Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 4 (880) от 26 января 2010  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Коррупция – это рак совести

Инна Василевская (igolkin)

«Коррупция в какой-то форме есть и в цивилизованных странах. Но это отклонения от нормы. А у нас сейчас – норма. Если преступность становится нормой, с ней эффективно бороться нельзя. Значит, допущен системный сбой в нашей власти, потому и сформировалась эта норма. По крайней мере, в огромном слое политической и экономической элиты, когда взятка стала не только средством разрешения вопросов, но и вообще образом жизни. Сегодня многие чиновники покупают места.

Тарифы должностей не раз публиковались, в том числе и в «Комсомолке». Они знают, что «отобьют» свои деньги. И заранее идут на эти места воровать. А не защищать наши и государственные интересы. Коллеги рассказали: в одном из районов, чтобы человека назначить в антикоррупционный комитет при администрации, ему предложили занести 50 тысяч долларов! Понимаете, мы дошли уже до точки.

– Смахивает на анекдот. Но этому веришь. По оценкам международной организации Transparency International, ежегодный объем коррупционного рынка в РФ достигает $300 миллиардов!

– Мои много знающие коллеги называют 400. Меня, правда, раскритиковали, когда огласил это на пленарном заседании. Но даже 300 млрд – с каждого россиянина по две с лишним тысячи долларов в карман чиновников уходит каждый год. Это ж чистое обворовывание народа!»

Из интервью депутата Госдумы Геннадия Гудкова «КП».

МИНИСТР ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЧИХАЕТ НА ЗДОРОВЬЕ

В канун новогодних праздников правительство внесло в Госдуму законопроект «Об обращении лекарственных средств», который министра здравоохранения и соцразвития Татьяна Голикова активно продвигала в течение всего 2009 года.

Этому предшествовало обсуждение документа в Белом Доме 17 декабря, которое проходило в закрытом режиме. Как объясняли осведомленные источники, такой режим был связан с наличием большого количества претензий экспертов к новому законопроекту, а также подозрениями в его высокой коррупционногенности.

Что же за мину замедленного действия приготовила для дорогих россиян в наступившем году глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова?

Начать с того, что законопроект «Об обращении лекарственных средств», по мысли руководства профильного министерства, должен заменить действующий с 1998 г. федеральный закон «О лекарственных средствах». Законопроект Голиковой предусматривает изменение регулирования всех этапов обращения лекарств – от разработки препарата до проверки безопасности его применения.

Если по действующему закону регистрация и экспертиза лекарственных средств проходит в Росздравнадзоре, который формально является независимой от министерства инстанцией, то нововведение предусматривает создание нового федерального госучреждения с функцией контроля за экспертизой лекарств.

Однако по мысли разработчиков нового законопроекта, поддержанных министром Голиковой, это новое учреждение в отличие от Росздравнадзора должно входить в систему Минздрав-соцразвития и зависеть от распоряжений его руководства.

Кстати сказать, такая монополия противоречит и общепринятым мировым правилам. В зарубежной практике здравоохранения принято разделять разрешительно-контрольные функции в сфере фармацевтики, проведение аукционов и организацию эффективной медпомощи населению. Такое разделение полномочий в медицинской отрасли противодействует коррупции и служит гарантией от монополизации рынка лекарственных средств, которая ведет к необоснованному росту цен.

Однако руководство российского Минздравсоцразвития решило иначе.

Чем предложенные в новом законопроекте изменения чреваты для фармацевтической отрасли, а в конечном счете и для всех потребителей лекарств, можно судить по схожим инициативам министра Голиковой, которые уже обрели скандальную известность. Например, по инициативе Минздравсоцразвития нашим ответом свиному, птичьему и прочим разновидностям гриппа был признан препарат «Арбидол». И хотя этот препарат на самом деле является лишь общеукрепляющим средством, а не вакциной, на его приобретение было решено направить существенную долю отраслевого бюджета.

