Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 44 (712) от 8 ноября 2006  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

А кто о них помнит?

Татьяна КИВАЕВА

Почему мы не хотим разглядеть бабушку с клюшкой на оживленной магистрали ... и быть добрее к собственному отцу
Предысторией к моему рассказу стал недавний случай. Нет, даже не так. Несколько случаев.

Случай первый: общественный

...Я ехала в автобусе, который следует по маршруту “Маяк-Варяг”. Водитель гнал на всех парусах, мастерски обгоняя джипы и дорогие легковушки. Пассажиры недовольно возмущались и требовали прекратить такой форсаж. Но “молодой Шумахер” и не думал нажимать на тормоза.

Вдруг из-за поворота резко вывернул грузовик. Испуганный автобусник, наконец (правда, с большим опозданием) вдавил дрожащую ногу в педаль.

Ситуация готовилась попасть на газетные полосы криминальной хроники. Но, к счастью, водителю удалось справиться с управлением, однако в ущерб здоровью пассажиров.

На таких крутых виражах не выдержит даже молодецкая сила, что уж говорить о пожилых людях. Субтильная пенсионерка, не сумев удержаться за хлипкие поручни, растянулась на грязном полу. Встать она больше самостоятельно не смогла.

Наверно, водителю надо было хотя бы извиниться, но его ответом стало только неприкрытое хамство: “Бесплатно и так проедешь, старая карга!”

Мы вышли с Анной Павловной (пострадавшей женщиной) на одной остановке. Я видела, как она села на лавочку и отчаянно заплакала. Незаслуженная обида захлестнула ее сердце. Я села рядом и молча выражала свое сочувствие.

Анна Павловна заговорила сама: “Доченька, - сказала она мне очень мягко, даже жалостливо, - ведь у меня самой такой же сын; всю жизнь отработала на швейной фабрике, даже на пенсии санитаркой в детской больнице полы мыла. А теперь воттакой удалец меня грязью поливает”. И ее выцветшие глаза снова налились “физиологической болью”.

Я шла домой и думала: почему мы так поступаем с людьми? Разве нам старость не грозит? Но ответ ко мне, увы, так и не пришел...

Осень навевала печальные воспоминания, а старушки с протянутыми ладошками в подземном переходе только еще раз указали на другую сторону жизни - без светлого будущего.

Случай второй: частный

Кто не знает Петра Ивановича? Этот 84-летний старик провел в доме на улице Давыдова всю свою жизнь. Такой же известностью, как и он сам, обросла его печальная семейная история.

Жил Петр Иванович с женой, дочь у них подрастала - отличница, умница, мамина помощница. Всю душу вкладывали родители в обучение и воспитание любимого чада. Вот только выросла дочурка и перестала к родителям относиться уважительно.

Муженька в дом отчий привела, а он церемониться со стариками не стал и на предложение тещи курить на балконе “одел” ей на голову пепельницу. Петр Иванович стал за жену заступаться, так зятек как двинул старику, что тот с постели неделю не вставал.

Что же дочка? Думаете, выгнала нерадивого хлопца? Ан нет! Не только не выгнала, еще и родителям наказала “не лезть не в свои сани”, а то, мол, и так ей всю жизнь испортили. Жена Петра Ивановича от такого заявления инсульт мгновенно получила, до больницы довезти не успели...

Поплакал старик, поплакал, да стал жизнь заново строить. А дочка с мужем совсем распоясались - выгоняют деда из дома, мол, мешает он им. “Куда ж я пойду, доченька?” - спрашивает Петр Иванович, не веря словам. А “милая девочка” отвечает: “В дом престарелых иди или в подвал - там твое место!!!”

Не вынес Петр Иванович обиды от родного дитятка и ушел. А когда вернулся, замки заменены на новые, а вместо деревянной двери - стальная стоит, не хочет пускать “непрошенного” гостя в дом родной...

С тех пор живет Петр Иванович, где придется: то соседи приютят, то в подвале, как и пророчила его доча, переночует... Да гармонь у него осталась - подруга верная, поэтому, бывает, на свадьбы его зовут для веселья.

Сегодняшняя интерпретация в реальной будничной жизни

Кто они, пожилые люди, - безликие существа или часть этого мира? Вопрос, может быть, и неуместный, но, судя по поступкам большинства, я бы выбрала первый вариант.

