Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 11 (887) от 16 марта 2010  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Способы вырастить цены

Антон Седой по материалам эл. журнала «Экология и права человека»

Мы ждем откликов на эту статью – размышления от жителей Приморского края, от ТСЖ и управляющих компаний, от администраций городов и районов, и, конечно, от энергетиков – от всех. У кого болит душа за состояние наших энергетических мощностей, и от тех, кто платит и страдает от бесконечного повышения цен…

Каждый новый год радует нас подарком – ростом цен на коммунальные услуги. Даже если цены на энергоносители падают, на свет и тепло они все равно растут. Почему?

Немножко о свободной конкуренции

Вляпались мы в «рыночную экономику» и «свободную конкуренцию» и в энергетике. Намерения идеологов были благими: производители, свободно конкурируя друг с другом, качество сервиса повышают, цены – снижают. «Рынок всё расставит», помните? И про конкуренцию – тоже помните… Всё случилось наоборот.

Даже гении приватизации и рыночной экономики не могли сделать так, чтобы рядом с каждой приватизированной ТЭЦ выросло по две, три альтернативных, с линиями электропередач и теплосетями, чтобы потребитель имел и право и возможность выбирать наиболее устраивающую его эффективную энергию.

«Дайте мне хоть метр сети…»

Монополист ТЭЦ является одним юридическим лицом, тепловые сети – другим юридическим лицом, электросети – третьим юридическим лицом. Этих юридических лиц может быть намного больше – например, по одному на каждый километр (или метр?) теплосети или линии электропередач. И все эти независимые юридические лица продают друг другу по цепочке тепловую либо электричнескую энергию с соответствующей торговой накруткой!

Платим мы! А они просто гонят тепло и электричество по старым советским тепло- и электросетям тем же самым прежним советским клиентам. (Заметьте, что все эти разные юридические лица, как правило, принадлежат одному и тому же физическому лицу. В Перми, например, это миллиардер Вексельберг, а кто в Приморье?)

Ура – «независимой экспертизе»!

Но торговая накрутка на цену энергии – еще далеко не все. То, как образуется данная цена, – намного интереснее.

По законам РФ, предприятие, продающее электроэнергию и тепло, не может свободно назначить рыночную цену на свои услуги – цена высчитывается в соответствии с понесенными затратами и потерями. То есть предприятие заявляет в РЭК (Региональную энергетическую комиссию): я планирую… крышу поменять, сети обновить, оклад работникам повысить и т.д. Кроме затрат есть и потери (когда провод нагревается – потери электроэнергии, когда труба греется от горячей воды – потери тепла). Цена, естественно, назначается так, чтобы всё это покрыть. Значит, предприятию выгодно, чтобы затрат и потерь значилось побольше.

Чтобы продавцы энергии не приписывали лишнего по отдельным статьям, в том числе по потерям и ремонтам (эта статья для отмывания денег самая вкусная), расходы проверяются независимой экспертизой.

Что означает «независимая»? Она: а) делается коммерческой конторой; б) за деньги заказчика, то есть, самого предприятия – продавца энергии (даже не РЭК); в) такса за проверку (и это очень важно!) не фиксирована!

Лицензии на право проведения подобных экспертиз ранее выдавалась Энергонадзором бесплатно (официально бесплатно), затем – созданным при Министерстве энергетики МАЭНом (Межрегиональной ассоциацией энергосбережения и нормирования) официально за 100 тыс. рэ (неофициально дороже). Сейчас в полном соответствии с доктриной монетаризма, невидимая рука рынка с начала 90-х «выбирает» организации, достойные проводить экспертизы, – безо всякой помощи государства.

Как выглядит процедура выбора? Очень просто. Для получения права на занятия экспертной деятельностью организация либо физическое лицо должно вступить в так называемое СРО (Саморегулируемое Общество, не менее чем из 25 лиц (физических или юридических – всё равно).

От этих лиц не требуется никаких дипломов и прочих документов, подтверждающих квалификацию. Единственное, что необходимо – внести в кассу общества взносы (страховой, вступительный, ежегодный, ежемесячный) на сумму примерно 500 тыс. рублей. Подразумевается, что из этой кассы общество будет гасить ущерб от некачественно проведенных экспертиз. Ни от жуликов, ни от неумёх эти экспертизы не гарантируют. И никто не мешает экспертам-жуликам после исторжения из одного СРО тотчас вступить в другое СРО.

Работает СРО чаще всего по принципу «чего изволите?» Например, приходит представитель предприятия: «У нас тут большие потери, надо обосновать». (Допустим, потери электроэнергии 10%». Эксперт: «Это будет стоить 150 тысяч». И т.д. «У нас 20% потерь». Эксперт: «Это уже много, будет стоить дороже, 300 тысяч, нужно всем заплатить…»).

Для справки: некрупное предприятие получает за год 100 млн. рублей (крупные сети ворочают миллиардами). Если эксперт накрутил 10% липовых потерь, то оно могло бы получить 10 млн, а получит 20. То есть «лишние» 10 млн за 300 тысяч рэ. Поэтому у экспертов никогда не будет проблем с деньгами, а у потребителей энергии – проблемы будут.

Гонорары, выплаченные экспертам, входят в счет издержек и закладываются в тариф. Так что нас, уважаемые потребители энергии, не только финансово «имеют», но еще и финансово «имеют» за наш же счет.

Счетчик против энергетика

Думаете, цена коммунальных услуг определяется тарифом стоимости каждой поступившей гигакалории. Нет! Она ещё определяется и нормативами, в соответствии с которыми высчитывается количество гигакалорий, пошедших (или якобы пошедших) на отопление дома.

Впрочем, как известно, честность и эффективный менедж-мент – вещи несовместные.

В Перми, к примеру, представители компаний-продавцов энергии и представители горадминистрации 2009 г. заказали экспертам так рассчитать нормативы, чтобы количество гигакалорий, якобы идущих на разогрев каждого квадратного метра, увеличилось вдвое (естественно, вдвое увеличиться должно было не реальное количество горячей воды в домах, а цифирка в расчетах, по которой продавцы энергии хотели получать деньги за эту «воду»). А как с этим в Приморье?

Здесь возмутились ТСЖ, подняли скандал, публично задали неудобные вопросы горадминистрации и экспертам о повышении нормативов потребления, об отказе сравнения со счетчиками, по которым потребление значительно ниже норматива. После бурного скандала норматив был понижен.

Призрак Саяно-Шушенской ГЭС

Рост прибыли ныне зависит не от инженеров, уменьшающих реальные потери, а от экономистов и юристов, обосновывающих потери липовые (которые просто укладываются в рост тарифа). И инженеров… сокращают. Техники увольняются сами из-за низкой зарплаты. Сил ликвидировать все утечки, пресечь несанкционированные врезки и вообще обеспечить не замедление агонии теплосети, а нормальное её существование у инженеров и техников, естественно, нет. Слишком мало их осталось.

Похоже, менеджеров это совершенно не волнует. Ибо у «эффективных» менеджеров, что бы с ТЭЦ ни случилось, всё будет в порядке: ведь при аварии или катастрофе останутся отчеты, что все работало нормально, значит, виноваты будут не они, а стрелочники, т.е. инженеры, которые эти отчеты писали (а попробовали бы инженеры написать, что не все в порядке – их уволили бы сразу!). Парадокс, знакомый всем энергетикам.

Да здравствует всеобщая Саяно-Шушенская ГЭС, наше светлое менеджерское завтра!

Антон Седой по материалам эл. журнала «Экология и права человека»


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100