Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 42 (761) от 17 октября 2007  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Защита прав

«Корабельные погосты: зло или золотое дно?» Статья вторая

Антон Седой

НЕПРЕОДОЛИМЫЙ ФОРС-МАЖОР – ДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ
В первой статье, опубликованной в «АВ» (№ 39, октябрь), поднята важнейшая для Владивостока проблема – загрязнение моря и проблема его очистки, в частности, от металлолома. Бухта Труда, о проблемах которой, говорилось в статье, – кладбище затопленных военных кораблей, гниющих, разломанных, с частично срезанными частями.

Тихоокеанский флот смог, наконец, найти возможность продать кладбище гниющих корабельных останков в частные руки, благо жаждущих нажить капиталы на металлоломе к концу 90-х было уже предостаточно. Корабельный погост переходил от одних к другим, от корейских предпринимателей к российским, но мифические прибыли от корабельного металлолома так и оставались мифами.

ФЛОТ МОЖЕТ ПРОДАТЬ ЛОМ, НО РАБОТАТЬ – НЕ РАЗРЕШИТЬ

Наконец, решились попытать счастья и российские предприниматели. В 2002 г. у корейской фирмы «Хандо интернейшнл Лимитед» корабельные останки в бухте Труда законно купили российские предприниматели – фирма «Галион». В договоре гендиректора Кондратенко (российское ООО «Галион») и гендиректора Ким Ван Су записано: «Своими силами и за свой счет осуществить все необходимые мероприятия по подъему и разделке судов на металлолом, погрузо-разгрузочные операции, транспортировку (буксировку) и реализцию металлолома… в разделанном виде с акватории бухты Труда. ...Соблюдать экологические нормы».

Среди форс-мажорных обстоятельств - главное: акты и действия государственных органов. В них и попал сейчас «Галион»: … Передавался и список судов, числом 42, фактически 27, раскуроченных сверху так, что и не узнаешь теперь, что за судно было, настолько ржавое, прогнившее, с которых снято все, что можно снять быстро…

У корейцев были согласования и краткосрочная аренда на небольшой клочок земли.

Законопослушный «Галион», в состав которого вошли бывшие военнослужащие, военные специалисты по эксплуатации и ремонту вооружения и военной техники, получает необходимые согласования, даже краткосрочную аренду пустынного клочка земли на берегу, чтобы вести работы. Но необходимая экологическая экспертиза так и не пройдена и окончательного официального разрешения на производство работ – подъем и утилизацию судов - нет до сих пор.

А годы идут. Начинаются протечки, самовыброс мазута. Металл ржавеет, корабельные останки разрушаются, оставшиеся в них нефтепродукты могут вылиться в воду. Что однажды и произошло...

«Корабли надо поднимать на землю, разделывать… - рассказывает Алихан Алиев, нынешний гендиректор «Галиона». - Но транспортировать их нельзя, нет ни одной единицы, которая проплавает больше часа, надо поддерживать её на воде помпами… Да у нас и плавкранов таких нет, да и не пройдет в бухту ни один… Успели ли мы что-либо сделать? Дырки затыкаем, потому что происходит самовыброс мазута. Один остов продали, потому что мазут потек. Пришел в моринспекцию, показал эту ситуацию, они согласовали, одно судно разделали и налоги заплатили»...

Главная причина отказов пока – Лесной Кодекс, по которому данный прибрежный пустынный клочок берега относится к особо ценным лесам 1 категории и все работы там запрещены.

Вторая причина: лесничество на Русском острове – военное, само оно решить ничего не может, т.к. все решения принимает флотское начальство, которое и ссылается на Лесной Кодекс (он, кстати, уже изменен). Об этом – официальные ответы командующего флотом В. Федорова и заместителя командующего флотом по строительству, инженерному обеспечению и расквартированию флота В. Балана.

Третья причина – металлолом, хоть корабли и проданы, но владельцы поднятого лома законом точно не определены – авось, можно будет урвать свою долю, желающих много.

Хочу напомнить, что речь идет, с одной стороны, об экологическом бедствии в бухте Труда на острове Русский, который определен Президентом России для проведения саммита АТЭС, с другой – о маленьком клочке земли - 0,5-08 га, которое определено официально как «не покрытый лесом пустырь», хоть и числится как «леса первой категории».

Тем не менее, все согласования «Галион» получал, даже мог оформить краткосрочную аренду прибрежного участка, против которой не возражало и военное лесничество: «…Для начала проведения работ по утилизации затопленных судов получены разрешительные документы от организаций Спецморинспекции, Приморрыбвода, Лесоохраны, администрации о. Русский и начальника отдела ФСБ по о. Русский, сообщил гендиректор А.Воробьев».

