Арсеньевские вести - газета Приморского края Книги от издательского дома Водолей
архив выпусков
 № 9 (728) от 28 февраля 2007  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
Почтовый индекс по России: 15543Online подписка на Арсеньевские вести
ЭКОНОМИКА

Передел власти в масштабе района

Татьяна РОМАНЕНКО

Председатель Думы Хорольского района Александр Чудайкин о собственности, власти и деньгах

«ПЕШАЯ ДОСТУПНОСТЬ» ОТ ЗАКОНА № 131

С января 2007 года вступил в силу в полном объеме закон, принятый в 2003 году, №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления”, которым на орган местного самоуправления поселений (не путать с администрацией района!) возложены очень большие обязательства.

Этот закон позволяет жителям непосредственно участвовать в управлении в своих населенных пунктах. Есть такое понятие: «пешая доступность». Это когда любой гражданин может буквально пешком прийти во властный кабинет, стукнуть кулаком и реально спросить с того, кто в этом кабинете восседает. А до районной власти не всегда доедешь, а доберешься – в приемной насидишься, да еще и обхамят ни за что.

Ведь есть в нашем крае, например, Тернейский, Ольгинский районы, где до райцентра 200 - 500 километров. Если вся власть сосредоточена именно там, то, конечно, ничего толком решаться не будет, потому что нет оперативности, нет мобильности.

ОБЯЗАННОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ

Обязательств (и ответственности) у администрации поселения больше, чему администрации района. Однако очень мало имеется средств, с помощью которых можно эти обязательства выполнять. Поселению переданы очень трудно собираемые налоги: земельный, имущественный, 30 процентов налога сельскохозяйственного. Самый хороший налог НДФЛ (налог на доходы физических лиц), но его всего 10 процентов.

Для того, чтобы хоть как-то исполнять обязательства, возложенные государством на главу администрации и муниципальный комитет поселения, необходимо иметь хотя бы имущество. Но районная власть пытается так или иначе отнять и это.

Поселение желает хозяйствовать самостоятельно, район формально этому воспрепятствовать не может, но на самом деле идет торг: «Мы вам дадим это, а вот мы вам это не дадим, если вы не сделаете так». И не только по имуществу, даже по денежным средствам.

Так как на поселение сейчас предусматривается дотация, а дотации идут трансфертом через район, в связи с этим район предлагает – вот вы подпишите с нами какое-нибудь угнетающее вас соглашение по денежным средствам, тогда мы будем вам их передавать. Все рассчитано на то, что в поселении не понимают, что не обязаны подписывать договоры с районной властью, если нецелесообразно это делать.

Например, у нас в районе такие договоры-соглашения были направлены во все шесть поселений и не подписаны только одним – Верой Смирновой, главой поселения Ярославский.

СПОРНОЕ ИМУЩЕСТВО - ВЛАСТЬ НЕ ОТДАДИМ!

Мной был разработан законопроект о разграничении имущества между поселениями и районной администрацией в Хорольском районе. Между прочим, первый такой закон в крае. Но и краевой властью желание поселений самим распоряжаться своим имуществом воспринимается довольно странно - как продажа какая-то или раздача. Очень противится этому закону комитет по имуществу края.

Проблема основная в том, что районная власть не желает делиться своими полномочиями, отдавать на места распорядительные функции. Казалось бы, полномочия накладывают дополнительные обязательства, но с другой стороны – они дают и власть.

У нас зачастую районная администрация к поселению относится так: «А, так вы хотите решать вопросы самостоятельно, ну мы вам устроим, вы не получите помощи, и ничего вам не дадим». В результате от этой борьбы за власть страдает население.

На территории городского поселения Ярославский несколько «спорных» объектов: аптека, спортивный комплекс, рынок, хлебозавод, Ярославское жилищно-эксплуатационное водоканализационное хозяйство (ЯЖЭВКХ). После того, как эти предприятия стали муниципальными, ими управляла практически районная администрация. По новому закону поселение вправе владеть и управлять имуществом. Но каким имуществом и где его взять? Естественно и в соответствии с законом, забрать в свое ведение у районной власти путем разграничения то, что находится на территории поселения и осуществляет только поселенческие функции.

Аптека в Ярославском одна, она обслуживает полностью весь поселок. Почему она должна относиться к району? Она не носит межпоселенческого характера. То же относится и к остальным объектам. А хлебозавод городского поселения Ярославский похоже район постарался вообще разорить, потому что в сельском поселении Хороль есть свой хлебозавод, который конкурент нашему.

