Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 33 (804) от 13 августа 2008  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Защита прав

«Мы живем как в аду!»

Антон Седой

Хвастливая гигантомания технократов и власти бьет по людям и экологии Приморья. Жители становятся жертвами политико-технической олигархии. А цель её - отнюдь не сохранение народа, как определил главнейшую насущнейшую заботу власти Александр Солженицын.

«Жаловаться на бардак откровенно боимся»

Юля – мамочка молодая, дочке всего полгода. А в Козьмино жарко, пыльно, дитю вода требуется постоянно. У колодца-то с грязной водой она и горюет: «Нашей дочке полгода, и все это время живем как в аду. В поселке ежедневно пыль до небес, грязь, дороги запружены машинами! А у нас и тротуаров-то нет! Сходить в магазин с коляской по трассе невозможно. В выходные мужу приходится вместо отдыха латать трескающиеся стены - дом наш у дороги, самосвал проедет мимо - посуда звенит. А движение огромных машин ни на минуту не останавливается, живем под вечную “музыку”. Жаловаться на бардак откровенно боимся - все понимают, что строители здесь главные. Вон, даже у рыбаков пирс отобрали...»

Гигантомания

Как известно, нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий Океан», который строит «Транснефть», будет пропускать за границу 80 млн. тонн нефти в год. Первый этап - строительство нефтеналивного терминала в бухте Козьмино - здесь нефть будут перегружать из железнодорожных цистерн в танкеры.

Козьмино как-то тихо и счастливо избежал общественных слушаний, в отличие от Перевозной. Ныне, когда экологи заговорили о Козьмино и экологических проблемах, «Транснефть» ответила уверенно: сейчас мы обсуждаем проблемы и проводим слушания по проекту «ВСТО-2». А Козьмино строится в рамках проекта ВСТО-1. И все разговоры о Козьмино на этом и кончились. Опоздали, товарищи!

А планы у строителей велики… Тендер на выполнение работ по ВСТО-1 «СпецМорНефтеПорт…» выиграла «КОРПОРАЦИЯ ИНЖТРАНССТРОЙ». Послужной список, которым можно похвалиться: Сахалин-11, Усть-Луга, балтийский Приморск, печально знаменитая автодорога Чита-Забайкальск, якобы несколько лет назад торжественно открытая Путиным, причалы Туапсе и т.д. и т.п. … Гендиректор так и сыплет цифрами: 80 технических сооружений, 300 тысяч кубометров земляных работ, 140 тысяч кубов дноуглубления, более 8000 труб более метра диаметром, новый бетонный завод и т.д. и т.п.

Работы идут полным ходом - торопятся: вырублены просеки, ведутся земляные работы, устраиваются подходы к стройплощадке, организуется территория нефтяного комплекса, водолазы обследуют акваторию….

А попутно – загрязняется теплое море и воздух, гибнут леса и краснокнижные животные и растения, на берег выбрасываются киты…

Технократический подход,

несколько спавший в последние десятилетия прошлого века, быстро набирает былую уверенность: нужно - и реки повернем вспять! А тут – скорей втридорога нефть сплавить восточным соседям, а европейцам показать, что торговать нефтью Россия может и в другую сторону, и в очередь к крану выстроятся восточные соседи…

Только мир за эти десятилетия прозрел и стал меняться: поняли другие страны (не мы!), что планета у нас одна единственная и не слишком большая. А когда исчезнут леса, чистое море и чистая вода, никакая техника не поможет человеку… Но что олигархам и технократам человек! И экологию в стране упразднили, заодно и контроль за технократами тоже – и произошло это совсем недавно. Свидетельством этому - официальные ответы приморских Росприроднадзора и Ростехнадзора… Но об этом дальше.

Экологи свидетельствуют

Экологи из фонда «Феникс», партизанского «Ростока», владивостокского ИСАР-ДВ ездили в Козьмино не раз.

Они увидели: сотни большегрузных самосвалов, что днем и ночью перевозят тысячи кубометров грунта и спиленного леса мимо домов жителей поселка. Окна домов сотрясаются от взрывов скальных пород, в воздухе над заливом и в поселке - устойчивый запах гари со стройки. Удушливый дым шел от сжигания невывезенных остатков срубленных деревьев - их сжигали прямо на месте, добавляя в костры для лучшего сгорания автомобильные шины.

НАРУШЕНИЯ СИСТЕМНЫ: необходимы проверки и привлечения к ответственности. Экологи обратились в контролирующие экологические службы Находки и края для проверки этих фактов и привлечения должностных лиц к ответственности.

