Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 21 (845) от 27 мая 2009  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Нас сочли экстремистами

Александр Рыбин

Во время саммита Россия – ЕС в Хабаровске задержали четверых владивостокцев

Четверо жителей Владивостока Елена Калинина, Василий Авилов, Олеся Трошкина и автор этих строк выехали в Хабаровск из Владивостока 21 мая вечером. Трое моих попутчиков неоднократно участвовали в акциях движения «Товарищества инициативных граждан России» (ТИГР), люди с активной жизненной позицией. Они хотели передать Виктору Ишаеву обращение по поводу нарушения конституционного права на свободу собрания во Владивостоке и коррупции в Приморском крае, а также надеялись встретиться с журналистами, чтобы рассказать об экономических бедах Приморья. Лично я ехал, чтобы, возможно, попасть на мероприятия саммита ЕС – Россия. Возможно – потому что предварительно аккредитацию на саммит я не сделал, но надеялся, что ее удастся получить уже в ходе его. Напомню, саммит проходил в Хабаровске 21-22 мая. Главные мероприятия намечались как раз на 22 мая.

В Хабаровск приехали рано утром 22 мая. Первым делом направились к зданию, где расположен аппарат полномочного представителя Президента РФ в ДВФО. Нас там не приняли. Сказали, что «понимаете, саммит, дела, приезжайте как-нибудь потом». Вот интересно, каким боком сотрудники полпредства участвовали в саммите? Кому они там нужны? Воду в бутылках, что ли, расставляли? Зато у полпредства мы встретились с журналистами телеканала Рен-ТВ. Они подсказали нам, как быстрее добраться до пресс-центра саммита, и поехали в туда вместе с нами. Пресс-центр располагался в Театре музыкальной комедии. Пространство перед театром походило на заповедник сотрудников в штатском. Несколько милиционеров в форме поглядывали по сторонам. И много сотрудников в штатском ходили туда-сюда, шипя рациями. Сотрудники Федеральной службы охраны вполне интеллигентно мне объяснили, у кого узнать по поводу аккредитации. Милые девушки в пресс-центре объяснили, что аккредитацию мне сделать уже не удастся – поздно. Было часов 11 утра. Хотелось есть, и мы всей владивостокской компанией отправились обедать. Но отошли недалеко. На противоположной от Театра музыкальной комедии стороне улицы Карла Маркса к нам подошли товарищи в штатском. Показали удостоверения оперативных сотрудников Главного управления МВД по ДВФО (ГУ МВД по ДВФО) и попросили меня и Василия Авилова пройти к белой «Газели». В «Газели» обыскали мой рюкзак и сумку Василия, проверили документы. Затем сказали, что нам придется проехать недалеко. Я спросил, зачем нам куда-то ехать, если ничего противозаконного у нас нет, и личности наши выяснены. «Так надо», – ответил один из оперативников и добавил своему коллеге: «Петрович их уже ждет». Под «Петровичем», видимо, имелся ввиду Петр Петрович Нехорошков, начальник Центра по противодействию экстремизму ГУ МВД по ДВФО.

Патриотично, на «Жигулях» меня и Василия доставили в Главное управление МВД по ДВФО. Там нас встретил мужчина средних лет с легкой залысиной. Он представился как Алексей Сергеевич Егоров, сотрудник Центра по противодействию экстремизму ГУ МВД по ДВФО, майор милиции – документов, однако, не показывал. Алексей Сергеевич провел нас в помещение, похожее на комнату для допросов. Там уже томились двое хабаровчан: нацбол Евгений Волужев и марксист, так он представился, Кирилл. Двое хабаровчан имеют взгляды иные, чем у «Единой России», видимо, за это и попали в число так называемых экстремистов. Их взяли для профилактики – незачем так называемым экстремистам болтаться по городу, когда по городу Д. Медведев со своими европейскими друзьями шляется или ездит. Евгения в управлении держали уже второй день – его оперативники забрали из дома. Кирилл, догадываясь о возможном задержании, выключил мобильный телефон и дверь незнакомым не открывал. Но когда 22 мая поехал на автобусе в другой район Хабаровска, включил мобильный, позвонил знакомым, то его сняли с автобуса оперативники уже на следующей остановке. «Вот я баран, зачем мобильник включал», – сетовал Кирилл. Оперативники Центра по противодействию экстремизму любезно предложили нам чай. Вещи мне и Василию не вернули. Их в соседнем кабинете осматривали сотрудники, вероятно, ФСБ, вероятно, приехавшие из Москвы. По крайней мере, «командовали парадом» именно эти сотрудники, они указывали Алексею Сергеевичу, что и как, главным среди этих сотрудников был мужчина средних лет, похожий на психиатра. В соседнем кабинете стояли два ноутбука и другая компьютерная абракадабра. На специальном сканере у всех доставленных снимали отпечатки пальцев, фотографировали. У сотрудника, тучного мужчины, снимавшего отпечатки пальцев, периодически орал мобильник голосом гастарбайтера Равшана из «Нашей Russia»: «Насальника мана!». «Насальника мана» говорил кому-то там, на другом конце, что данные на доставленных сейчас уже отправит, или еще какую-нибудь важную для него чепуху. Сотрудник, похожий на психиатра, спокойным и интеллигентным тоном расспрашивал у меня про Владивосток. Часто приходилось его огорчать ответом «не знаю».