Районная администрации не хочет или не может понять: когда есть конкуренция, что между хлебопеками, что на рынке, что в политике, что в ЖКХ, это нормально. Когда есть муниципальные предприятия, частные предприятия, те же ТСЖ, тогда у людей есть выбор, конкурирующие фирмы оказывают услуги более качественно, иначе они не выживут на этом рынке.

Что касается имущества ЯЖЭВКХ, то и здесь отдельный разговор. Кто и как им распоряжается, жители Ярославского иногда узнают из объявлений «на заборе» типа: «Уведомляем, что с такого-то числа платить за воду нужно не в ЯЖЭВКХ, а в общество с ограниченной ответственностью «Ярводснаб», а за тепло и горячую воду - ИП Загребушко».

Кому будут перечислены эти деньги дальше, никто знать не имеет права – имущество, извиняемся, не поселенческое. Глава администрации Ярославского Вера Смирнова только разводит руками – жители с претензиями идут к ней, а хоть как-то помочь местная власть в ее лице не в силах – не их собственность.

Предприятие коммунального хозяйства ЯЖЭВКХ, обслуживающее поселок Ярославский, находится в стадии банкротства. Довод у районной администрации, которая отказывается отдать имущество ЯЖЭВКХ поселению, «железный» – нельзя передавать имущество, которое когда-нибудь будет включено в конкурсную массу. Потому что конкурсный управляющий когда-нибудь его продаст!?

А ведь это и водохранилище и скважины, которые являются недрами, объектами жизнеобеспечения, как их можно продавать?

Сейчас эти объекты переданы в полное хозяйственное ведение ЯЖЭВКХ, которое, повторю, находится в состоянии банкротства. Но пока конкурсная масса не сформирована, пока не оформлены паспорта, у нас есть реальная возможность все это передать в собственность муниципалитету поселения. Причем поселение является правопреемником района, по ФЗ-131. И поэтому нарушения законодательства здесь никакого нет. То, что подлежит продаже через конкурс будет продано, остальное останется в поселении, а не в районе, у которого функция по ЖКХ уже нет.

Основной кредитор у ЯЖЭВКХ – налоговая инспекция. Более 90% долгов – это налоговая задолженность. До объявления банкротом, на стадии оздоровления можно было разработать систему погашения долгов, но ничего этого сделано не было. Эта стадия была пропущена.

Неофициально идет тяжба. Район заявляет, что платежи за найм не являются коммунальными услугами и не должны оставаться на предприятии коммунального хозяйства, а должны поступать на счета администрации района. Ранее принималось решение , что сбор платежей должно осуществлять предприятие. Оно и «забывает» отдавать эти деньги.

А сейчас, когда идет конкурсное управление, есть хороший повод сказать: «А мы все получаемые деньги должны отдавать на погашение задолженностей». Но здесь необходима была более жесткая политика района по отношению к конкурсному управлению. С 1.01.07 этот вопрос перешел в ведение поселения.

Подготовила к публикации Татьяна РОМАНЕНКО.

Рисунок Евгения Меркурьева

От редакции: Продолжаем «капать на мозги» всем заинтересованным лицам по поводу дома без крыши по адресу пос. Ярославский, Лазо, 3.

Если деньги за найм социальных квартир и деньги за коммунальные услуги собирает банкрот ЯЖЭВКХ, который затем направляет их прямиком, как в бездонную бочку, в зачет долгов, то откуда ж они возьмутся на ремонт крыши?


СПИСОК имущества,

переданного в аренду предприятию “Ярводснаб” 1 февраля 2007 года.

- 11 зданий насосных скважин;

- водохранилище;

- 4 скважины;

- 8 веток водопровода;

- хозяйство питьевой воды;

- перекачивающая насосная станция;

- канализация;

- канализация-коллектор;

- ЛЭП 400 кВт

- 4 трансформаторных подстанции;

- эстакада;

- 70 других объектов - здания, автомашины, насосы, станки и др. оборудование.


Говорят, что конкурсный управляющий ЯЖЭВКХ пытался включить в конкурсную массу и все дома, которые находятся на обслуживании предприятия, собирал деньги и не отправлял в Хороль, а оставлял на предприятии.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Высказать свое мнение о статье:
Ваше имя:

Ваш комментарий: (не более 1500 знаков)    
Любой пиар и антипиар с форума будет удаляться. Просим писать по существу и не переходить на личности.
-- Редакция "АВ".
Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100