Толкнули бабушку - прошли мимо, рвались вперед на электричку, пользуясь молодостью и прытью, не уступили место, влезли без очереди, а может, даже послали какую-нибудь старушку с палочкой в места не столь отдаленные? И после этого вы говорите: неуместный вопрос! Где цензура?

А цензоры, простите, кто? Вы, которые не уважаете даже своих родителей, вы, которые залегли под крыло государственной политики. Уничтожить русскую нацию! Вот ваши приоритеты! Так о чем мы говорим? Уважать других, не уважая себя? Нет, ребята, такое невозможно.

Попробуйте представить себя на месте этого самого пожилого человека. Они лишены всего, крохотная пенсия, позволяющая лишь оплатить коммунальные услуги и не умереть с голоду. Да, некоторым помогают дети, внуки, но это единицы, иной молодежи самой надо помогать. Вот и тянут они эту непосильную лямку. Зачем? Да потому что так привыкли.

Всю жизнь трудились, а в итоге “на бобах”. Ни к родственникам съездить в другой город, ни даже деликатесами побаловаться на старости лет. А ведь мечтали на пенсии весь мир объездить.

Порой увидим по телевидению какой-нибудь сюжет о судьбе старшего контингента, душещипательные материальчики, да и переключив пульт на любимую “няню Вику”.

Так что нам, простым обывателям, мешает стать чуточку добрее? Ответ нашелся удивительно легко. В соседней квартире юная нимфетка Рита мне с порога так и заявила: “А человек от природы злой!” А что, измениться слабо?

А к чему меняться, нам ведь и так неплохо. Что человеку, этому “злобышу”, надо: всего лишь удовлетворить свои низменные потребности! О какой эстетике собственного воспитания может идти речь, если есть только одно желание: набить брюхо? Мне воскликнули: а пенсионеры тоже такими были в молодости!

Во-первых, в этой молодости, господа хорошие, вас не было. Во-вторых, смею заметить, время было другое - приходилось отказывать себе во всем на благо государства. Сейчас мы живем в свободной стране - “хочешь жить - умей вертеться”. А раньше, что было раньше? Форменные платья, грубые цигейки и булка черного хлеба на всю семью...

Какие деликатесы, вы что? Колбаса-то домашняя не всегда была на столе, хотя свиней держали многие! Мне тут как-то кое-кто из молодого поколения высказал: “А что, им охота была на скотном дворе копошиться?” Нет, неохота им было, как и вам, впрочем. Но кушать-то хотелось. Послевоенное время, пустые прилавки, а вы чего ждали?

Да, они стали агрессивными - общество накладывает свои коррективы. Озлобленность - это ответная реакция на действия окружающих, на грядущую старость, на туманное будущее... Давайте изменим себя, ведь это нам ничего не стоит! Не проходите мимо слепого деда, тычущего палочкой по ровному асфальту. Остановитесь, видя бабушку с тремя тяжелыми авоськами. Уступите, наконец, место, нависшим над вами пенсионерам! Потом вам самому будет приятно от осознания чего-то хорошего.

На бывших советских праздниках я часто встречаю пожилых людей в орденах и медалях. Мое сердце радуется за их неоценимый труд, вклад в нашу жизнь, но, с другой стороны, именно здесь я понимаю, как они на самом деле одиноки и обделены. Кто же их обделил? Государство - отчасти. Отчасти - их семья. А отчасти - неоправданные, никогда не осуществимые надежды.

Есть ли сейчас неработающие пенсионеры? Почти нет, копеечная пенсия не дает возможности к более-менее сносному существованию. О каком “роскошестве” кричат с трибун депутаты? У них, может, и есть это самое “роскошество”, а у пожилых людей – только ирреальные надежды и скромные мечты...

Может быть, после прочтения моего материала у вас дрогнет какая-то струна. Не надо думать о глобальных переменах, съездите к своим (!) пожилым родственникам и выкопайте хотя бы картошку, которую они для вас же и садят... И не надо кричать “зачем, мы купим сами”, просто помогите. Они хотят быть кому-то нужными, а вы отталкиваете их. Пересмотрите свое отношение - ведь ваша старость тоже когда-нибудь наступит...

Татьяна КИВАЕВА.


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100