Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 47 (766) от 21 ноября 2007  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Защита прав

Заботливые вы наши!

Татьяна РОМАНЕНКО

Под патронатом “Единой России” за счет детей-сирот решается проблема экономии денег
Забытое постановление Гайдара
Дорофеевы опекали детей уже шесть лет, когда узнали, что опекун из города Большой Камень высудил у администрации ЗАТО приличную сумму: 48 тысяч рублей недоплаченного опекунского пособия. Пособие - это деньги, которые получает опекун на содержание подопечного.

Недоплата образовалась из-за того, что местные власти не соблюдали федеральные законы.

Размер опекунского пособия назначался в то время постановлениями губернатора края, но деньги на это выдавались из федерального бюджета. В 1997 году губернатор «расщедрился» всего на 200 рублей, через год на 300, и, наконец, в 2003 году пособие доросло до 1500 рублей. Понятно, что на эти мизерные суммы прокормить ребенка невозможно.

Было настолько тяжело, что нередко бабушки-опекуны отказывались от опеки и сдавали своих внуков в детские дома. Все в одну душу ругали реформы и проклинали Гайдара.

Дорофеевы, сами пенсионеры, но выкручивались – где-то подрабатывали, военная пенсия Виктора Архиповича выручала, иногда помогал Детский фонд.

Однако же продвинутые юристы знали о том, что правительство еще в 1992 году позаботилось о детях-сиротах. Постановлением №409, подписанным как раз Е. Гайдаром, было определено, что размер опекунского пособия должен увязываться с уровнем цен в данном регионе, а также с нормами потребления. И эти нормы в постановлении приведены в виде килограммов хлеба, масла и других продуктов и количества носков и другого обмундирования и инвентаря, которые должен получить ребенок за месяц. По постановлению 409 выходило, что в Приморском крае в 1997 году опекуну должны были выдавать в месяц на ребенка не 200 рублей, а 1158; в 1998 не 300 рублей, а 2100; в 2003 году должны были выдавать 3651 рубль, а выдавали в три раза меньше. Несомненно, знали о нормах и чиновники, да и сами губернаторы. Не исключено, что и деньги получали из госбюджета по этим расчетам. Но что из того?

Разница, накопившаяся из-за того, что опекунские платили не по постановлению правительства, подписанного Гайдаром, а в зависимости от настроения губернатора, и была высужена опекуном из Большого Камня.

Ударим исками по беззаконию!

В 2004 году опекуны из Владивостока Нина Васильевна и Виктор Архипович Дорофеевы подали иск о взыскании 773 тысяч рублей, недоплаченных с 1997 года по 2003 год включительно. Под опекой с 1997 года у них находилось 7 детей разных возрастов, а сейчас их осталось четверо.

Фрунзенский суд г. Владивостока иск удовлетворил и решение вступило в законную силу в августе 2005 года. Началось исполнительное производство. Департамент финансов Администрации Приморского края всеми силами оттягивал момент оплаты. О добровольном исполнении решения суда речи не было вообще. На постановления судебных приставов, куда Дорофеевы отдали исполнительные листы, власти плевали с высокой колокольни, то есть с 15 этажа краевого белого дома, где находится департамент финансов.

С января 2006 г. немного изменилось законодательство. Все исполнительные листы следовало передавать непосредственно должнику, если им является региональный бюджет.

Отдали исполнительные листы в белый дом в первый раз. Их вернули – в доверенности представителя Дорофеевых, в его отчестве, финансисты нашли ошибку: вместо Гаврииловна написано Гавриловна. Исправили ошибку, отдали исполнительные листы вторично. Ждали еще несколько месяцев.

Через полтора года после вынесения судом решения деньги все-таки получили!

Поскольку размер пособия не изменился, Дорофеевы составили новый иск о недоплаченном пособии за 2004-2005 годы.

Первая инстанция иск удовлетворила, краевой суд решение отменил и постановил учесть изменения в законодательстве, то есть учесть 122 закон, известный как закон о монетизации льгот.