В 2005 - 2006 году согласования подписаны. Это - начальник гарнизона о-ва Русский В.Востриков, врио (15.05.2006г.), начальник отдела ФСБ России по гарнизону о. Русский А.А. Бормотин, (05.05.2006г.), начальник «Приморрыбвода» С. В. Гурьев: «Производство работ по проекту согласовано органами рыбоохраны, (05.01.2003г.) (дополнение: «проектные материалы должны пройти государственную экологическую экспертизу, ст. 33 ФЗ. (11.06.2006г.), начальник военного лесничества № 247 Губин П.Н. - не возражает о договоре краткосрочного лесопользования лесными угодьями на площади 0,5 га – (категория площади – не покрытая лесом, пустырь, водоохранная зона, (13.01.2006г.) Билет №8 на побочное пользование в лесах РФ, военное лесничество №247. б. Труда, о-в Русский (1.02.2002г.), договор № 6, под организацию экологической очистки бухты Труда, пустырь с одиночно произрастающими деревьями и кустарниками) подписали начальник военного лесничества Житкевич Э.А., начальник 1976 ОМИС ТОФ подполковник В Ястремский…

И вдруг с 2006 года положение изменилось. Те военные ведомства, которые раньше согласования давали, теперь «Галиону» отказывают.

САМ СЕБЕ ПРОТИВОРЕЧА

Ниже - два текста от подполковника А. Интюка, начальника 2245 ОМИС (отделение морской инженерной службы) . Без комментариев. Первый – май 2006 г., второй - февраль 2007 г. Прошло менее года, а мнение начальника морской инженерной службы изменилось кардинально на прямо противоположное. Более того, после этого последовало его обращение в милицию: выкинуть этот «Галион» из бухты, чтоб и духу его не было…

Вот эти две взаимоисключающие бумаги, подписанные подполковником А. Интюком.

1. «Начальнику 2245 ОМИС КТОФ.

ООО «Галион» с 2002 г. занимается проблемой утилизации списанных и затопленных в бухте Труда, о. Русский, выведенных из состава КТОФ кораблей. Прошу Вас согласовать вопрос побочного землепользования участка площадью 0,8 га в бухте Труда, о. Русский под организацию рабочей площадки для выполнения работ по судоподъему.

С уважением, директор ООО «Галион» А. Воробьев».

А. Интюк: Согласовано.

Дата - 15.05.06.

2. Через год подполковник А. Интюк, начальник 2245 ОМИС обращается с заявлением в РУВД:

«Начальнику Фрунзенского РУВД г. Владивостока.

Заявление.

Прошу вас принять меры оперативного реагирования по выселению ООО «Галион» с занимаемой с территории в б\х Труда, о. Русский, где ООО «Галион» без согласования с Командованием ТОФ незаконно проводит утилизацию выведенных из состава флота военных кораблей.

14 февраля 2007 г.

Внизу приписка рукой: «Интюк Алексей Анатольевич… по ст. 306 УК РФ за заведомо ложный донос предупрежден. 14.02.07г.

А. Интюк».

Почему на милицейской бумаге появилось слово «донос»? Возможно, потому, что за две недели до этого завершилась тщательная проверка деятельности «Галиона» и его площадки в бухте Труда на Русском острове. Проверка срочно проведена комиссией Росприроднадзора по требованию УФСБ по Приморскому краю и с участием сотрудника УФСБ по Приморскому краю оперуполномоченного А. В. Кудревича.

В акте № 1/ 848-07 Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - Росприроднадзор по Приморскому краю сообщается: «…на основании обращения Управления Федеральной службы безопасности РФ по Приморскому краю от 15.12.06г. …комиссией в составе государственных инспекторов РФ по контролю и надзору в сфере природопользования Управления Росприроднадзора… проведена внеплановая проверка соблюдения требований природоохранного законодательства предприятия… выводы по результатам проверки: 1. нарушений природоохранного законодательства РФ на момент проверки не выявлено…».

ФСБ КАК СРЕДСТВО КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ?

Вот и появилось в этой истории новое ведомство - УФСБ. И некоторые из тех, кто согласовывал Алихану Алиеву документы, теперь говорят: ты, дескать, сначала реши вопросы с УФСБ, а то пошли слухи какие-то о сигналах… И настолько устойчивы и активны эти слухи, что Алихан Алиев, ингуш по национальности, мусульманин, член владивостокской ингушской диаспоры, российский гражданин, испугался. И организация нешуточная, и обвинения, которые он слышит, тоже. Как вы, читатели, думаете, какие обвинения можно предъявить сегодня мусульманину с северного Кавказа?

Правильно! Пособник международных и чеченских группировок, связь с алькаидой и чеченскими террористами, недавно прибавился слух о наркотиках, теперь - незаконная деятельность...

Ему говорят прямо: уезжай в свою Ингушетию! А куда? Он, отслужив еще Советскому Союзу, живет во Владивостоке восемнадцать лет, здесь семья и работа, а на Кавказе – война. Что делать российскому гражданину в такой ситуации?

