Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 7 (726) от 14 февраля 2007  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Сказ о Машке-искуснице, звезде Тихаса

Василий Баюнов, Виктория Ешкина

У самого синего моря затерялся городок Бичуринск Тихасского уезда. И правил тем городком – муниципальным образованием князишка местный.

Как и положено владыке (даже мелкопоместному), пригласил он как-то к себе на службу заместителей. Ну, чтобы можно было с ними на пиры ездить в соседние княжества. Звали же их Али-хач и Баранович.

Сидел когда-то Али-хач в боярской Думе, да не усидел. Разгневался на него за что-то царь, да и погнал в уделы тихасские. Принял его князишка мелкопоместный в ближний круг, милостями осыпал. Так и стал Али-хач заместителем князишкиным.

Баранович же свой парень, местный. Служил воеводой на государственной службе, пришел срок пенсии, пошел на поклон к князишке славному. Мол, так и так, стар я стал, для службы государевой не годен, дай мне местечко теплое, да не сильно беспокойное. Сжалился владыка над Барановичем, сделал и его своим замом.

Вот только простому люду все это не понравилось, невзлюбили они князишку с холопами его новыми. Стали на поборы и несправедливость жаловаться. А тут еще и Али- хач земляков со своей далекой, заморской родины кликнул. Совсем народу житья не стало.

Понял князишка, что люд на него гневается. Собрал замов своих верных, и стали они думать, как любовь вернуть народную. Встал тут Али-хач, да говорит речь мудрую: «Есть на примете у меня девушка одна. Ловкая да хитрая, Машкой -искусницей кличут”. Обрадовались князишка с Барановичем, коньяка французского выпили, да и поехали в стольный град за Машуткой.

Быстро сказка сказывается, да вот дело долго делается. Не оказалось искусницы дома. Но Али-хач - голова о семи пядей, на рынок китайский заехал. А Машка в это время по рядам торговым ходила, выбирала махомотки разутряпистые, да бранилась жутко за рубль каждый, ибо был начальник ее тогдашний скуп, да и девок не любил.

Увидал Али-хач Машку, что за тряпки ругалась, да и купил, не торгуясь, все махомотки разутряпистые. Растаяла искусница от щедрости такой, да и поехала во владения князишкины. И дали там Машке терем высокий, двухкомнатный, денег больших посулили.

Тут бы и сказке конец, да сказала Машка князишке мелкопоместному: «Нужны мне для работы телеглашатаи. Те, что есть у тебя, не годятся». Позвала Машутка новых глашатаев, варягов засланных, да и поручила им дело важное, князепиарное. И стали варяги засланные делать телевидение новое, да князишку пиарить.

Но народ местный им не поверил, так как много врал князишко люду. Сказки рассказывал, что в домах тепло да уютно, что топлива на зиму запасено много, да что народ уж слишком много за свои халупы задолжал. Возмутился народ ложью наглой, беспардонной. Звонить стал да глашатаев попрекать, что потакают они вранью князишкиному.

А Машка-искусница в угоду владыке совсем завралась, да стала боярыню из себя корчить. Но сказали люди мудрые: холопкою была, ею и осталась. Невзлюбил народ ее пуще замов, за спесь немалую и гордыню великую.

Надумал князишка отобрать у народа телевидение его.

Глашатаи же не поняли вначале замыслов подлых, и стали телевидение развивать, да деньги зарабатывать. Машка же искусница, хитрая да ловкая, знала о замыслах владыки, и в душе мечтала угодить князишке, а глашатаев новых козлами отпущения сделать. Возьмут кредит они в банке под залог имущества, тут и процедуру банкротства начать можно будет, рассуждала Машка.

Глашатаи же брать кредиты не желали, чем очень гневали искусницу с князишкой. Пожаловалась тогда Машка Али -хачу: мол, тормозят, со мною, искусницей, собачатся. И сказал тогда Али-хач: «Не печалься, Машонка (не силен он был в русском языке, ударения ставил, как мог, и имена русские путал). Не добром, так силой их заставим». Да вот только глашатаи кинули на стол князишке челобитные об увольнении, да и покинули князишкины владения.

P.S. По слухам, не простил князишка искуснице, что не помогла ему в замыслах его подлых, и решил от болтуньи избавиться. Ни к чему она ему теперь.

А Машке-то искуснице Бичуринск понравился, а более того – разутряпистые махомотки, что на княжескую мошну покупает. Не желает она уезжать, вот и вцепилась в Али-хача хваткой мертвой. Да только, говорят людишки местные, не желает Али-хач из-за Машки отношения с князишкой портить, самому место теплое да денежное нужно.

Этой сказочке конец.

Василий Баюнов, Виктория Ешкина


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100