Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 42 (761) от 17 октября 2007  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Защита прав

И тайфун - не помеха

Галина Сизова

Дверь открылась и в кабинет вошел интеллигентного вида мужчина, которому уже, явно, за 50. Юрий Евгеньевич работал в институте истории, археологии, этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН. 37 лет отдал родному детищу. Написал и опубликовал более 60 работ. Существовала раньше лаборатория, были очень высокие показатели.

Сегодня идет очень жесткий отбор. Наука не просто в загоне, она фактически никому не нужна. Ученый, посвятивший свою жизнь великому и светлому, оказывается тоже никому больше не нужен.

- Но я ничего кроме археологии не умею делать, - растерянно разводит руками Юрий Евгеньевич.

И совсем неважно для руководителя института, что этот сотрудник получил здесь II группу инвалидности, что решение о его сокращении явно незаконно. Поэтому Юрий Евгеньевич вынужден был обратиться в суд. Даже законный отпуск в 20 дней пришлось выбивать через инспекцию по труду.

Сейчас и ему, и другому преподавателю Юрию Михайловичу, приходится отстаивать свое право на труд в суде. Туда, к сожалению, директор института не является. Умные и образованные люди вынуждены искать правду по защите своих прав у Уполномоченного по правам человека в Приморском крае.

Самый животрепещущий вопрос у Мадины Аскербиевны. Свою боль она в очередной раз принесла сюда на прием к Сергею Жекову. ООО «Град» вынуждает к выселению жильцов общежития. Люди, лишенные нормального человеческого жилья, то бишь отдельной квартиры, нашли свой приют в общежитии. Но здесь их собственник жилья делает проживание невозможным. Отключили свет и даже холодную воду. Вот уже три месяца отсутствует канализация. А для пущей важности ободрали крышу, чтобы вода мутным потоком изливалась на головы жильцов.

И ушли бы они, да вот некуда. Снимать квартиру сегодня могут только очень обеспеченные люди. Цена ее 10-15 тысяч рублей в месяц. А самое интересное, что был суд, и он – на стороне жильцов. Проживание их признал законным.

Однако решение суда не исполняется. Собственник жилья не хочет мириться с таким вердиктом и делает физическое существование людей в этих условиях невозможным. Более того, суд решил обязать собственника жилья прописать квартиросъемщиков по месту проживания. Прошел год, но решение суда не исполняется. Вот и обратилась Мадина Аскербиевна к Уполномоченному по защите прав человека. Принято решение направить запрос в прокуратуру для принятия мер по нарушению прав граждан.

Порог кабинета с трудом преодолевает пожилая супружеская чета. Жена – инвалид I группы, муж – II группы. Женщина перенесла три инсульта. Передвигается с трудом. Без посторонней помощи уже обходиться не может. Им положен бесплатный санаторий один раз в три года. Однако супруги хотели бы каждый год. Старики пришли явно не по адресу. Здесь юристы защищают права человека, оказывают бесплатную юридическую помощь. Никаких социальных льгот не выдают. Здесь не собес.

Следующими заходит целая группа посетителей: молодые мужчина и женщина и пожилая дама. Все, явно, с большими претензиями. Сергей Жеков и еще несколько юристов внимательно выслушивают. Посетителей не устроило решение суда, вот и пришли к Уполномоченному. Получив квалифицированный ответ, пожилая женщина возмутилась: “В чем ваши функции? Выслушиваете и сочувствуете? Я думала, что Вы выслушаете, напишете заявление в суд и воздействуете на него в нужном направлении!»

И невдомек этой даме, что решение суда придется обжаловать ей самой в вышестоящей инстанции. Уполномоченный по правам человека просто не имеет права вмешиваться в деятельность суда и приказывать судьям, какое решение надо принять.

В кабинет входят женщина средних лет и молодая девушка. Дело у них срочное и неотложное. Много лет назад во Владивостоке жила-была маленькая девочка Саша. Не повезло ей родиться в нормальной семье. Мама сильно пила. Малышкой и вовсе не занималась.

Добрые дяди и тети лишили мать родительских прав. Сашу отправили жить в детский дом Камень Рыболова. Исключительно для ее же блага. А чтобы двухлетняя малышка была еще счастливее в детском доме, квартиру на 3 Рабочей благополучно продали.

Так с 1989 года Саша стала бомжонком, дитем государственным. Закончила школу. Пришлось покинуть детский дом. А вот жить ей теперь негде. Сейчас Саша на IV курсе института. Вместе со своим опекуном Надеждой Ярославовной пытается вернуть себе утраченное право на жилье. Город идет ей «навстречу»: вместо благоустроенной квартиры, которую незаконно отобрали, предлагают ветхий, заброшенный барак, в котором жить невозможно.