«На площадке, подготавливаемой под строительство нефтебазы и резервуарного парка, мы обнаружили, что часть порубочных остатков деревьев в нарушение существующих норм сжигается прямо на месте. В проектных материалах такого метода утилизации твердых отходов не указывалось, а, следовательно, не были рассчитаны и оплачены компенсации от наносимого ущерба при загрязнении атмосферного воздуха.

Замечены и другие нарушения на месте стройки. Например, с целью экономии времени на порубку зеленых насаждений и вывозку их с места строительства на откосных участках расчищаемой площадки бульдозеры просто заваливают зеленые насаждения горами грунта… В качестве доказательства нами сделаны фотографии установленных правонарушений, которые по Вашему запросу могут быть представлены дополнительно…

…В районе строительства нефтепорта в Козьмино мы обнаружили, что ручьи были перекопаны и засыпаны новыми автодорогами, надлежащего водоотвода не выполнено, происходит эрозия почв и вынос грунта в море. Вдоль дороги валялись полупустые бочки, а остатки ГСМ протекли на дорогу. Мы не увидели ни одного туалета для многочисленного персонала строительных фирм, что по нашему мнению, должно привлечь внимание санитарно-эпидемиологических служб.

По нашему мнению, все эти нарушения со стороны заказчика проекта и его подрядчиков являются СИСТЕМНЫМИ И СВЯЗАНЫ С ОТСУТСТВИЕМ НАДЛЕЖАЩЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ за ходом строительства со стороны природоохранных федеральных и муниципальных служб… Просим провести инспекционную проверку данных фактов Вашей службой и, в случае подтверждения нарушений, привлечь должностных лиц к ответственности…».

Обращения были направлены в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования по Приморскому краю, в Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору по Приморскому краю - ФСЭТАН. А еще они обращались к генералу Вачаеву, начальнику УВД по Приморскому краю, – по незаконным рубкам лесов. И регулярно – к прокурору Приморского края Юрию Хохлову.

Контрольные органы «ответили»

И что они, наивные, получили? Ответы! В которых четко сказано, что законодательство изменено, и ни Росприроднадзор, ни Ростехнадзор (ФСЭТАН) теперь не имеют никаких прав для контроля и проверок экологических нарушений строительства.

Управление Росприроднадзора по Приморскому краю, руководитель В.Т. Войтовский:

«...обоснованно полагает, что факты, изложенные в вашем сообщении, заслуживают внимания и требуют оперативного вмешательства соответствующих правоохранительных органов и служб.

При этом В КОМПЕТЕНЦИЮ Управления Росприроднадзора по Приморскому краю НЕ ВХОДИТ проведение контрольных мероприятий по соответствию строительства спецморнефтепорта в п. Козьмино, заключению государственной экологической экспертизы проекта строительства, а равно осуществление государственного контроля за охраной атмосферного воздуха…

На основании вышеизложенного Управление… предлагает вам обратиться в Управление Ростехнадзора по Приморскому краю и Управление лесным хозяйством Приморского края согласно вопросам компетенции».

Управление ФСЭТАН по Приморскому краю, зам. руководителя М. Н. Бибиков:

«… управление по технологическому и экологическому надзору по Приморскому краю рассмотрело Ваше обращение от 22.06.08 за № 31, о нарушениях природоохранного законодательства при строительстве спецнефтепорта в пос. Козьмино и сообщает следующее.

Федеральным законом от 18 декабря 2006г. № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в часть 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской федерации от 29 декабря 2004г № 19—ФЗ внесены изменения, вступившие в законную силу с 01 января 2007года.

В соответствии с вышеукзанной статьей НЕ ДОПУСКАЕТСЯ осуществление иных видов государственного надзора при строительстве, кроме государственного строительного надзора, предусмотренного Градостроительным кодексом Российской федерации.

Таким образом, в рамках осуществления государственного экологического надзора, Управление Ростехнадзора по Приморскому краю НЕ ИМЕЕТ ЗАКОННЫХ ОСНОВАНИЙ для проведения проверки действующего природоохранного законодательства при строительстве спецморнефтепорта у поселка Козьмино».

Всё, господа-товарищи, приехали! Сами, дескать, строим, сами проверяем, сами нарушаем, ссылаясь на законы! Строители просто стремятся к цели, которая оправдывает все их действия, затраты и потери. Послушные депутаты принимают нужные законы, а население? А что население? Вымирает? Или бежит с Дальнего Востока? Так это - не по другому ведомству…

Задыхаемся!!! В нарушение законов

Зоны отдыха под Находкой задыхаются пылью и заливаются нефтепродуктами.

