Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 4 (775) от 23 января 2008  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Защита прав

В ТСЖ те же льготы инвалидам

Д. Щедрин

ТСЖ “ОПТИМИСТ” И АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАЛАТАЛИ ДЫРУ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ, ПРОДЕЛАННУЮ ЧИНОВНИКАМИ КРАЯ

Важный прецедент: товарищество собственников жилья “Оптимист” ещё 25 мая 2006 г. выиграло в арбитражном суде иск к администрации Приморского края о компенсации инвалидам 50-процентной скидки на оплату жилого помещения (“Арсеньевские вести”, 25 июля 2007 г).

Но чиновники администрации Приморского края не торопились исполнять решение суда. В правовом департаменте объясняли, что ущемление прав инвалидов заложено в самом законе “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, где эта льгота предусмотрена только для проживающих в домах государственного или муниципального жилищного фонда, каковым ТСЖ не является.

Окончательную точку над «i» поставил 28 декабря 2007 г. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА в г. Хабаровске.

На множественные обращения в администрацию края (Дарькин С.М, Гельцер Б.И., Дроздова Л.Н., Лаврентьева Л.Ф., Лунь Н. Н.). о компенсировании расходов инвалидам 50-процентной скидки на оплату жилого помещения, в том числе и с открытым письмом через прессу («Арсеньевские вести», № 5, 31 января 2007 г.), словно сговорившись и под копирку писали ответы: «Вопрос очень важный, касается инвалидов, проживающих в частном жилищном фонде. Для выработки решения сделаны запросы… О результатах Вы будете проинформированы позже».

Не отставали в посулах и депутаты. Петр Савчук даже заявил на одном из круглых столов: - Это действительно «дырка» в законодательстве, и мы берем вопрос на контроль. Нас агитировать не надо, абсолютно ясно, что инвалиды должны иметь свою льготу («Владивосток», № 2146, 23 мая 2007)

Несмотря на все заверения разобраться в ситуации, инвалидам льготу не компенсировали, и вопрос оставался камнем преткновения при создании ТСЖ, что многих заставляло отказываться от этой формы управления многоквартирным домом и выбирать другой вариант. С проблемой столкнулись все товарищества, созданные после вступления в силу нового Жилищного кодекса.

Инвалиды продолжали пользоваться льготами по оплате коммунальных услуг, в том числе тепло- и водоснабжение, а вот 50% компенсацию по оплате содержания и текущего ремонта жилья им переставали предоставлять, как только в доме создавали ТСЖ (если только само товарищество не находило источники, как покрыть такие расходы).

Отстаивая свои интересы в суде, мы ссылались на то, что Федеральный Закон от 04.07.2003 № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» дополнен статьей 26.3. Согласно этой статьи полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленные Конституцией РФ, к которым относится в частности решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан (в том числе инвалидов) осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. В согласии с приведенным законом введена статья 28.2 в Федеральной закон “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, которая гласит: “Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

К тому же, часть 2 Статьи 19 ЖК РФ в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется:

1) частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;

2) государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);

3) муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

В положении к постановлению губернатора № 45-А от 11 октября 2005 г. N 223-па предусмотрено: «…Меры социальной поддержки по оплате жилья и теплоснабжения льготным категориям граждан, ПРОЖИВАЮЩИМ В ЖИЛИЩНОМ ФОНДЕ НЕЗАВИСИМО ОТ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ, предоставляются организациями жилищно-коммунального хозяйства по месту жительства или пребывания».

В итоге арбитражный суд Приморского края признал неправомерным отказ администрации края в возмещении расходов ТСЖ, но чиновники администрации края не желали исполнять решение и обратились с кассационной жалобой в арбитражный суд Дальневосточного округа в г. Хабаровске.

Проверив законность решения арбитражного суда Приморского края, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа вынес ПОСТАНОВЛЕНИЕ: «…В соответствии со статьей 72 Конституции РФ координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Пунктом 2 статьи 76 Конституции РФ определено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Федеральным Законом от 04.07.2003 № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» указанный закон дополнен статьей 26.3, согласно которой полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией РФ, к которым относится в частности решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан (в том числе инвалидов) осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В силу Закона от 04.07.2003 № 95-ФЗ положения федеральных законов, других нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам социальной поддержки и социального обеспечения граждан (в том числе инвалидов), которыми определяется объем и порядок финансирования соответствующих полномочий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), применяются, если законами субъектов Российской Федерации по данному вопросу не установлено иное.

Из анализа указанных норм следует, что средства на реализацию льгот, установленных ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», должны были предусматриваться в 2006, 2007 годах субъектом Российской Федерации в краевом бюджете.

Поскольку законодатель, определив в подпункте 24 пункта 2 статьи 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта РФ по социальной поддержке и социальному обслуживанию инвалидов, провел разграничение полномочий между органами государственной власти РФ и субъекта РФ, отнеся их к полномочиям субъекта РФ, то судом правомерно взысканы заявленные истцом расходы за счет казны Приморского края.

Довод заявителя жалобы о том, что такая мера социальной поддержки, как скидка на оплату жилого помещения, в соответствии с законодательством не может предоставляться инвалидам, а также семьям, имеющим детей-инвалидов, если они являются членами ТСЖ, то есть проживают в частном жилом фонде, кассационной инстанцией отклоняется, поскольку предметом государственного контракта заключенного сторонами, является возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки в форме снижения оплаты жилья и коммунальных услуг в размере 50 % льготным категориям.

Учитывая изложенное, Арбитражный суд Приморского края правомерно возместил истцу убытки в сумме 39 792 рубля 35 коп. за счет казны Приморского края в лице Администрации.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа ПОСТАНОВИЛ: Решение от 28.05.2007 Арбитражного суда Приморского края по делу № А51-1803/2007 7-62 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения»

И в заключение. Уважаемые Сергей Михайлович и депутаты Законодательного собрания Приморского края, как мне мыслится, «дырка» не в законодательстве, а в головах чиновников, которые исполняли ваши поручения и слали мне ответы. Спасибо судьям арбитражного суда Приморского края и Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа, что они «залатали» дырку.

Председатель ТСЖ «Оптимист» Д. Щедрин.


Другие статьи номера в рубрике Защита прав:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100