Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 4 (723) от 24 января 2007  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Опять «не в ту степь»?

Валерий КУЦЫЙ

Когда диктуются эти заметки, нефтегазовый конфликт между Россией и Белоруссией, кажется, перешел из стадии взаимного выкручивания рук в стадию договоренностей. Хочется думать, противостояние на этот раз закончится миром, который, как известно, даже в самом не лучшем своем виде предпочтительней доброй ссоры.

Вместе с тем надо признать, что вышли мы из свары с немалыми потерями – и материальными, и моральными.

В чем состоят материальные потери? Главным образом в том, что мы вдвое снизили свои требования по оплате за газ. Требования справедливые, предусматривающие для Белоруссии условия куда более выгодные, чем для других стран. Но сумев добиться даже их сокращения наполовину, батька Лукашенко с блеском доказал свое умение торговаться и способность без тени смущения шантажировать братьев-славян.

Куда серьезней, однако, потери иного плана: случившееся заставило европейские страны, потребляющие наши нефть и газ, всерьез задуматься над тем, насколько состоятельным партнером в этом смысле является Россия и не следует ли позаботиться о более надежных источниках и поставщиках энергоносителей. Им ведь все равно, через кого идут наши нефть и газ, - через Украину, с которой тоже была разборка, через Белоруссию ли. Важно одно – чтобы энергоносители поступали полностью и своевременно, а как раз этого-то никто гарантировать и не может, ибо у нас еще не стало законом незыблемое правило рыночных отношений: дружба дружбой, а табачок врозь.

Скажу больше. Братские отношения с россиянами существуют для Лукашенко до тех пор, пока наша страна соглашается играть роль наивной дойной коровы. Такое с Россией бывало не раз, различные «братские» государства, партии и так называемые национально-освободительные движения получали от нее материальную и финансовую помощь, а затем посылали воздушный поцелуй и поворачивались спиной. До сих пор мы прощаем то одним, то другим прошлые долги, сами же аккуратнейшим образом платим не только за Россию, но и за весь бывший Советский Союз.

Что касается конкретно Александра Григорьевича Лукашенко, то неужели не ясно, что ведя бесконечные переговоры об объединении России и Белоруссии, он держит нас за дурачков, простотой которых грех не воспользоваться. Да никакого объединения не будет, покуда Лукашенко находится у власти, оно ему абсолютно не нужно.

В своей стране он по сути является пожизненным диктатором, обладающим неограниченными полномочиями и никому не подотчетным. И не с его претензиями на роль отца всех белорусов расстаться с таким положением.

Так стоит ли питать иллюзии насчет батьки Лукашенко и его намерений? Не пора ли отказаться от застарелой привычки поддерживать за счет собственного народа авторитарные режимы, не признающие ни прав человека, ни нормальных межгосударственных отношений, основанных на безусловном соблюдении всех заключенных договоров?

Без такой поддержки у последнего диктатора Европы нет ни одного шанса сколько-нибудь длительное время продержаться на посту главы государства. Ему останется единственное – завернуться в шкуру тигра, подаренную некогда Евгением Наздратенко, и по возможности без скандала уйти из политики. А Белоруссия, обретя демократию, охотно, думаю, объединится с Россией и будет получать энергоносители по тем же ценам, что и Смоленская область. Мой командир отделения младший сержант Бербеницкий (кстати, белорус) говорил: «Еще не родился тот солдат, которому пошли бы во вред два наряда вне очереди».

Предложив такое решение одной из важнейших проблем общегосударственного масштаба, считаю возможным осветить кой-какие аспекты ситуации внутри края. Для этого, мне кажется, полезно будет процитировать фрагменты интервью губернатора Сергея Михайловича Дарькина, которое он дал корреспонденту «ОТВ-Прим» незадолго до Нового года. Итак:

«Так случилось, что научно-производственный совет при Совете Безопасности выработал ряд методик, которые ваш покорный слуга разрабатывал для Приморского края еще год назад, параметры индикативных показателей, цифры. Параметры экономической безопасности будут рассчитываться по этим показателям.

Что это значит? Будет оцениваться, насколько экономика края, Дальнего Востока защищает наш Дальний Восток... Мне приятно то, что мы в последние годы очень сильно эти показатели усилили, уменьшили факторы риска, и сегодня Приморский край и Дальний Восток являются одной из точек роста у нас в стране. И Совбез, я надеюсь, будет давать определенные предложения правительству о том, что необходимо разработать не только федерально-целевую программу для Дальнего Востока, но и принять ряд конкретных проектов по развитию Дальнего Востока и, конечно же, Приморского края.

