Арсеньевские вести - газета Приморского края Книги от издательского дома Водолей
архив выпусков
 № 39 (758) от 26 сентября 2007  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
Почтовый индекс по России: 15543Online подписка на Арсеньевские вести
ВСЕЛЕННАЯ

Форточка бога

Вера Аксенова

Так называется спектакль. Почему? Это становится понятным после просмотра спектакля. Слова Музы, обращённые к Героине: «Пиши. И помни одно: когда черт запирает все двери – Бог распахивает форточку» - это не просто слова. Это то, что объясняет очень многое. И в жизни Героини, и в жизни самого автора, и в жизни очень многих российских женщин.

«Поэзия – это путь. Сначала – духовного сопротивления жизненным испытаниям, затем – духовного роста. Во все времена это - один из труднейших путей эволюции души человека, познания им жизни и самого себя. По сути - поединок с судьбой: она тебя бьет со всей силы и ждет, что ты скажешь. Выдержал? А если тебя вот так согнуть? Да еще придавить сверху? Такое чувство, словно у души все суставы выкручивают до хруста, все мышцы растягивают, словно в балетной школе. Но если выдержал - осанка на всю жизнь будет другая. Особая. А поскольку борьба эта в большей или меньшей степени идет в душе каждого, то и стихи рано или поздно становятся достоянием всех.

Говорят, что поэзия – это призвание.

Да, ты призван. К ответу перед собой и перед Богом.

Когда душа начинает искать Слово, чтобы выразить себя, свою муку и свою веру – твой путь определился», - говорит Галина Якунина.

Героев в спектакле занято немного. И большая заслуга не только автора, но и режиссёра, и всей труппы, что спектакль прошёл с таким успехом. На сцене – жизнь во всех её проявлениях, философски осмысленная. Жизнь женщины, её нелёгкий путь, путь её творческого прозрения, путь прозрения души. Когда жизнь становится невыносимой, когда кажется, что всё – ещё чуть-чуть – и ты не выдержишь, сойдёшь с ума. Именно в этот миг приходит спасение в образе Музы. И всё, что давило, что мешало жить, выливается в стихи. Так, или примерно так, происходит у каждого, кто начинает писать.

Она: И вот эта моя жизнь… она навсегда такая?..

Муза: А может, это не твоя жизнь.

Она: А какая моя?

Муза: Пиши.

Она: Что?

Муза: Стихи.

Она: (горько) Кто? Я?! Что я могу написать? Да и о чем писать-то? Все уже написано. Все! Понимаешь?

Муза: Забудь. Твое за тебя никто не напишет.

Она: Да в мои годы поэты погибают на дуэли, а не писать начинают.

Муза: А ты и погибла. Той, прошлой тебя, уже нет. Пиши. И помни одно: когда черт запирает все двери – Бог распахивает форточку.

Она (снимает платок, берет ручку и бумагу).

Нет сна.

Безмолвствуют миры.
И лунный путь мерцает млечно.
И высоко встают костры
Вратами огненными в Вечность.
Песчинка на вселенском дне,
Тянусь к звезде в просветах терний –
И словно сотен поколений
Тоска взрывается во мне.
Не за себя – за род людской
Беззвучно вопрошаю: кто я?..

Передать обычными словами всё, что происходит на сцене и в зале - это как будто спеть без музыки и слов, просто открывая рот. Обстановка была настолько тёплой, такие крепкие незримые нити связывали зрителей и артистов, что казалось – это не зал и сцена, это нечто единое целое, неразрывное и восторженное. Один час пролетел как одна минута.

Нельзя не сказать и о тех, благодаря кому состоялся этот истинный «праздник для души», как назвала его в своей статье о Галине Якуниной Алла Мещерякова (Светоград» № 7, 2007).