Нефтепровод из Сибири принес приморскому городу большие деньги и экологические проблемы. Бухта Козьмино входит в состав Находкинского городского округа. Возведение огромного нефтепорта вышло уже на плановые показатели. Силы 11 подрядных строительных организаций собраны на обоих берегах бухты в два мощных отряда, работы ведутся практически круглосуточно. Уже через год нефтепорт должен принять первые составы с сибирской нефтью для закачки углеводородов на супертанкеры.

Да и администрация города подсуетилась (кто ж мимо такого куска пройдет?) и удачно бюджет пополнила.

Под строительство терминала, сообщают журналисты, она передала в бессрочную аренду 144 гектара земли. Фактически стройка ведется на более значимой территории. Компания “Специализированный морской нефтеналивной порт Козьмино”, флаг которой развевается над рыбацким поселком, получила еще около десяти больших участков в поселке и на берегу бухты. Здесь возводятся вахтовый поселок строителей, склады для стройматериалов и технического оборудования, стоянки автотранспорта.

Со всех этих площадей предстоит вывезти 2 млн 200 тыс. тонн грунта - это ежедневно по нескольку тысяч рейсов большегрузов по дорогам Находки! Это безумная нагрузка на экологию чистенького и уютного города - смрад выхлопов, пылища и грязища, оседающие на растительность и море, отходы ГСМ вдоль трассы... Однако реализация проекта приносит неплохие деньги не только строителям. Только за первое полугодие 2008 года в бюджет Находки из Козьмино накапало более 1,6 миллиона рублей.

Интересы местных жителей - побоку!

Видимо, именно этими поступлениями в бюджет сейчас накрепко повязаны мэрия и строители, которые в погоне за выполнением планов все больше пускают побоку интересы местных жителей и десятков тысяч отдыхающих. Находка давно уже не столько порт, сколько место отдыха дальневосточников и сибиряков. С июня по сентябрь десятки здешних баз отдыха забиты гостями из всех регионов Сибири и Дальнего Востока, которых привлекают чистые и оборудованные пляжи, промытое накатами и прогретое солнцем море, приличный сервис и сам ухоженный город-порт.

Вокруг Козьмино и его «стройки века» расположено более двадцати зон отдыха, в том числе уникальное побережье бухты Шипалова! Однако ныне здравница-Находка и побережье залива в смертельной опасности. Видимо, неслучайно в последнее время здесь (как на нефтеносном Сахалине, кстати) стали выбрасываться на берег киты.

Сейчас здешняя водичка покрыта толстым слоем радужной пленки - над заливом Восток день и ночь висит гигантское облако строительной пыли. Кстати, здесь в заливе находится Морской заказник. Ну и что? Разве останавливают строителей в таких случаях ограничения? Свежо ещё в памяти, как недалеко от бухты Перевозной прямо в Барсовом заказнике собирались построить нефтехранилище! И проектировщиков Транснефти (да и власти Приморья, призванные защищать свой уникальный край) это нисколько не смущало!

Главная стройка порта базируется на противоположном берегу бухты. Здесь день и ночь валят лес для расширения дороги, выбирают на берегу и вдоль трассы грунт, долбят сопки на щебень, ссыпают его в море для расширения стройплощадки. Чтобы вывозить, нужна дорога. Нередко большегрузы “теряются” в пыли и слетают под откос, за обочину. Расширение трасс достигается безвозвратной вырубкой леса и гибелью его обитателей на сотнях гектаров “таежных легких” Находки.

Краснокнижные валяются вдоль дорог! И киты выбрасываются на берег…

Но кого это волнует?

Цена стройки – гибель 4 миллионов гектаров уникальных таежных лесов.

Остающимся в зоне строительства лесам грозит азиатский непарный шелкопряд, уже “экспортируемый” нефтяниками в Сибирь и на Дальний Восток в упаковке экспортных китайских труб для нефтепровода. Но экологи Находки, удивляется директор фонда Феникс Сергей Березнюк, в том числе и состоящие на государевой службе и в мэрии, почему-то молчат о козьминских безобразиях, видимых невооруженным взглядом.

Но ведь ясно, почему молчат? Платят хорошо. Одна цифра названа – полтора миллиона, но наивно полагать, что они единственные. Да и далеко не все по бумагам проходит – вон , сколько работы надо переделать, лесов, погубить, может, и за краснокнижных кто спросит – тоже платить придется… Понятно же…

А жители уже пишут, звонят, жалуются. Кто услышит их? И экологов?

Антон Седой.


Другие статьи номера в рубрике Защита прав:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100