В соответствии с этим законом с января 2005 года обязанность по выплате опекунского пособия возложена на регион и региональный бюджет и постановления правительства вроде бы на территории Приморского края уже не действуют. Именно этим аргументом и отбивался в суде представитель краевой власти.

Однако на повторном рассмотрении иска внимание суда было обращено на ст. 153 ФЗ №122, которая гласит, что «вновь устанавливаемые размеры и условия выплат пособий отдельным категориям граждан не могут быть ниже размеров и условий выплаты пособий и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 г.». Решение было принято опять в пользу Дорофеевых, кассационная жалоба департамента финансов оставлена без удовлетворения, решение вступило в законную силу 6 ноября 2007 года.

И еще одно решение принято в 2007 году. За задержку на полтора года исполнения решения суда от 6 мая 2005 года, в соответствии со статьей 208 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд постановил взыскать с департамента финансов АПК в пользу опекунов Дорофеевых 63 тысячи рублей.

Дорофеевы готовят новый иск о взыскании недоплаченного пособия за 2006-2007 годы. Потому что беззаконие продолжается.

И не только в отношении Дорофеевых, но и в отношении всех опекунов в Приморском крае.

Краевым сиротам – на две тысячи рублей меньше, чем федеральным!

Из рекламного предвыборного листка «План Путина – единая и сильная Россия» избиратели узнали, что, оказывается, приморские единороссы стали инициаторами принятия таких социальнозначимых краевых законов как «Об оплате труда приемных родителей и мерах социальной поддержки приемным семьям» и « О порядке и размерах выплаты ежемесячных денежных средств опекунам на содержание детей, находящихся под опекой».

Начнем с того, что оба этих закона приняты под давлением обстоятельств, не связанных с заботой о детях-сиротах.

Как мы уже знаем с 1.01.05 вступил в силу федеральный закон №122 о монетизации льгот. В этом законе даны указания и по части оплаты опекунских для детей-сирот. Теперь обязанность содержать детей-сирот возложена на региональный бюджет, но, если краевые нормы законодательно не прописаны, то действуют федеральные. А федеральные нормы узаконены 409 постановлением правительства в 1992 году, письмом министерства образования от 1999 года и Положением о приемной семье 1997 года. Эти нормативные акты действовали с момента их принятия, хотя и не соблюдались губернаторами. Но через суд опекуны могли отстоять права подопечных и получить недоплаченные суммы. Как это сделали Дорофеевы.

После 1.01.05 федеральные законы в Приморском крае действовали до тех пор, пока краевые депутаты не приняли свои законы и не утвердили свои нормы. В июне 2005 года депутаты установили размер опекунского пособия в 3000 рублей для школьника и 2440 для дошкольника, значительно ниже, чем федеральные нормы: 5295 для школьника и 4309 рублей для дошкольника. В 2006 году депутаты «учли» инфляцию, пособия выросли до 4000 для школьника и 3250 рублей для дошкольника, в то время как по нормам потребления и по ценам региона эти суммы должны были составлять 5807 и 4746 рублей соответственно.

У опекунов, взявших детей под опеку до 1.01.05, есть возможность высудить недоплату и сейчас. Так как правоотношения возникли до этой даты, то и нормы действуют старые. А вот для детей, взятых под опеку сейчас, старые нормы уже не действуют. И вместо 6500 рублей в месяц (если учитывать нормы обеспечения и сегодняшние цены в крае) дети-сироты в семьях опекунов получают на две-три тысячи рублей меньше, – так узаконено краевыми благодетелями-депутатами.

Для чего же приняты эти «заботливые» законы? Для экономии бюджета или для того, чтобы упразднить 409 постановление «врага народа» Е. Гайдара? Во всяком случае, голосуя, депутаты думали точно не о детях.

Татьяна РОМАНЕНКО.


Другие статьи номера в рубрике Защита прав:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100