Фотографии этого шедевра зодчества Надежда Ярославовна принесла на прием. А еще городские власти мечтают отправить Сашу на остров Русский. Других вариантов пока нет. Вот эту проблему и будет решать аппарат Уполномоченного по правам человека.

В этот день на личный прием к нему пришло больше 20 человек. У каждого своя причина. Прием здесь ведется ежедневно консультантом С.В. Долотовым без предварительной записи. А вот сам Уполномоченный принимает один раз в месяц по записи. Вместе с ним работают одновременно несколько юристов. Все зависит от проблемы, с которой пришел посетитель. Приглашают соответствующего специалиста.

Алла Николаевна пришла на прием в обычный день. В магазине «Максим» на ул. Постышева ей «повезло» купить бракованный холодильник. Мастер сказал, что надо менять модуль, а это очень дорого. Магазин отказывается принимать свой товар обратно, хотя холодильник стоит на гарантии. Куда обратиться за помощью? На глаза попалась газета «Аргументы и факты», где рассказывалось о защите прав человека. Вот и пришла на Русскую, 17/1 .

Консультант Сергей Долотов внимательно выслушал ее устное обращение и дал совет, как бороться за свои права. Алла Николаевна решила зайти к прокурору Первореченского района, чтобы воздействовать на магазин. Если не поможет, то обратиться в суд. Сергей Васильевич подсказал, что в ДВГУ есть фирма «Эфора», где бесплатно составят исковое заявление в суд.

Надежда Гасимовна ходит с трудом. Через два месяца ей исполняется 80 лет. Возраст не девичий, да и хвори дают о себе знать. Однако, нужда-матушка заставляет.

Была у женщины трехкомнатная квартира во Владивостоке, которую она получила 35 лет назад. Дочери выросли, вышли замуж и ушли. Одна из них осталась жить с родителями. Выросли уже и внуки. Жить трем поколениям вместе очень сложно. Надежде Гасимовне хотелось уже тишины. Гости и музыка даже днем ее утомляли. Вот и решила Надежда Гасимовна разменять свою квартиру, чтобы отдохнуть от суеты.

Однако вместо обмена получила обман. Обратилась в фирму «Альцион». Заключила договор. Стала ждать. И до сих пор ждет… Нет, бабушку быстренько свезли в одну квартирку, так сказать, временно. Свою квартиру она сразу же освободила и выписалась.

А вскоре вернулся с моря хозяин жилья. Бабушку попросили… Так Надежда Гасимовна оказалась на улице. Фирма давно распалась. Руководителя Юлдашева судили за мошенничество. Дали три года. Однако, Надежда Гасимовна с тех пор стала бомжом. Было это семь лет назад. Нет у нее ни квартиры, ни прописки, ни жилья.

«Вы – наша последняя защита и надежда.» - говорит она С.В. Долотову, выходя из кабинета. Сергей Васильевич попросил Надежду Гасимовну изложить всю историю в письменном виде и подкрепить соответствующими документами, чтобы можно было работать.

- Люди приходят с надеждой на разрешение их вопросов, - рассказывает Сергей Васильевич. – Основная часть, как правило, уже обращалась в органы власти и правоохранительные. Нарушение прав человека начинается с того, что сама власть не защищает права граждан, а нарушает. Надо заставить власть напрямую защищать интересы каждого гражданина. Этому мы и содействуем, разъясняя права законные или незаконные. Помогаем найти способы и пути защиты своих прав в рамках действующего законодательства. В среднем на приеме бывает 8-10 человек в день. Даже в тайфун пришли два инвалида, а звонков было множество. Все ждут конкретной помощи, а оказать ее можно не всем. Все зависит от конкретной ситуации и содержания документа.

- Записываться на прием к Уполномоченному по правам человека необязательно, - говорит Михаил Анатольевич Журавский, руководитель аппарата. Юристами ведется ежедневный прием населения. Ни одно обращение не остается незамеченным и не принятым в работу. У нас каждого выслушают и постараются помочь. Чтобы обеспечить равные условия и доступность к Уполномоченному по правам человека, всем жителям Приморского края, организуем выезд юристов в районы, где они ведут прием граждан. Другое дело, что не все понимают наши возможности. Мы не можем дать квартиру (а основная часть обращений по жилью), заставить изменить решение суда, принудить руководителя выполнить те или иные условия. Но мы можем действовать в рамках закона. Наша задача – оказать содействие в защите прав граждан.

Галина Сизова.


Другие статьи номера в рубрике Защита прав:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100