муниципального района – дотационный, так что дополнительных мер не ждите.

Уже в этом году упомянутый Елькин пишет: «Части 1, 3 статьи 14 Закона Приморского края от 29.12.2004 № 206-КЗ «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края» соответствует федеральному законодательству». Так что, как обычно, оснований для принятия мер прокурорского реагирования не установлено.

Как же соответствует, если в федеральном законе содержится требование не ухудшать условий?

А вот Уполномоченный по правам человека в Приморском крае В.Ш. Ушаков пишет иное: «Действительно, размер этой компенсации не во всех случаях соответствует реальным расходам граждан на оплату за жилье, отопление и освещение. По данному поводу Уполномоченным неоднократно направлялись заключения в Законодательное Собрание Приморского края о необходимости устранить нарушения прав граждан и внести изменения в Закон № 206-КЗ, но эти рекомендации не были реализованы».

А что депутаты ЗС? А им что? Их зарплата позволяет им и коммунальные услуги оплачивать, и пользоваться не только бесплатной медпомощью, но и за деньги лечиться. К тому же не в деревнях они живут.

Может быть, медикам Приморского края, проживающим в сельской местности и поселках городского типа, ущемленным в своих правах, обратиться с жалобой непосредственно в Конституционный Суд, подобно гражданке Н.В. Рыжковой? КС, конечно, признал в результате жалобу не подлежащей дальнейшему рассмотрению, поскольку ее вопрос – не в компетенции Конституционного Суда. Но КС признал, что отказ гражданке Рыжковой в разумной компенсации прежних льгот «подлежит пересмотру в установленном порядке». Может, хоть это подтолкнет наших местных вроде бы законодателей к исправлению своего, будем считать, недочета в 206-КЗ? А то скоро не только раненым на поле боя, но и вполне мирным жителям приморской глубинки придется лечиться у педагогов, которые во времена Застоя успели получить свидетельство о среднем медицинском образовании «медицинская сестра гражданской обороны».

Марина ЗАВАДСКАЯ


Другие статьи номера в рубрике Защита прав:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100