Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 28 (852) от 15 июля 2009  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

С кем вы, Дмитрий Анатольевич?

Кирилл КАБАНОВ

ЕСЛИ ГОСУДАРСТВО НЕ СОЗДАЕТ ЧИНОВНИКАМ ГАРАНТИЙ, ОНИ СОЗДАЮТ ИХ СЕБЕ САМИ
Кирилл Викторович, так ли необходимо принятие «антикоррупционных» поправок, неужели действующего законодательства недостаточно для борьбы с коррупцией?


Кирилл КАБАНОВ
Председатель Национального
антикоррупционного комитета России
– Необходимость принятия так называемого «антикоррупционного пакета» (поправок к ряду законов на тему коррупции) обосновывалось двумя обстоятельствами: первое – Россия взяла на себя международные обязательства, ратифицировав ряд конвенций (Конвенцию ООН «О противодействии коррупции» и Конвенцию Евросоюза «Об уголовной ответственности за коррупцию»). Кроме того, Россия на заседании «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге подписала декларацию о борьбе с клептократией, то есть о коррупции в высших эшелонах власти. Там прописаны определенные юридические механизмы, но до настоящего времени у нас даже не было четкого определения самого понятия коррупции. В российском законодательстве коррупции как явления не существовало. Был только термин «взяточничество», что гораздо уже, нежели коррупция. Это первое.

Второе обстоятельство – «антикоррупционный пакет» необходим прежде всего для того, чтобы ввести понятие коррупции. Однако по нашей оценке то определение, которое предлагается в законопроекте, неадекватно существующей проблеме. Оно перечисляет ряд преступлений, но не раскрывает саму суть коррупции. Развернутое понятие коррупции дано в Конвенции ООН, но в наш законопроект оно не перенесено.

И хотя в проекте очень много разумного, он пока еще очень сырой. Его необходимо дорабатывать...

Недавно в Торгово-промышленной палате мы обсуждали вопрос, почему Россия не ратифицировала статью 20 Конвенции ООН (о незаконном обогащении)? Представители администрации президента заявили, что эта статья не для России. Но тогда как мы можем говорить о конфискации имущества? Ведь в этом случае конфисковать можно будет только предмет взятки, т.е. только собственно коррупционный предмет, а не то, что приобретено в результате коррупционной деятельности.

Еще одна проблема – в проекте недостаточно подробно раскрыт конфликт интересов. Тот механизм противодействия конфликту интересов, который в нем заложен, сам по себе может порождать коррупционные практики...

Мы видим множество примеров, когда лоббируются интересы высшей (или как ее еще называют «беловоротничковой») коррупции. Ведь именно она представляет наибольшую опасность.

Например, проектом Федерального Закона «О противодействии коррупции» комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, предоставляется право разрешать гражданам, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, в течение двух лет после увольнения работать в коммерческих и некоммерческих организациях, «если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные обязанности государственного или муниципального служащего». Такое правило позволяет обойти запрет на замещение определенных должностей, и соответственно не позволяет предотвращать конфликт интересов. Более того, без должного контроля это право может быть реализовано коррупционными методами.

А ведь таких чиновников можно пересчитать по пальцам, назвать всех пофамильно и указать, кто и чьи интересы защищает. Кроме этого, до сих пор нет определенности и по кругу родственников для служащих в государственных структурах. Не могут определиться, как быть с подарками, получаемыми чиновниками. Ну не имеют права госслужащие принимать подарки! Никакие! Это должно быть однозначно запрещено. Если подарки дарятся на межправительственном уровне, то они сдаются и продаются на аукционах. Не может быть подарков чиновникам ни за три тысячи рублей, ни за три копейки. Это во всех странах является безусловным правилом. Почему у нас его нельзя ввести?

Мотивировать человека для нормальной работы на госслужбе должны не подарки, а прозрачная система гарантий и социальных преимуществ. Например, чиновник, начиная работать, сразу должен получать государственное жилье, а через 15 лет безупречной службы это жилье может стать его собственностью. Или – у чиновника хорошая зарплата. Это само собой, но если работа связана с риском, то его дети могут получить бесплатное образование. Дальше – чиновник после окончания службы может получить приличную страховку (скажем, 5000 минимальных окладов). Само собой, должна быть и нормальная пенсия. Всё это будет намного дешевле, чем платить за коррупцию, но при одном главном условии: железные гарантии. Современному же чиновнику кроме тюрьмы ничего не гарантировано.

И президент, и премьер говорят, что нехорошо уводить деньги из страны, что этот процесс надо контролировать… А кто будет контролировать? Коррумпированные чиновники? Так они же первые и будут деньги уводить. В условиях, когда государство не создает чиновникам гарантий их работы, они создают их себе сами.

И все-таки самое страшное, если все эти разговоры о борьбе с коррупцией останутся только разговорами и окончательно уничтожат у людей веру в нормальное государство. Люди еще раз убедятся: государство – отдельно, а мы – отдельно. Каждый сам по себе.

Сегодня на одной радиостанции мы задали слушателям вопрос: чувствуют ли они себя защищенными? 98 процентов сказали: «Нет». Вот – результат. Еще мы спросили, что люди будут делать в случае опасности? Ответ был однозначный: «Будем защищать себя сами». Что это, как не предвестие гражданской войны? Ситуация распада. Что-то делать надо именно сейчас.

– Так что же?

Всякий закон (в том числе, о коррупции) есть правило общежития. Он работает только тогда, когда общество готово его поддерживать и защищать. Не только свои личные интересы, но и интересы общие (а закон – это общий интерес). Задача государства – организовать защиту общих интересов. Государство же, которое представляет собой систему частных бизнесов и отдельных чиновников, сделать этого не может. Такое «государство» есть всего лишь инструмент защиты частных интересов госслужащих (прежде всего высших), и оно будет уничтожать всех, кто этому мешает. Обвинять всех, кто мешает в «измене Родине», в «угрозе национальной безопасности», в «шпионаже» и т.д.

Ключевой вопрос вот в чем: понимает ли это Дмитрий Анатольевич Медведев? И если понимает, то собирается ли что-то делать? Если собирается, то есть ли у него план (не тот план, о котором ритуально вещают с трибун, а реальный план по реальным проблемам)? Если есть, то тогда можно на что-то надеяться. Если нет, то тогда дело плохо. Причем если он рассчитывает что-то сделать со старой командой, чуть-чуть ее обновив, то вероятность успеха, мягко говоря, невысока.

Вот, собственно, и всё.

Наша система построена таким образом, что в ней все зависит от одного единственного человека. Хорошо это или плохо – не знаю. Но пока это так. Я не хотел бы говорить о президенте Медведеве. Мне кажется, надо видеть живого человека – Дмитрия Медведева, который оказался в ситуации нравственного выбора между добром и злом, между настрадавшимся обществом и силовой системой, где правят циничные «олигархи в погонах и чиновничьих регалиях». Не он первый, кто стоит перед подобным выбором. Можно вспомнить императора Александра II, или трижды американского президента Теодора Рузвельта. Они реально встали на сторону общества, а не «олигархов». Про Александра трудно сказать, победил ли он, но Рузвельт точно победил.

Уверен, что перемены к лучшему в России возможны. Все зависит от того, чью сторону выберет Дмитрий Анатольевич.

Реально, а не ритуально.

Кирилл КАБАНОВ, (в сокращении).

http://www.specletter.com


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100