– У вас в городе, говорят, сильна организация ТИГР? – спросил сотрудник, похожий на психиатра.

– Не знаю.

– А кого из оппозиционных активистов во Владивостоке знаете?

– Не знаю никого.

Сотрудник быстро соскучился и отстал. Подобные интеллигентные сотрудники, как показывает российская действительность, разговаривают с вами спокойно, а потом фабрикуют на вас уголовные дела по статье 282 (экстремизм). Так что лучше, беседуя с подобными сотрудниками, ничего не знать.

Почти все вещи из моего рюкзака оперативники разложили на столе и внимательно осматривали. Единственное, что не достали из моего рюкзака – пачку презервативов. Постеснялись, что ли. Но вообще-то не увидев пачку презервативов на столе, я сначала подумал: «Гады, стибрили», – потом, когда вещи вернули, пачка нашлась. Зато без каких-либо стеснений оперативники почитывали мой личный дневник и переписывали телефонные номера, «вбитые» в память моего мобильника.

Алексей Сергеевич расспрашивал у меня, зачем я и мои владивостокские попутчики собираемся разбросать листовки антиправительственного содержания перед пресс-центром саммита. Я пытался оправдаться, что не за тем ехали из Владивостока. Но Алексей Сергеевич был уверен в своей точке зрения.

Спустя, наверное, часа два в управление доставили и Олесю Трошкину с Еленой Калининой. С ними беседовали местные хабаровские оперативники. Как признались потом девушки, оперативники звали в ресторан и соглашались, что что-то прогнило в царстве Медведево-Путинском.

Кстати, о личной жизни сотрудников Главного управления. С этим у них, видать, беда. Как рассказала работающая в Главном управлении женщина по имени Людмила, в ее отделе из всех женщин только одна она замужем, у остальных проблемы на личном фронте. Может, стоило бы вместо «борьбы с экстремизмом» серьезно заняться собственной личной жизнью, товарищи оперативники? Это к слову.

Когда меня и Василия опросили, оперативники позволили нам вернуться в помещение, похожее на комнату для допросов, и мирно там пить чай.

Алексей Сергеевич и мы, доставленные, ждали, когда же уже Президент Медведев и его европейские друзья уедут из Хабаровска. Из обрывочных фраз оперативников стало понятно, что нас держат в здании ГУ МВД по ДВФО только затем, чтобы Президент Медведев и его европейские друзья спокойно шлялись и ездили по Хабаровску, беседовали между собой и отвечали на вопросы журналистов.

В 16 часов началась итоговая пресс-конференция Президента РФ и его европейских друзей. К этому времени в управление доставили еще троих молодых людей. Один из них фотографировал цветы возле пресс-центра. Оперативники не оценили тягу молодого человека к ботанике и посчитали так называемым экстремистом.

После 17 часов мы услышали, как ревут милицейские сирены и громкоговоритель сообщает автолюбителям, чтобы они освободили дорогу для колонны. Ну, слава Богу, наш дорогой Президент убирался из Хабаровска. Собрались и московские сотрудники ФСБ. Сложили компьютерную абракадабру в чемодан и покинули управление. Алексей Сергеевич сказал, что всех доставленных отпустят через час. Более того, нас развезут, куда нам нужно. Вот это сервис!

Через час нас и правда отпустили, то есть во имя спокойствия слуги народа Д. Медведева нас задержали в здании ГУ МВД по ДФВО почти на 7 часов.

Сначала отвезли девушек к Театру музыкальной комедии. Потом и меня с Василием. Пока ехали, молодой оперативник заметил: «Ну мы же с вами гуманно обошлись». Конечно, гуманно – не били, ток через череп не пропускали, за руки под потолком не подвешивали. Врать не буду.

Хабаровск мы покинули спокойно, без каких-либо препон со стороны сотрудников правоохранительных органов.

Да будет свято спокойствие Президента Медведева!

Даешь Президенту второй срок пожизненный!

Александр Рыбин, Хабаровск - Владивосток.


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100