Почему? Потому что сегодня Приморский край стал лидирующим субъектом Российской Федерации на Дальнем Востоке, мы сегодня по объему валового продукта переплюнули все другие субъекты Федерации…, а сегодня самое главное, что и структура экономики у нас достаточно конкурентоспособная, из всех субъектов Российской Федерации у нас самая конкурентоспособная структура экономики.

С чем это связано? С тем, что, к сожалению, у нас не было ни нефти, ни газа, ни других больших источников сырьевых, производств, таких как металлургия, крупных заводов сырьевого сектора, поэтому мы смогли за эти годы перестроить нашу экономику на так называемый целостный характер и пожинаем сегодня плоды. Более того, мы прогнозируем дальнейший существенный рост нашей экономики, а в соответствии с этим экономика – это база нашей жизни, улучшение качества жизни наших приморцев».

Не будучи специалистом, не берусь судить, насколько справедливы утверждения Сергея Михайловича насчет развития приморской экономики. А вот касательно качества жизни, так тут уж и не знаю, что подумать. Вроде бы по официальным данным мы по уровню зарплаты находимся на 9-м месте среди 10-ти дальневосточных краев и областей, но в чем же тогда выражается влияние экономики, которая развивается столь бурными темпами? Цены-то и тарифы растут, зарплаты и пенсии за ними угнаться не могут, и если кто-то благодаря этому богатеет, то кто-то не знает, как сводить концы с концами.

Рассказали мне, правда, об одной маленькой хитрости. Когда произведенная продукция оценивается в денежном выражении, то если тарелка, которая сегодня стоит 10 рублей, завтра будет стоить 20, экономические показатели улучшатся вдвое, хотя покупателю от того не легче, а наоборот, тарелка как была одна, так и осталась, только вдвое подорожала. Надеюсь, Сергей Михайлович имел в виду не такого рода достижения.

А вот дальнейший его рассказ хоть кого может повергнуть в шок. Смотрите:

«Сегодня у нас достаточно большие, очень большие проекты, которые мы начинаем обсуждать на территории Приморского края. Они очень амбициозны, самые большие цифры я могу назвать уже сегодня – это сделать в Приморье город Владивосток, «Большой Владивосток» мегаполисом, пять или шесть миллионов жителей, практически всё население Дальнего Востока, который бы стал восточной столицей нашей страны.

По темпу роста это была бы вторая или третья точка роста в нашей стране. Да, мы будем привлекать людей, во-первых, из России, и первые 4200 человек мы начинаем уже приглашать к себе в 2007-м году. Проект «Большой Владивосток» - 5-7 миллионов человек – это проект современного мегаполиса. Современно как люди живут? – Это малоэтажное строительство, это объединение всей береговой черты - Хасанский район, Надеждинский район, Уссурийск, Артем, Владивосток, Большой Камень до Находки, то есть вся южная линия залива Петра Великого будет «Большой Владивосток». Вот такая идея у нас есть, и мы ее начинаем прорабатывать».

Идея базируется на просьбе краевых властей, поддержанной президентом Путиным, чтобы в 2012 году саммит руководителей стран АТР проходил во Владивостоке. И это, по мнению Сергея Михайловича, вполне реально, хотя со своей стороны замечу, что в 2008-м году мы получим другого президента, у которого может быть свой взгляд на место проведения саммита.

Однако надежда в наличии имеется, и мечтатели из Белого дома хотят осуществить ее с небывалым размахом. Назову лишь часть объектов, которые команда Сергея Михайловича планирует соорудить благодаря пролитию на край золотого АТРовского дождя.

Долгожданный мост через бухту Золотой Рог. Проходящая вдоль побережья современнейшая трехполосная автотрасса Владивосток-Артем. Скоростная железнодорожная магистраль Владивосток-Артем-Уссурийск. Большой конференц-зал. Пятнадцать трех-, четырех- и пятизвездочных отелей (Часть из них намечается потом перепрофилировать в элитное жилье). Медицинский центр на уровне лучших мировых стандартов. Шикарный Дворец бракосочетаний. Театр оперы и балета. Перечисленное, повторяю, лишь часть того, что хотелось бы получить на средства, откушанные под будущий саммит от государственного и инвестиционного пирога.

Сколько же будет стоить вся эта музыка? По самым скромным прикидкам – 10 миллиардов долларов, то есть куда больше четверти триллиона рублей.

