Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 43 (711) от 1 ноября 2006  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

В гибели “Синегорья” виновата КНДР?

Михаил Войтенко

АС «Синегорье», судовладелец ООО «Транзит север-восток», следовал в 60 милях вдоль северо-восточного побережья Южной Кореи в Японском море, из п/п Пластун (Приморье) в п. Чангшу (Китай) с грузом леса 3283,9 куб. м. В 06.40 23.10.06 в условиях штормовой погоды произошел сброс груза (около 1000 куб. м).

При этом был снесен правый фальшборт, вентиляционные колонки и повреждена палуба, что послужило причиной поступления воды в трюм и балластные танки.

В 06.40 капитан судна информировал МСКЦ Владивосток о состоянии судна, а в 06.57 – передал аварийный сигнал. В район АС направлены патрульное судно Южной Кореи, иностранное судно «Cielo Lusia» флаг Панама и израильское судно «Zim Virginia». МСКЦ Южной Кореи сделано предложение на проведение авиационного поиска.

На 16.00 находящиеся в районе АС патрульное судно Южной Кореи и панамское судно «Cielo Lusia» на экранах своих РЛС отметки т/х «Синегорье» не наблюдают. Предположительно судно затонуло.

“ИЗ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ СООБРАЖЕНИЙ”

Власти КНДР лишь 25 октября... Что? Быть может, выслали своих спасателей, вывели в море и подняли в воздух все, что может держаться на воде или в воздухе? Нет! Они лишь сообщили: “Наша сторона из гуманистических соображений решила позволить команде спасателей на одном корабле и одном самолете войти на нашу территорию”, - процитировал послание военных властей КНДР дежурный сотрудник морской полиции Южной Кореи Ким Хван Ген.

Тем временем:

- второй помощник “Синегорья”, Вячеслав Лозицкий сообщил, что они не получили штормового предупреждения;

- глава Ассоциации дальневосточных капитанов Петр Осичанский выдвинул причину - судну 27 лет, и чего с него спрашивать, кроме катастрофы, тем более, что ряд лет оно работало под удобным флагом;

- прокуратура возбудила уголовное дело и рассматривает три версии - неправильное управление судном в шторм, либо неправильная погрузка, либо неодолимые силы стихии.

Шторм, что-ли, засудят? Это экстремальная ситуация, когда под влиянием смертельной угрозы люди могут совершить, и чаще всего совершают, ошибки. А после этого против них еще и дело?

27 лет судну, ну и что? Оно получило класс российского регистра, что совсем даже немало. Российский регистр старается свою марку держать и классом не разбрасывается. Кстати, в Приморском и Дальневосточном пароходствах есть суда и постарше, и ничего, работают.

Все эти суда небольшого тоннажа, с ограниченным, как правило, районом плавания. Максимальное удаление от ближайшего порта-убежища на всем пути следования – 50 миль.

Посмотрите на карту Японского моря, маршруты – Россия-Япония, Россия-Корея, Россия-Китай. Теоретически можно найти такой путь, который проходит, так сказать, по-над берегом. Например, из портов Приморья вдоль Приморья и побережья Хабаровского края в Татарский пролив, затем скачок к Сахалину, затем вдоль Сахалина к Хоккайдо и далее петли вдоль Японии. Если рейс в Корею или дальше – в Китай, идем по-над берегом Приморья и затем Корейского полуострова.

МЕТОД ПЕРЕБЕЖЕК

Никто, понятно, так не ходит – это-ж какие расходы времени и топлива. Все идут напрямую, даже суда смешанного “река-море” плавания, которым попадание в крепкий шторм в центре Японского моря смертельно опасно. Как они на такое осмеливаются?

Да очень просто, и при этом с большой степенью безопасности. Методом перебежек. Если тихо и спокойно – вперед. Если погода явно пакостная – забился в любую бухту и отстаивайся. Вот она, хорошая морская практика на деле – плавание в сложном и опасном бассейне с учетом его особенностей, погоды, местных условий.

Но море есть море, особенно дальневосточное. Как ты ни берегись, а угодить в бяку все равно можно.

ЧЕРНАЯ ДЫРА ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ МОРЯКОВ

Ладно, не угадали, угодили в шторм. Дальше что? Если капитан считает, что шторм может угрожать судну и грузу, он обязан предпринять все действия, чтобы уйти от опасности. В данном случае – это скорейший выход к укрытию в виде Корейского полуострова. Спрятался под корейский берег – и плыви себе, как по луже.

Однако Корейский полуостров он у нас разный. Диаметрально противоположный. Одна сторона – это Южная Корея, немедленно бросившая в море и в воздух все, что могла, а другая сторона – КНДР. Черная дыра дальневосточных моряков. Ответственно заявляю – дальневосточные моряки предпочтут рискнуть гибелью, нежели заходить в воды КНДР в поисках убежища. Я переговорил с несколькими местными судавладельцами – ответ один.

Вот вам случай с теплоходом “Терней” в ноябре прошлого года. Аналогичная ситуация. “Терней” следовал из Пусана в Приморье, попал в такой-же шторм и решил укрыться в водах КНДР. Его задержали и кое-как, с помощью МИД, через месяц, что-ли, вырвали. Уже и не чая. Естественно, владельцам судна никто никакого ущерба не возместил.

Политика КНДР сделала море намного более опасным. “Терней” в прошлом году, “Синегорье” в этом. Кто следующий?

Чего вообще ждать?

С неба на моряков валятся увесистые останки северокорейского ракетостроения, начиненные явно не мармеладом. В море моряки предпочитают тонуть, но не идти в кошмары северокорейского гостеприимства, наполненного гуманистическими соображениями (см. заявление КНДР выше). На земле члены семей моряков ждут, чем и как их порадует пытливая северокорейская наука – подземными ли, надземными, прицельными или по площадям, ядерными испытаниями…

А в это время некоторые наши политологи выражают озабоченность решением США и Японии проверять северокорейские суда, и пугают дальневосточных моряков ужасами – мол, скоро США начнут досматривать и российские суда, прямо на выходе из дальневосточных портов. Где же элементарный здравый смысл?

Если числящиеся пропавшими пятеро погибли в водах КНДР (а они действительно там погибли - Ред.), то они – на совести властей КНДР.

Михаил Войтенко, Москва - Владивосток.
26 октября 2006 г.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100