Скандальность ситуации в том, что основным производителем «Арбидола», а значит, и получателем бюджетных инвестиций, является компания «Фармстандарт», возглавляемая давним другом семьи Голиковой-Христенко – Виктором Харитоновым. Та же история – с живой гриппозной вакциной (ЖГВ), закупки которой по осени щедро финансировались Минздравсоцразвития, несмотря на предупреждения вирусологов и иммунологов о серьезных побочных эффектах этого препарата. Возможно, это и чистая случайность, но основным производителем ЖГВ, а значит, и удачливым бюджетополучателем стал производитель иммунологических препаратов ФГУП НПО «Микроген», который возглавляет женатый на сестре супруги Харитонова бизнесмен Лев Григорьев. Такой вот семейный подряд.

Другие фармпроизводители не раз замечали, что процесс госзакупки лекарственных средств нынче превратился в череду сплошных преференций для компаний, близких к министерской паре Голиковой-Христенко. При этом предпочтения избранным участникам рынка зачастую отдаются в обход тендеров, что нарушает законы о госзакупке лекарств и конкуренции.

В случае же успеха законопроекта «Об обращении лекарственных средств» под монополизацию министерского тандема подпадало бы не только производство лекарств, но и их экспертиза с регистрацией.

Словом, продвигая новый законопроект, Минздравсоцразвития претендовало на то, чтобы единолично и регистрировать лекарства, и формировать списки ДЛО (программы дополнительного лекарственного обеспечения), и проводить аукционы по закупке лекарственных препаратов. В общем, такой комплексный подход к лекарственному бизнесу.

В случае принятия закона фармацевтические компании, подконтрольные министерской семье, получили бы полную монополию на многомиллиардные бюджетные потоки, которые государство направляет на закупку лекарств. Какие откаты в этом процессе оседают в карманах ключевых чиновников, остается только догадываться.

С резкой критикой законопроекта «Об обращении лекарственных средств» выступила и Ассоциация организаций по клиническим исследованиям. Специалистов возмутила идея искусственного отделения экспертизы от процесса регистрации лекарственных препаратов. В соответствии с проектом нового закона, контрольные функции государства сводятся к выдаче регистрационного удостоверения, а качественная оценка препарата переходит в ведение некоего нового федерального автономного учреждения.

По такой схеме государство уже не будет нести ответственность за рынок небезопасных и неэффективных лекарств.

Вместе с этим ликвидируется и обязательная регистрация субстанций, из которых изготавливаются лекарства. Если сегодня Росздравнадзор обязан составлять рейтинги фармпроизводителей по качеству производимой продукции, то по новому закону эта функция будет фактически отменена. А ведь только в 2009 г. надзорное ведомство выявило несколько десятков серий фальсифицированных фармацевтических субстанций.

Такой список выставлен на сайте Росздравнадзора, что позволяет аптечным системам избегать закупок некачественных препаратов. Так, один из самых популярных лекарственных препаратов – «Парацетамол» китайского производства, главным поставщиком которого на российский рынок является уже упомянутая компания «Фармстандарт», признан некачественным лекарством, применение которого чревато серьезными угрозами здоровью.

С легкостью отметая все возражения оппонентов нового законопроекта, министр Татьяна Голикова уверяла, что продвигаемый ею регулирующий документ будет способствовать эффективному контролированию цен на лекарственные препараты.

Кстати, перед новогодними праздниками председатель формулярного комитета РАМН академик Андрей Воробьев направил в адрес президента РФ Дмитрия Медведева и премьера Владимира Путина письма, в которых выразил тревогу по поводу того, что в новом законопроекте министра Голиковой исключены из списка ЖВНЛС целых 150 наименований лекарственных препаратов, необходимых для лечения онкологических заболеваний, астмы, диабета, туберкулеза и других серьезных недугов.

А в опубликованном в декабре 2009 г. заявлении Всероссийского Союза общественных объединений пациентов напрямую говорится о коррупционногенности законопроекта Голиковой:

«Проект закона с избытком описывает вопросы регулирования – самые коррупционноемкие и создает почти безграничные условия для коррупции – и не решает вопросы бесплатного и льготного обеспечения, что является очевидным его недостатком. Данный проект снимает ответственность с органов государственной власти за качество регистрируемых препаратов, оставляя за ними лишь выдачу регистрационного удостоверения и ведение государственного реестра лекарственных препаратов. Механизм принятия решения о регистрации ЛС на основе заключения эксперта крайне удобен для коррупционеров».

Выдержит ли депутатский барьер крепчающий натиск лоббистских усилий со стороны семейно-министерского дуумвирата?

Инна Василевская (igolkin)


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100