Экономика
Кто загнал «Синегорье» в шторм?
Надежда Алисимчик
Для безопасности мореплавания мореходные компании заключают с ПРИМПОГОДОЙ договор на специализированное обслуживание. Кроме того, эти компании имеют собственную службу безопасности мореплавания, которая в форс-мажорных обстоятельствах тесно работает с морскими прогнозистами.
Они совместно осуществляют проводку судов, уточняя и корректируя их маршруты во время штормов. Ведь кроме прогностической карты важны еще рельеф дна моря, очертания прибрежной полосы и тоннаж судна.
По международной договоренности разработана система портов-укрытий для судов во время шторма. Проектировщиками закладывается расстояние, на которое суда могут удаляться от берега, исходя из класса судна. Все это учитывается при специализированной проводке судов.
Кроме того, находящиеся в море суда должны быть оборудованы судовыми гидрометстанциями, проводить наблюдения и передавать информацию в Гидрометслужбу. Эта информация позволяет уточнять прогнозы на акватории моря. В настоящее время на судах это правило практически не выполняется.
Как сообщил начальник Приморского управления гидрометслужбы (ПУГМС) Борис Кубай, т/х “Синегорье“ на специализированном гидрометеорологическом обеспечении в ПУГМС не находился.
“Приморское УГМС не располагает сведениями, какой прогностической информацией пользовался судоводительский состав т/х «Синегорье», поэтому оценить их квалификацию в области прогнозирования опасных гидрометеорологических условий и осведомленность об ожидаемых погодных условиях мы не можем.
На ухудшение погодных условий в Японском море указывал весь прогностический материал с трехсуточной заблаговременностью. Судно вышло на маршрут 21 октября в 19.00.
Прогноз Приморского УГМС, переданный в эфир в 20.00 часов 21 октября на следующие сутки (т.е. на 22 октября) был штормовой. В заливе Петра Великого и прилегающей акватории Японского моря днем, 22 октября, ожидался штормовой ветер 15-20 м/с северо-восточного направления.
22 октября в 20.00 был передан прогноз (судно в это время находилось в районе действия нашего прогноза), где ожидалось дальнейшее усиление ветра до 17- 22 м/с, а утром следующего дня (23 октября) - усиление ветра до 26-28 м/с, и увеличение высоты волн до 4,5 м.
Судно, продолжая следовать на юго-запад, не выходило из зоны шторма, в результате чего попадало в более сложные погодные условия – в район, где ожидалось наиболее опасное волнение».
Так прокомментировали ситуацию ведущие специалисты ПУГМС.
По их мнению, т/х «Синегорье» должен был укрыться в Находке и переждать шторм. По общему прогнозу погоды судоводители могут уловить тенденцию изменения погоды, но не могут спрогнозировать погодные условия на маршруте с достаточной заблаговременностью.
А специализированный прогноз на три дня вперед по маршруту следования судна, составленный специалистами ПУГМС, обошелся бы судовладельцам всего в 1 тысячу рублей. Этот прогноз давал шторм. Но этого прогноза у “Синегорья” не было.
А шторм разыгрался. Остается выяснить, кто загнал в него судно.
Надежда Алисимчик.
СПРАВКА Информация общего назначения, выпускаемая для морских потребителей по акватории Японского моря. 1. Приморское УГМС 2 раза в сутки выпускает в эфир прогнозы погоды на русском (информация “МЕТЕО”) и английском языках (“НАВТЕКС”) по своей зоне ответственности (200-мильная зона РФ, что соответствует зоне МЕТАРЕА 13 в Японском море). А также при необходимости штормовые предупреждения. 2. По большей части акватории Японского моря по зоне МЕТАРЕА 11, где произошло кораблекрушение, выпускает гидрометеоинформацию Японское метеоагентство. Информация идет в эфир как по Safety Net, так и по “НАВТЕКС”. 3. По “НАВТЕКС” информацию выпускает и КНР. 4. Информация по “НАВТЕКС “ передается на частоте 518 кГц каждым государством 2 раза в сутки на период 24 и 12 часов в определенные часы, штормовая информация - вне расписания. 5. Японское метеоагентство выпускает в эфир прогностические карты погоды и волнения, которые являются для Приморского УГМС одним из многих источников прогностической информации, а для штурманского состава и судовладельцев чаще всего - основным источником прогностической информации. 6. Основными прогностическими картами являются карты, составленные на основе фактического материала от 12.00 UTS текущих суток на 24, 36, 48, 72, 96 и более часов вперед. Эти карты поступают во второй половине ночи, утром. |
Другие статьи номера в рубрике Экономика: