Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 35 (754) от 29 августа 2007  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Вавилонским башням - нет!

Маргарита Пархоменко

Я шла по Океанскому проспекту от площади Борцов и вдруг… барьер, stop – проспект перегородил монстр – многоэтажное здание напротив мэрии. Оно разрушило архитектурное пространство. Я остановилась и мысленно перенеслась в иные широты – на Невский проспект Санкт-Петербурга. Куда и вас зову.

Какое счастье для Петербурга, что Карл Иванович Росси случился у своей маменьки-балерины не в Италии, а в России. В самой сердцевине Невского проспекта есть изумительное пространство, созданное великим архитектором – ансамбль площади Островского, улицы Росси и площади Ломоносова. Как всё качественно получилось, вечный урок и назидание архитекторам, - вот так надо ладно и складно кроить городскую материю. Всё как в утопических проектах идеальных городов – одно открывающееся пространство за другим, вольное и мощное дыхание города. Как раскрылось с Невского – загадки лабиринтов великого проспекта – так и пошло дальше и дальше.

Невский от Садовой до Фонтанки – самый парадный и столичный Петербург: Императорская библиотека, Императорский театр (Александринка), памятник императрице в «Катькином саду», императорская резиденция (Аничков дворец), шесть полос с разметкой и переходом, узорные гранитные тротуары. Пятнадцать маршрутов общественного транспорта. Что приятно – несмотря на врождённый пафос, всё здания доступны, никаких тебе спецслужб на входах, угрюмых рож и полосатых шлагбаумов в подворотнях. Город для горожанина: хочешь книжки читай, хочешь песне внимай или просто на лавочке в сквере загорай.

Все эти прелести я лично там освоила. Место людное, туристическое, многообещающее. В квартале «два национальных героя», и оба с «биографией», первый русский драматический театр, который готовится отпраздновать 250-летие, и первая русская Публичная библиотека, немногим моложе. Там много ещё сюжетов, хоть квартал и маленький: дом Крылова, «Метрополь»…

А в центре для меня – Театр. Знаменитая Александринка имени А.С. Пушкина. Сама судьба, мощный её зов привёл меня на премьеру спектакля «Живой труп» по Л.Н. Толстому в оригинальной постановке Валерия Фокина. Разгорячённые и взволнованные, вышли из театра зрители, и я в их числе.

Передо мной возникла девушка и протянув несколько белых листов, попросила: «Если согласны, подпишите». И растворилась в весеннем тумане. Пришло время, вот я и подписываюсь. Дело в том, что ГАЗПРОМ решил построить рядом со Смольным собором свой деловой центр – 300-метровый небоскрёб (ГАЗПРОМ-Сити). Это вызвало у горожан настоящий шок.

Большинство считает, что агрессивное вторжение в сложившееся целое города приведёт к гибели привычный нам всем прекрасный, гармоничный Петербург. Дворцовая площадь и весь нынешний центр города, входящий в перечень мирового культурного наследия ЮНЕСКО, могут превратиться в скромное предместье величественного «Газпром-Сити».

Великий кинорежиссёр Александр Сакуров, как творец и гражданин, выразил свою непримиримую позицию: «Этот проект я оцениваю как набег кочевников. Имена архитекторов известны. Они перебегают из страны в страну, из города в город, зарабатывают. Они не интересуются культурой того места, куда прибежали. Поэтому, если их не остановить, они, как колорадские жуки, съедят всё в Петербурге. Останутся одни огрызки».

«Нам и своих борзых ребят трудно остановить – посмотрите, что петербургские «архитекторы» строят в городе, осуществляя идеи уплотнительной застройки. Уничтожаются скверы, рубятся деревья. Перед окнами людей вырастают бетонные стены».

Такая деструктивная архитектура, продолжу я, оказывается, приобрела уже общероссийский размах. Но если в Питере поберегли Невский, то во Владивостоке с особым азартом напали на центр. Уже стал дивным видением оазис из декоративных скульптур «Слоники» и цветущих деревьев (яблони, сакура) на Семёновской площади. Сейчас втиснут туда многоэтажный монстр, зелёное пешеходное пространство от обильного транспорта стало загазованным местом. Оригинальное здание Первой гимназии перечёркнуто врезанным напротив неё многоэтажным небоскрёбом на выкорчеванном подчистую скверике с зелёной рощицей.