Рассказывают, министра экономразвития Германа Грефа, который побывал у нас вместе с руководителем президентской администрации Сергеем Собяниным, очень позабавила эта цифра, и он сильно смеялся над аппетитом приморских экономических фантастов. Как стало понятно из упомянутого смеха, получить удастся (если вообще удастся) лишь незначительную часть указанной суммы. Но дело даже не в этом, дело в некомпетентности, которую неожиданным образом продемонстрировали приморские администраторы.

Да, мост через бухту нужен давно и до зарезу. Скоростные автобаны и железнодорожные магистрали тоже хотелось бы иметь, современный медицинский центр – тем более, он хоть как-то поможет вывести здравоохранение края из того пещерного состояния, в каком оно находится.

Обеими руками голосую за театр оперы и балета. Почему такой театр, известный всей стране, может быть в Перми и не может – во Владивостоке? Приморцы тоже имеют право слушать вживую «Пиковую даму» и «Князя Игоря», смотреть «Золушку» и «Лебединое озеро». Великая русская культура – это бесценное наше богатство, которое мы должны беречь и преумножать.

Но вот образование города с населением большим, чем проживает ныне на территории всего Дальнего Востока, является, по моему мнению, идеей, во-первых, практически неосуществимой, а во-вторых – просто вредной. В этой связи у меня имеется несколько вопросов.

Осознают ли руководители края, сколько потребуется жилья, чтобы поселить пять миллионов прибывших к нам людей? По моим расчетам, примерно 1 миллион 700 тысяч квартир, и это без учета того, что немало и ныне проживающих у нас людей нуждаются в улучшении жилищных условий. А сколько нужно будет построить больниц, поликлиник, родильных домов, детских садиков, школ, всего того, что мы называем инфраструктурой?

Сколько потребуется проложить километров инженерных коммуникаций, чтобы обеспечить огромный город электроэнергией, теплом, телефонной связью, водой? О последнем нужно сказать особо. Мы и сейчас-то испытываем трудности с водоснабжением, а что будет, когда население увеличится в десять раз? И потом, кто сказал, что жизнь в огромных городах более комфортна, нежели в небольших? Мировая практика свидетельствует об ином.

Жители мегаполисов испытывают психические перегрузки, чаще страдают от сознания своей малозначительности, ненужности – «небоскребы, небоскребы, а я маленький такой».

Конечно, условия жизни москвича, и работающего, и пенсионера, не сравнить с условиями жизни среднего владивостокца. Но то Москва, куда стекаются основные финансовые потоки со всей страны. Она у нас одна такая, и другой, ну, может, за исключением Санкт-Петербурга, больше не будет.

Прикинем же, какие плюсы и какие минусы можно получить, преобразуя Владивосток в соответствии с планами краевой администрации. Минусы – это огромные расстояния, которые придется преодолевать гражданам, чтобы решить какой-нибудь вопрос в центральной городской организации; это возросшие очереди в медицинские учреждения; это еще больше пробок на дорогах от все новых и новых личных автомобилей; это дальнейшая криминализация краевого центра, потому что преступников всегда притягивают большие города, где легче оставаться анонимными; это участившееся безводье в наших домах; это, наконец, больше трудностей в управлении сложным городским хозяйством. А плюсы? Я не вижу их, если не считать плюсом широкие возможности воровать, которые появляются и успешно реализуются в нашей стране при любом большом строительстве.

С моей точки зрения, приморские власти явно идут «не в ту степь».

Им бы подумать о малоимущих семьях и стариках, которым по непонятным причинам снизили субсидии на оплату коммунальных услуг, но зато повысили тарифы на электроэнергию и отопление. Разобраться бы, что в конце концов происходит со льготными лекарствами, почему люди подолгу должны стоять в очередях, чтобы внести коммунальные платежи, отчего столько жалоб на работу общественного транспорта, по какой причине уже который год подряд Владивосток зимой превращается в ледяной каток, на котором происходит множество ДТП, а пешеходы ломают руки и ноги. Жаль, что нашему начальству не до таких мелочей, что оно живет по принципу – большому кораблю большое плаванье. Или большая лужа?

Валерий КУЦЫЙ.

Рис. Василия Александрова

P.S. Ну никак не могу узнать, куда девалось обращение к президенту Путину, под которым перед выборами в крайЗакС приморские «медведи» собрали более трехсот тысяч подписей граждан. Помните, насчет чего было то обращение? Насчет повышения пенсий дальневосточникам. Будь добра, уважаемая «Единая Россия», сообщи, пожалуйста, можно прыгать пенсионерам от радости уже сейчас или немножко подождать?

В.К.


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100