Режиссёр-постановщик театра «Рампа» (г.Находка) Татьяна Ивановна Тренькина настолько глубоко и точно прочувствовала природу таланта Галины Якуниной, настолько ярко отобразила жизнь обычной, задёрганной непростыми реалиями жизни, серыми её буднями и массой проблем, женщины, что кажется, будто она знала её всю жизнь, видела, как зарождается и разгорается в её душе эта яркая искорка таланта, перерастающая в яркий костёр, в котором сгорают все проблемы и неурядицы, все горести и беды. И остаётся понимание своего пути, который ох как нелёгок, тернист, но который очищает, приближает к Богу. Ведь на самом деле, «любое творчество - это поиск в себе Бога».

«Т.И.Тренькина — режиссёр по образованию, призванию и по душе, - говорит о ней А.Мещерякова. - Режиссёр тонкий, мыслящий, искренний ценитель поэзии, Татьяна Ивановна уходит от схемы профессиональной режиссуры в сторону выстраданной, высмотренной жизни. В судьбе обычной женщины, ставшей поэтом, она видит смысл судьбы человеческой. Артисты «Рампы» любят повторять: «У нас в театре техника запрещена...». В этой шутке велика доля правды. Режиссёр учит их не просто играть, а «включать в работу сердце. В этом их творчество сродни поэзии Галины Якуниной. В спектакле «Форточка Бога» во всей красе расцвёл, заиграл всеми красками «венок» народных талантов. Сложная роль выпала Наталье Типсиной — внешне она наивный ребёнок, будто только что спустившийся на землю с иной планеты, но её Муза — зрелый дух, посланник Света. С благословения Музы наша героиня начинает писать стихи. Каждое слово рождается в муках, но этот крестный путь — спасение.

Двое приходят в мир одинокими и всю жизнь ищут свою «половинку. И нет конца вечному противостоянию и притяжению мужского и женского начала. Только любовь, соединившая их, способна сотворить чудо. На одном дыхании исполнили эту Песнь любви Он и Она — Александр Мураховский и Марина Успенская

Особая роль в спектакле отведена массовке, которая, по замыслу режиссёра, стала «гласом народа» своего рода греческим хором. «Массы» представляют то очередь в собесе, то богемную тусовку, то зрительный зал. В этом амплуа колоритны и самобытны, каждый по-своему, артисты: Вадим Назаренко, Оксана Васильченко, Максим Вологин, Виктория Цирик, Евгения Заплитная и Ольга Земзюлина. А Тётка в исполнении Галины Ворониной — живой персонаж из реальной жизни. Эта соседка-подруга героини учит её жить «как все», уговаривает бросить писать стихи, заняться малым бизнесом. Но однажды, прочитав стихи «Сын мой», она, потрясённая, понимает, что в этих строчках звучит её боль, плачет её сердце». («Светоград» № 7, 2007 г.).

Спектакль окончен. Но все остались на своих местах. Долго не смолкали аплодисменты. Вызвали на сцену Героиню вечера и начался второй акт – цветы, поздравления. Главная героиня вечера, Галина Якунина, получила столько добрых слов и подарков, столько улыбок от благодарных зрителей, среди которых были и её друзья, почитатели её творчества, и собратья по перу, которые искренне восхищались её талантом, и конечно, её родные и самые близкие люди. Это был настоящий триумф.

Опустел зрительный зал. Но каждый участник этого волшебного действа, будь то зритель, артист или главные герои, запомнит этот вечер надолго, может быть, навсегда. Потому что искры от костра души Галины, как от сердца Данко, разлетелись и в душах каждого из нас зажгли свой, маленький костёр.

Вера Аксенова.

ЗДРАВСТВУЙТЕ!

Сегодня хочется продолжить разговор, начатый в предыдущем номере. Спектакль по произведениям Галины Якуниной, по её сценарию – состоялся! Это было в Пушкинском театре. Думаю, все, кто был на спектакле, открыли для себя, и даже в себе, нечто такое, о чём даже не подозревали. Новое рождение души.

Премьера спектакля состоялась 21 июня, в день рождения поэтессы, в Доме молодёжи города Находка. И прошла успешно. Именно поэтому было решено подарить спектакль и жителям Владивостока, города, в котором родилась и выросла девочка Галя, города, который навсегда стал её судьбой.


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100