Он пишет Президенту России.

Из письма Президенту России В.В. Путину:

«Выясняя причины нападок в вышеуказанных организациях, которые ранее согласовывали и вели надзор за нашей деятельностью, я, руководитель общества Алиев А.А., с недавнего времени стал ощущать нападки со стороны официальных органов, а именно УФСБ по Приморскому краю. Результатом этого является отказ КТОФ обществу в заключении договора аренды на предоставление участка под размещение инфраструктуры по разделке металла. Что повлекло в свою очередь невозможность получения лицензии на деятельность, связанную с подъемом и утилизацией затопленных судов и реализации металла… В федеральную службу по надзору в сфере природопользования поступило распоряжение УФСБ по пресечению любой деятельности ООО «Галион». А также требование той же организации, только уже направленной КТОФ, - в отказе по предоставлению ООО «Галион» в аренду земельного участка.

.. Из личных бесед я столкнулся с тем, что мое имя было опорочено установками УФСБ о том, что я, руководитель ООО «Галион», являюсь пособником международных и чеченских террористических группировок, данный факт связывают с тем, что моя национальность ингуш и, как следствие, я занимаюсь незаконной деятельностью. На протяжении 2006-2007 гг. я постоянно пребываю под необоснованным преследованием УФСБ по Приморскому краю, меня постоянно гнетет, что против меня лично фабрикуют какое-то уголовное дело… Причем применяются средства для достижения цели разного характера, вплоть до унижения моего достоинства…

А. Алиев».

Невольно тут подумаешь, что действия УФСБ весьма помогают тем, кто хочет задавить конкурента, захватить созданную за 5 лет компанией инфраструктуру, выжить на всякий случай конкурентов, которые хотят ухватить свой кусок... Будто решаются чьи-то чисто “крышевые” вопросы

Так дело экологическое приобретает характер националистический. Ведь все очень просто: можно просто позвонить и дать сигнал… А проверять такой сигнал можно столько, сколько нужно. И слухи пойдут. И источник сигнала может быть неизвестным. Тем более, что интерес к корабельному металлолому велик не только у «Галиона», есть и другие очень заинтересованные и фирмы, и объединения. И звоночек в УФСБ организовать можно. Конкуренция нарастает, почему бы не использовать УФСБ как действенный инструмент в конкурентной борьбе?

***

Русский остров и флот, продавший корабельное кладбище, все равно стоит перед проблемой утилизации корабельных погостов. И проблемы – как организовать разделку затопленных кораблей, вывоз металлолома, как выделить необходимый для этого небольшой участок берега – все равно встанут в ближайшее время перед руководством Тихоокеанского флота, его служб и лесничества. Времени до объявленного Президентом саммита на Русском совсем немного остается.

Может, пора идти навстречу тем, кто пытается с 2002 года очистить море и берег Русского острова? И снять националистический флер с дела о металлоломе в бухте Труда?

Антон Седой.

ФЛОТ МОЖЕТ ПРОДАТЬ ЛОМ, НО РАБОТУ - НЕ РАЗРЕШИТЬ…

прокурору тихоокеаенского флота ген-майору юстиции Сучкову В.Н. - не отправлено

Заявление

«Необходимо учесть тот факт, что в период с 1974 г. по 2002 г. в связи с постоянным затоплением списанных кораблей без их должной утилизации, бухта Труда о. Русский оказалась в состоянии экологической катастрофы…. ООО «Галион» с 2002 г. выполняет работы по экологческой очистке б. Труда, осуществляя деятельность по подъему и утилизации затопленных судов ТОФ на территории бухты Труда острова Русский.

Однако в 2005-2006 гг. по неизвестным причинам руководство КТОФ отказывало нам в заключении договора аренды на участок под вышеуказанные работы. ООО «Галион» для производства вышеуказанных работ не требуется территория, занятая лесом или другими территориями, не предназначенными для технической деятельности. Обществу требуется пустырь, расположенный у побережья, не занятый лесом либо строениями.

Отказ на согласование документов на землепользование повлек за собой невозможность получения лицензии на деятельность, связанную с подъемом и утилизацией затопленных судов и реализацию металла.

…Учитывая тот факт, что о. Русский выбран президентом РФ в качестве места проведения саммита в 2012г., действия руководства КТОФ по препятствованию ООО «Галион» в очистке острова и бухты от металла, необоснованны и вредны для экологии выбранного президентом места…

Прошу

Оказать содействие по предотвращению действий, препятствующих законной работе ООО “Галион” по утилизации затопленных судов, загрязняющих экологию острова Русский…

В приложении заявление о принятии мер оперативного регулирования по выселению ООО “Галион” с занимаемой территории б. Труда о. Русский.

Воробьев А.В.


Другие статьи номера в рубрике Защита прав:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100