Люди, любящие город, качают головой, протестуют, а иногда разводят руками от бессилия: «деньги решают всё». Александр Сакуров спросил: «И ради чего растут эти торговые и развлекательные комплексы, офисы. В городе катастрофическое положение с жильём… Мы называем себя Европой, но если зайти в каждую вторую квартиру – видно, в какой чудовищной бедности живут люди. И при всём при этом город миллиарды готов вложить в карточный домик. В вавилонскую башню».

Моя знакомая, которая работает в здании рядом с растущим монстром на Океанском проспекте, сказала мне, что её психологически гнетёт дорога на работу мимо этого чудовища и что она решила уйти оттуда. Общеизвестно, что архитектура оказывает сильнейшее влияние на творческие силы людей, но если на здание «нахлобучивают» новые этажи, если бетонные коробки застят свет в окнах и перекрывают вид на бухту Золотой Рог, то и горожане начинают чувствовать сильнейший дискомфорт.

Хочу напомнить вам, что в Париже мэры 18-го и 9-го округов решили вернуть бульвар жителям в первозданном виде, произведя необходимые реставрационные работы. Меня поразило, что над концепцией нового общественного пространства на бульваре Клиши работала супермощная команда. Не только главный архитектор Парижа, но и специалист по ландшафтам и социолог. Чтобы реконструкция шла без психологических травм, мэры округов проводили разъяснительную работу с населением всемирно известного Монмартра.

Вернёмся к нашим реалиям. Мой юный друг Виктор Шалай, выбрав любимые места во Владивостоке для фотоальбома, написал в предисловии: «Расположенному на полуострове Владивостоку всегда не хватает места для чего-нибудь. Не имея возможности расти вширь, ему приходиться делать вдох, потуже затягивать пояс и менять что-нибудь внутри себя. Тротуары на проезжую часть, лес – на жилые кварталы, живописный берег – на причальные стены. Время идёт, оставляя за каждым поколением право на ностальгию по любимым уголкам»…

Верно подмечено: романтик мой Владивосток пожирает сам себя. Однако есть нам напоминание, что в 1964 году в Венеции была принята «Международная Хартия по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест». Одно из её положений гласит, что памятники культуры каждой нации – от выдающихся произведений до самых скромных – это неотъемлемая часть всемирного наследия, они представляют ценность для мировой культуры».

Так что нам всем надо почувствовать и осознать, что каждое здание и прилегающий к нему скверик в центральной, исторической части города, которые имеют «лица не общее выраженье» - неотъемлемая и священная часть культуры наших предков, за которую мы несём прямую ответственность.

И уж если «московские» ребята и иже с ними, хотят строить новый Владивосток, то пусть воспользуются примечательным опытом Европы. В Париже построен район «Defence», (образ города XXI века) в стороне от исторического центра. Садишься на скоростное метро - и за пять минут ты попадаешь совсем в иной мир - из стали и стекла, бронзы и новопластиков. Но ведь в этом Париже жить никто не хочет, предпочитают старинную часть, дома без наличия современных признаков цивилизации, например лифтов.

В Бразилии, например, решили не модернизировать Сан-Паулу или Рио-де-Жанейро и построили новую столицу. Ничего нового не возводят в Норвегии или Швеции. Зачем нам по всей России навязывают разрушительную энергию «уплотнительных» застроек от Санкт-Петербурга до Владивостока? Они никогда не станут высокой классикой в архитектуре, ибо враждебны человеку и окружающей среде.

Заваливающийся кран на месте возведенного монстра - это предупреждение всем нам. И потому я присоединяюсь к Александру Сакурову: «Петербург задуман и построен не нами. Город нам не подарен, не отдан для примитивного использования. Он передан нам временно, чтобы мы пожили здесь своё. Мы обязаны передать его в таком виде, в каком получили. Не надо трогать то, что создано не нами и проверено временем…»

Моралите: Мы, жители города Владивостока, обращаемся к Губернатору, в Общественную палату РФ (М, 125993. ГСП-3 Миусская пл., 7-1) с предложением утвердить законом во Владивостоке строгий режим охраны единства застройки в пределах объединённых зон охраны, обеспечить законом сохранность, научную реставрацию и неприкосновенность всех без исключения памятников культуры.

Маргарита Пархоменко.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100